Природно-климатические условия. География палестины Религия и литература

Общая информация о Палестине.

Географическое положение Палестины

Страна на Ближнем Востоке. Палестина, территория которой в течение долгого периода была оккупирована Израилем, в настоящее время находится под управлением палестинской администрации. Страна разделена на две части: Западный берег реки Иордан (площадь 5 879 км2), который граничит с Израилем на севере, западе и юге, с Иорданией - на востоке; сектор Газа (378 км2), который на юге граничит с Египтом. Общая протяженность границы 468 км, длина береговой линии - 40 км. Общая площадь страны 6 240 км2. Территория страны холмистая. Палестина бедна природными ресурсами. Пахотные земли занимают 27% территории, луга и пастбища - 32%.

Столица - Рамалла

Язык - Арабский

Новый израильский шекель

Своя валюта отсутствует. На всех территориях Палестины распространен Новый израильский шекель, а на Западном берегу реки Иордан имеет хождение иорданский динар.

Безвизовый въезд по загранпаспорту > 6 мес. действия. Дети: Доверенность от родителя(-ей) на детей до 18 лет.

Время Палестины

Отстаёт от московского на -1 часа зимой и на -2 летом. Перехода на летнее время нет. Универсальное координированное время UTC +2

Подавляющая часть населения автономии - мусульмане суннитского толка. Около 10% составляют христиане, проживающие преимущественно в Вифлееме, Бейт-Сахуре и Рамалле.

Культура

Страна является носителем древнейшей арабской культуры.

Субтропический климат распространяется на всю небольшую территорию автономии, хотя из-за особенностей географического положения и рельефа встречаются участки с тропическим сухим и умеренным типом климата.

Средние температуры января от -6 до +18°С, июля - от +24 до +30°С, но одна и та же температура из-за разницы во влажности воздуха в разных районах страны воспринимается по-разному. Осадков выпадает от 100 до 800 мм в год, преимущественно зимой (с ноября по март). Наибольшее количество осадков выпадает обычно в декабре-феврале.

Растительный мир.

Из растений широко распространены вечнозеленый дуб, терпентиновое дерево, маслина, фисташка, можжевельник, лавр, земляничное дерево, иерусалимская сосна, платан, иудино дерево, в горах - таборский дуб и сикомора. На заболоченных участках Галилеи растут папирус, олеандр, вербейник.

Животный мир.

Животный мир Палестины сравнительно беден. Крупные млекопитающие почти повсеместно истреблены. В пустыне Негев водятся шакалы, полосатые гиены; встречаются мелкие лисы, дикобразы, ежи, зайцы, кабаны. Повсюду обычны змеи, черепахи, ящерицы. Насчитывается около 400 видов птиц, в том числе грифы, пеликаны, аисты,совы.

На севере Палестины, по склонам Ливанских гор лежит Галилея. Живописные холмы, зеленые пастбища, бесчисленные сады делали Галилею самой красивой частью Палестины. Главную же ее красоту составляет и теперь Галилейское озеро, которое также называется Геннисаретским или Тивериадским (оно имеет двадцать слишком километров в длину и немного больше девяти в ширину). Берега этого озера во времена Спасителя были покрыты богатой растительностью; тут росли пальмы, виноградные лозы, фиги, миндальные деревья, цветущие олеандры. Красивые города: Капернаум, Тивериада, Хоразин и Вифсаида, расположенные по берегам этого озера, были невелики, но очень многолюдны. Жители их вели жизнь простую и трудолюбивую. Они обрабатывали каждый клочок земли, занимались торговлей, разными промыслами, главным образом рыбной ловлей.

Самая большая часть Палестины, к югу от Самарии, называется Иудеею. Западная часть ее представляет равнину, изрезанную мелкими потоками, впадающими в Средиземное море. Эта равнина, постепенно поднимается к востоку и кончается иудейскими горами; с древнейших времен она славилась своим плодородием.

Главная река Палестины - Иордан. Иордан начинается в Ливанских горах в виде чистых горных ручьев. При спуске в долину, эти ручьи составляют одну реку, которая разливается и образует Галилейское озеро.

Достопримечательности Палестины

Пещера Рождества - это одна из самых важных и святейших достопримечательностей Палестины. Именно Пещера Рождества считается той самой пещерой, располагающейся в скале, где родился Иисус Христос от Девы Марии.

Официальное название - Палестинская национальная автономия (ПНА) (Palestine National Authority). Расположена в юго-западной части Азии у берегов Средиземного моря. Состоит из двух отдельных территорий: Западного берега реки Иордан и сектора Газа. Площадь - 6,2 тыс. км2: Западный берег - 5,8 тыс. км2, сектор Газа - 360 км2. На начало 2000 под контролем ПНА находилось де-факто 4,4 тыс. км2, что составляет менее 40% общей площади, предназначенной ООН для Арабского палестинского государства. Численность населения - 3,4 млн чел. (июль 2002). Государственный язык - арабский.

15 ноября 1988 Национальный совет Палестины провозгласил Иерусалим столицей Арабского палестинского государства. В настоящее время полностью контролируется Израилем.

Государственные праздники - День начала «палестинской революции» 1 января (1965), День провозглашения Государства Палестины. 15 ноября (1988), День международной солидарности с палестинским народом 29 ноября. Денежные единицы: израильский шекель (равен 4,7 долл. США, 2002) и иорданский динар (равен 0,7 долл. США с 1996).

Член Лиги арабских государств, Организации Исламская конференция и ряда других. Поддерживает дипломатические отношения со 120 государствами мира.

Достопримечательности Палестины

География Палестины

ПНА граничит: на Западном берегу - с Израилем (административная граница - 307 км), с Иорданией (97 км), в секторе Газа - с Египтом (11 км). Находится в зоне субтропического климата средиземноморского типа с сухим, жарким летом и мягкой зимой, с крайне скудным количеством осадков: от 500 мм в гористых северных и центральных районах Западного берега до 50 мм на побережье Мёртвого моря. Среди немногочисленных рек наиболее крупная - река Иордан, вытекающая из Тивериадского (Генисаретского) озера на севере и впадающая на юге Западного берега в Мёртвое море. Не обладает сколько-нибудь значительными природными ресурсами, за исключением калийных солей, натрия и брома в Мёртвом море.

Население Палестины

Из общей численности населения 3,4 млн чел. на Западном берегу проживает 2,2 млн, в секторе Газа - 1,2 млн (2002). Численность населения за последние 30 лет увеличивалась в среднем на 3,5% в год. Возрастная структура населения: 0-14 лет - 44,1%, 15-64 года - 52,4%, 65 лет и более - 3,5%. Дети и подростки до 15 лет составляют 46% всей численности ПНА. 42,6% населения - беженцы, преимущественно из западных областей, занятых Израилем.

Демографической структуре ПНА свойственны высокая концентрация и плотность населения вокруг городских центров, в немалой степени связанная с существованием здесь лагерей для беженцев. Так, по данным Агентства ООН по оказанию помощи палестинским беженцам (ЮНВРА), в конце 1980_х гг. только на Западном берегу функционировало 20 таких лагерей с населением 385 тыс. чел., включая один лагерь на территории муниципалитета Иерусалим. Максимальная степень плотности и концентрации населения характерна для сектора Газа. В лагерях для беженцев проживало 2/3 всего населения этого района.

В кон. 1980-х гг. на Западном берегу располагались 12 городов и, по разным данным, от 377 до 403 деревень; в секторе Газа - 3 города и 4 деревни. Наиболее крупные города: Иерусалим, в восточной (арабской) части которого проживало 136 тыс. палестинцев, Рамалла, Иерихон (Ариха), Наблус, Вифлеем, Хеврон, Дженин, Калькилийя, Салфит, Тубас, Тулькарм, Северная Газа, Газа-сити, Хан-Юнис, Дейр аль-Балах, Рафах.

Важной чертой демографической структуры населения ПНА является их национальная и религиозная однородность: подавляющее большинство (83%) жителей этих территорий - арабы, т.е. палестинцы, говорящие на арабском языке. По своей религиозной принадлежности 75% населения исповедуют ислам суннитского толка; остальные: евреи - иудаизм, христиане - православие и католицизм.

История Палестины

В результате 1-й мировой войны Великобритания захватила у Оттоманской империи (Турции) территорию, которую в древности именовали Палестина. Она получила мандат на эту территорию и восстановила ее историческое название. В тот период название «Палестина» распространялось на всех жителей - арабов, евреев и христиан. В 1946 Трансиорданский сектор Палестины был выделен Великобританией в качестве самостоятельного королевства. 29 ноября 1947 Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 181, предусматривавшую прекращение мандата Великобритании на Палестину и создание на её территории двух независимых государств - арабского и еврейского. Для Иерусалима учреждался специальный международный режим с особым статусом под управлением ООН. Резолюцию поддержали США и СССР, но Лига арабских государств выступила 17 декабря 1947 с заявлением о том, что не допустит реализации этой резолюции, так как она предусматривает создание еврейского государства.

14 мая 1948 Великобритания объявила о прекращении своего мандата и выводе своих войск. В ночь с 14 на 15 мая Еврейское агентство объявило о создании Государства Израиль на отведённых ему в резолюции территориях. США и СССР признали Государство Израиль. Иррегулярные части арабов из Египта, Сирии и Ирака начали подтягиваться к Палестине и занимать военные базы, освобождаемые англичанами, и 15 мая регулярные армии Египта, Трансиордании, Ирака, Сирии и отдельные контингенты из Саудовской Аравии под знаменем Лиги арабских государств вступили на территорию Палестины. Арабо-израильская война 1948-49 закончилась поражением арабских армий и захватом Израилем значительных палестинских территорий, отводившихся согласно резолюции ООН под создание арабского государства, а также западную часть Иерусалима. Трансиордания заняла Западный берег и Восточный Иерусалим, а Египет - район Газы. На долгие десятилетия возникла проблема палестинских беженцев. В 1950 король Трансиордании аннексировал Западный берег и переименовал страну в Иорданию.

С сер. 1960-х гг. инициатива в противостоянии Израилю и борьба за создание Палестинского государства начала переходить к самим палестинцам. В 1964 была создана Организация освобождения Палестины (ООП), которая объединила под своей крышей разрозненные группы и организации федаинов. В том же году были сформированы Национальный совет Палестины (палестинский «парламент в изгнании») и Исполнительный комитет («правительство в изгнании»), которые с 1969 неизменно возглавляет Ясир Арафат - руководитель организации «Аль-Фатх», ставшей с 1969 головной организацией ООП.

5 июня 1967 началась «Шестидневная война» между арабами и Израилем после того, как руководство Египта потребовало от ООН вывести чрезвычайные силы ООН в Синае, служившие там буфером между противостоящими силами. Израиль нанёс удар первым и 5 июня 1967 уничтожил большую часть авиации Египта на аэродромах. 10 июня война фактически закончилась, и результатом её была оккупация Израилем Западного берега, сектора Газа, египетского Синая, сирийских Голанских высот и Восточного Иерусалима.

22 ноября 1967 Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 242, в которой излагались принципы мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Египет и Иордания признали эту резолюцию, выставив ряд предварительных условий для проведения мирных переговоров. Израиль также признал резолюцию № 242, заявив о необходимости прямых переговоров с арабскими государствами и заключения всеобъемлющего мирного соглашения. Сирия отвергла резолюцию, резко высказавшись против уступок, которые она требовала от арабских стран. ООП также подвергла резкой критике резолюцию № 242. Решение проблемы зашло в тупик.

В течение 1970 в Иордании, где обосновалась ООП, начало усиливаться напряжение между королевской властью и палестинцами. В результате столкновений ООП была выведена из страны и её силы перегруппировались в соседний Ливан.

В октябре 1973 вновь начались военные действия между Египтом и Израилем в районе Суэцкого канала и Синая, а также между Израилем и Сирией на Голанских высотах. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 338 (1973), в которой были подтверждены принципы мирного урегулирования, закреплённые в резолюции № 242, и призвал стороны к началу мирных переговоров на их основе. Призыв ООН к прекращению огня был подтверждён позднее в резолюции Совета Безопасности ООН № 339 (1973). В октябре были созданы миротворческие Чрезвычайные вооружённые силы ООН. Израиль и Египет (1974), а затем Израиль и Сирия (1975) согласились на разъединение своих Вооружённых сил. Для контроля за соблюдением соглашений между Израилем и Сирией были учреждены Силы ООН по наблюдению за разъединением (СООННР). Мандат СООННР в зоне противостояния Египта и Израиля истёк в июле 1979 после заключения мирного договора между этими странами. Но на Голанских высотах СООННР продолжают функционировать до сих пор.

В 1974 король Иордании аннулировал своё право представлять на международной арене палестинский народ и признал таковое за Исполнительным комитетом ООП.

В декабре 1987 на оккупированных Израилем территориях началось народное восстание, выдвинувшее в качестве основных лозунгов прекращение израильской оккупации и создание независимого Палестинского государства. 15 ноября 1988 Организация освобождения Палестины провозгласила создание на Западном берегу и в секторе Газа Государства Палестина,признала резолюции Совета Безопасности ООН по урегулированию ближневосточного конфликта, в т.ч. право Израиля на существование, выдвинула требования ухода Израиля со всех палестинских и арабских территорий, оккупированных им в 1967, включая арабскую (восточную) часть Иерусалима, и ликвидации всех израильских поселений, созданных на этих территориях.

США и многие другие страны установили дипломатические контакты с Организацией освобождения Палестины 18 ноября 1988 СССР заявил о признании Палестинского государства. В январе 1990 представительство ООП в СССР, существовавшее с 1981 и имевшее статус дипломатической миссии, было преобразовано в посольство Государства Палестина.

В октябре 1991 в Мадриде открылась международная конференция по Ближнему Востоку, положившая начало мирному процессу в регионе. 13 сентября 1993 премьер-министр Израиля И. Рабин и генеральный секретарь ООП М. Аббас подписали Декларацию принципов о временных мерах по самоуправлению, определившую основы организации временного самоуправления палестинцев в секторе Газа и на Западном берегу (Осло 1). В 1994 и 1995 сторонами были подписаны дополнительные соглашения, которые определяли условия пятилетнего переходного периода и организации палестинского самоуправления на палестинских территориях (Осло 2) - Палестинской национальной автономии. В результате в 1996 были проведены выборы в Палестинский законодательный совет, выборы президента, а также сформировано правительство.

4 мая 1999, по истечении пятилетнего переходного периода, предусмотренного Декларацией принципов и дополнительными соглашениями, между Израилем и ПНА должна была состояться договорённость об определении окончательного статуса Палестинской автономии и о создании Палестинского государства. Однако к этому сроку сторонам не удалось договориться, переговоры были прерваны из-за разногласий по ряду принципиальных вопросов: территориального разграничения между Израилем и Палестинским государством, статуса Иерусалима, судьбы еврейских поселений и возвращения палестинских беженцев.

В сложившейся обстановке 30 апреля 2003 представителями международного сообщества - «четвёркой международных посредников»: Россией, США, ЕС и ООН - был выдвинут проект выхода из кризиса «Дорожная карта». Этот проект предусматривает мирное продвижение к постоянному урегулированию палестино-израильского конфликта в 3 этапа в соответствии с принципом сосуществования двух государств. Конечная цель плана - окончательное и всеобъемлющее урегулирование конфликта к 2005. Этап I: окончание террора и насилия, нормализация условий жизни палестинцев, формирование палестинских институтов. Этап II: создание независимого Палестинского государства во временных границах и с атрибутами суверенитета на основе новой Конституции. Этап III: соглашение по постоянному статусу и окончание палестино-израильского конфликта.

Логическим продолжением последовательных усилий международного сообщества по урегулированию палестино-израильского конфликта стало принятие 19 ноября 2003 Советом Безопасности ООН предложенной Россией резолюции № 1515, в которой выражается поддержка проекта «Дорожная карта» и содержится призыв к сторонам выполнять ее положения в сотрудничестве с «четвёркой».

Государственное устройство и политическая система Палестины

По своему политическому устройству ПНА фактически представляет собой политический кондоминиум Израиля и палестинской администрации. В существующей структуре власти наиболее важные полномочия - внешние связи, внутренняя и внешняя безопасность, общественный порядок и безопасность в местах израильских поселений - сохраняются за Израилем. Кроме того, согласно Меморандуму, подписанному представителями палестинской и израильской властей в сентябре 1999 в Шарм-эль-Шейхе, Израиль продолжает полностью контролировать т. н. зону С (малонаселённые районы, еврейские поселения, а также важные для Израиля военно-стратегические места на Западном берегу и в секторе Газа), составляющую в общей сложности более 50% всей территории ПНА. Полномочия палестинской администрации распространяются на большинство палестинских городов (зона А) и сельских населённых пунктов Западного берега (зона В).

В Палестинский законодательный совет входит 88 чел. Правительство состоит из 26 чел. В его функции входит: регулирование экономической жизни, обеспечение безопасности в зоне ответственности ПНА, налогообложение и социальное обеспечение, образование, здравоохранение, культура, туризм.

Главным должностным лицом в структуре власти в ПНА, определяющим её внутреннюю и внешнюю политику, является Я. Арафат. Он совмещает должности президента ПНА и председателя Исполкома ООП, объединяя в своих руках все три ветви власти ПНА - законодательную, исполнительную и судебную.

Формирование судебной системы на территории ПНА, как и других органов власти, находится в стадии становления. Действуют светские и религиозные суды. Высший судебный орган - Верховный суд ПНА - уполномочен осуществлять надзop за деятельностью судов более низких уровней. Выдвижение, назначение и снятие судей находится в ведении Я. Арафата. Деятельностью шариатских судов формально руководит муфтий Палестины, хотя назначение членов шариатских судов находится под контролем Министерства юстиции. Шариатские суды занимаются главным образом вопросами «личного статуса мусульман» (женитьба, развод, наследное право и т.д.).

Территория ПНА делится на 16 административных единиц. Западный берег - 9 округов и 2 района. Округа: Дженин, Тулькарм, Калькилийя, Наблус, Иерусалим, Иерихон (Ариха), Вифлеем, Хеврон, Тубас. Районы: Салфит и Рамалла-аль-Бира. Сектор Газа - округа: Северная Газа, Газа-сити, Дейр аль-Балах, Хан-Юнис, Рафах. Мэры городов и председатели местных советов назначаются центральными властями ПНА, члены местных советов избираются населением. В непосредственном ведении местных властей находятся вопросы просвещения, культуры, санитарного состояния, здравоохранения, социального обеспечения.

Функции по охране порядка и безопасности граждан осуществляют силовые организации, прежде всего палестинская полиция. Её численность, по разным оценкам, составляет 30-45 тыс. чел. Наряду с регулярными частями полиции функционируют различного рода спецслужбы: «Служба_17», также известная как Президентская гвардия (ок. 3 тыс. бойцов), силы национальной безопасности, несущие патрульную службу и охрану границ (ок. 6 тыс. чел.), служба общественной безопасности (ок. 14 тыс. чел.), полиция охраны правопорядка (ПОП, 10 тыс. чел.). В задачу ПОП кроме поддержания правопорядка входит урегулирование кризисных ситуаций и борьба с терроризмом. Со времени создания ПНА на палестинских территориях действует также служба контрразведки, контролирующая общественно-политическую жизнь и положение дел в различных общественных движениях. Вся система правоохранительных органов и служб координируется Советом Безопасности Палестины (СБП), возглавляемым Я. Арафатом.

ПНА располагает весьма развитой общественной политической инфраструктурой. Хотя здесь нет партий в обычном понимании этого слова, но существуют различные движения и общественно-политические организации, которые представляют отдельные слои палестинского общества. Наиболее крупной и влиятельной организацией является «Аль-Фатх» - Движение освобождения Палестины. В современном палестинском обществе это своего рода «партия власти»: её функционеры и руководители занимают доминирующее положение в большинстве властных структур от президента до мэров городов. Другая влиятельная организация - «Хамас» («Движение исламского сопротивления») выступает за построение независимого исламского государства на всей территории Палестины, включая ту её часть, которая была выделена ООН для образования Государства Израиль.

Важную роль в общественно-политической жизни ПНА играют профессиональные союзы, объединяющие более 250 тыс. чел., женские организации, союзы студентов, писателей и журналистов, адвокатов, художников.

Экономика Палестины

Главные отрасли экономики ПНА - сельское хозяйство, промышленность, торговля и сфера услуг ориентированы на «общий рынок» с Израилем. Св. 60% сельскохозяйственной продукции этих территорий (в основном оливки, табак, цитрусовые, овощи и некоторые виды сырья) направляется на переработку и потребление в Израиль. Экспорт сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении - 603 млн долл. США. Общая стоимость импорта - 1,9 млрд долл. США (2002). Более 90% импорта приходится на потребительские товары из Израиля (текстиль, электротовары, транспортные средства, а также некоторые пищевые продукты - мука, сахар, рис).

Общая тенденция последнего времени в экономике - сокращение занятости населения в сельском хозяйстве, его «раскрестьянивание» и превращение в наёмных рабочих - полупролетариев. В 1990-х гг., по некоторым оценкам, до 50% активного населения Западного берега и Газы были наёмными рабочими, 66% из них были заняты в сфере услуг, 21% - в промышленности и 13% - в сельском хозяйстве. В структуре ВВП доля сельского хозяйства в 2002 составила 9%, промышленности - 28%, сферы услуг - 63%.

В промышленности преобладает мелкотоварное производство: небольшие предприятия, мастерские с числом рабочих от 50 до 10 чел. и менее (в основном по производству оливкового масла, мебели, текстиля, кожевенных изделий, мыла, пластиковых материалов). Некоторые промышленные предприятия на Западном берегу специализируются на производстве строительных материалов: цемента, нерудных ископаемых, строительного камня, мрамора. 90% промышленного производства ПНА идёт на местные рынки и лишь ок. 10% экспортируется в Израиль, Иорданию, Египет.

Специфика экономики ПНА - массовая миграция арабских рабочих на заработки в Израиль, где они используются главным образом на тяжёлых работах в строительстве, сельском хозяйстве, на прокладке дорог, в сфере городского обслуживания. В 1970-80-х гг. численность таких рабочих достигала 100-120 тыс. ежегодно. В 2000-03 в связи с введением израильским правительством практики закрытия границ с Западным берегом и сектором Газа эта цифра снизилась до 30-40 тыс.

ПHA принадлежит к числу тех стран, экономическая жизнеспособность которых в большой степени зависит от иностранной финансовой помощи. В 1994-98 эту помощь оказывали (в млн долл. США): арабский мир - 43, Европа (страны ЕС) - 277, США - 65, Япония - 62, МБРР - 24.

Бюджет 2002 (млн долл. США): доходы - 930, расходы - 1200, внешний долг - 108.

ВВП на душу населения в год - 800 долл. США. В наиболее трудном положении находятся палестинцы - жители лагерей для беженцев. Официальная сумма расходов ЮНВРА на 1 чел. Равна 37 долл. США в год. От недоедания, болезней, особенно желудочных, недостатка врачей детская смертность достигает 32%. Один врач приходится на 10 тыс. беженцев. Уровень безработицы превышает 30%, а в Газе - 60%.

Наука и культура Палестины

В ПНА сложилась достаточно развитая система просвещения, которая включает начальное школьное образование, школы 2-й ступени, университеты, колледжи, институты и профессиональные училища. В 2002/03 учебном году на Западном берегу и секторе Газа насчитывалось 1493 общеобразовательные школы (начального и подготовительного уровня) на содержании администрации ПНА, 244 частные школы и 269 школьных учреждений на попечении ЮНВРА в лагерях для беженцев. Во всех этих школах обучалось 984 тыс. учащихся по сравнению с 663 тыс. В 1995/96. По данным первой переписи населения, проведённой администрацией ПНА в 1997, системой просвещения охвачено в общей сложности 90% палестинцев. Широкая сеть школьных учреждений обеспечивает высокую степень грамотности населения палестинских территорий, которая составляет, по некоторым оценкам, более 70%.

Подготовка преподавательского состава для школ 1-й и 2-й ступеней, а также специалистов в различных областях знаний ведётся в высших учебных заведениях Палестинской автономии: в университетах «Бир-3ейт» (в окрестностях г. Рамалла), «Ан-Наджах», в институтах и колледжах г. Газа - Дженин, Наблус, Восточной части Иерусалима и других крупных палестинских городов. Большое число палестинских студентов получают образование за рубежом: в Египте, Ливане, Сирии, в странах Европы, в т.ч. в России. 21 апреля 1998 в Рамалле было подписано соглашение между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством высшего образования ПНА о сотрудничестве в области образования на 1998-2002. Всего в образовательных учреждениях Советского Союза и России подготовлено ок. 1,5 тыс. Палестинских специалистов с высшим образованием, в т.ч. кандидатов и докторов наук. Среди палестинцев - выпускников университетов за последние 20 лет св. 60% - специалистов гуманитарных и социальных областей, 36% - инженеров, специалистов сельского хозяйства, медицины.

Современная литература арабской Палестины состоит главным образом из произведений нового поколения палестинских писателей и поэтов. Наиболее яркие представители этого поколения: выдающийся палестинский поэт, лауреат международной литературной премии «Лотос» Махмуд Дервиш (цикл стихов «Песни моей маленькой родины», поэма «Стихи при отблеске выстрела»), поэты Самих аль-Касем, Муин Бсису. Писатели и поэты старшего поколения - Абу Салма, Тауфик Зайяд, Эмиль Хабиби. Произведения палестинских писателей изданы в Ливане, Египте, Сирии, в странах Европы, в т.ч. в Советском Союзе и России.

В последние годы заметное место в культуре арабской Палестине заняло изобразительное искусство, особенно живопись и графика. Наиболее известные палестинские художники: Исмаил Шаммут (картины «Добрая земля», «Женщины из Палестины»), Тамам аль-Акхаль, Тауфик Абдуляль, Абдедь Myты Абу Зейда, Самир Салама (полотна «Лагерь палестинских беженцев», «Мир и война», «Сопротивление народа»). Широкой популярностью среди палестинского населения пользуются произведения художника Ибрагима Ганема, которого справедливо называют «художником палестинской деревни». В своих картинах он показывает привычный повседневный труд крестьян-феллахов, их традиционные обычаи и обряды, красочные костюмы и танцы, наполненные солнечным светом пейзажи палестинских деревень. Это глубокое ощущение своей родной земли и обычаев её народа живописец тонко передаёт в композициях «Танцы на деревенской площади», «Жатва», «Сельский пейзаж». Столь же искренне и проникновенно показаны жизнь и труд крестьян и горожан в полотнах художников Джумарани аль-Хусейни («Сезон сбора оливок»), Лейлы аш-Шавва («Деревенские женщины»), Ибрагима Хазима («Девочки»).

Весомый вклад в развитие национальной культуры Палестины вносят деятели киноискусства. Среди работ молодых палестинских кинематографистов - «Хроника исчезновения» и «Божественное вмешательство» (реж. Илия Селейман, 2002), «Вторжение» (реж. Низар Хасан), «Хроника осады» (реж. Самир Абдулла, работающий во Франции), документальный фильм Мухаммеда Бакри «Дженин» (2002), «Свадьба Рана» (реж. Хани Абу Асад, Палестина - Нидерланды, 2002) и ряд других кинолент.

Для современного национального изобразительного искусства Палестины характерно стремление художников нового поколения к тесной связи с массами, к объединению творческих сил мастеров старшего поколения, находящихся в эмиграции (в Сирии, Ливане, Египте), с молодыми художниками, недавно пришедшими в искусство и живущими на палестинских территориях автономии. Эти новые тенденции к объединению всех творческих сил писателей и мастеров изобразительного искусства на территории автономии и палестинской диаспоры способствуют сохранению национальной общности и единства палестинского народа перед лицом выпавших на его долю тяжёлых испытаний и потрясений.

Возникновение государства, развитие экономики

В южной части Восточного Средиземноморья расположена Палестина. Это название она получила от племени филистимлян (от др.-евр. - пелиштим). В III тыс. до н. э. Палестину завоевали египетские фараоны. В XV-XIV вв. до н. э. в эти земли пришли племена хабири - древние евреи.

Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковыми. В северной части страны, в долине реки Иордан имелись хорошие условия для земледелия. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, позволявшие заниматься лишь скотоводством. В древнейшие времена здесь были одомашнены овцы, козы, ослы, крупный рогатый скот.

Завоевавшие Палестину евреи долго находились в условиях родового строя. Социальная ячейка (мишпаха) была основана на кровном родстве. Земля, имущество, рабы принадлежали всему роду, во главе которого стоял старейшина. В обществе действовало право первородства и левирата. Первородство обеспечивало старшему сыну привилегированное положение в семье и право на двойную долю наследства имущества. Согласно обычая левирата вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Эти обычаи ограничивали распыление имущества рода и способствовали концентрации его у отдельных людей.

Земля также принадлежала роду, общине. Каждая община имела своего начальника и жреца (левита). Община должна была выкупать своих членов, если они попадали в плен, сообща нести принудительные государственные повинности и работы. Земельные участки внутри общины распределялись по жребию. Даже царь не мог забрать у общины землю, а мог только ее купить. Однажды царь Ахаз забрал у одного общинника его землю, но этот поступок царя был признан незаконным. Цари могли увеличивать свои земли и раздавать своим приближенным, чиновникам и военачальникам только за счет земель захваченных в ходе войн.

Многие века Палестина входила в состав Египта. XI-X вв. до н. э. ослабление Египта позволило Палестине освободиться от его ига. Здесь были образованы самостоятельные государства. Первым из них было Израильское царство, основанное царем Саулом, который был провозглашен израильскими племенами на царство в XI в. до н. э. Второе царство - Иудейское образовал в начале X в. до н. э. в южной части Палестины сын Саула Давид. Он же объединил оба царства в единое Израильско-Иудейское царство. Столицей этого царства стал город Иерусалим.

Сельское хозяйство

Уже в III тыс. до н. э. племена в северной части страны перешли к оседлому земледелию. Здесь выращивали ячмень, пшеницу, просо, лен, овес. Кроме зернового хозяйства было развито садоводство. Страна славилась выращиванием винограда, смоковницы, маслин. Хорошо росли гранаты и на юге финиковые пальмы.


Около 3500 г. до н. э. в Палестине началось культивирование маслины. Путем многолетних селекции из дикой маслины выведены богатые маслом сорта, культивируемые и поныне. Оливковое масло использовалось в качестве пищевого продукта и для производства лекарств и косметических средств.

Во многих странах также было известно палестинское вино. Изображение виноградной лозы и гроздьев винограда было эмблемой Иудеи и чеканилось на древнееврейских монетах.

Иудея славилась с древнейших времен культивированием льна и изготовлением льняных тканей. Об этом свидетельствуют найденные в пещере Нахал Хемера льняные изделия, возраст которых 8500 лет.

Хорошо продуманная система орошения несмотря на жаркий климат позволяла выращивать влаголюбивые культуры, такие, как лен. В пустыне Негев найдены остатки такой системы I в. до н. э. Дождевую воду собирали в хранилищах и направляли на поля. Вокруг города Овдет на площади в 80 км 2 было построено 17 тыс. дамб.

Ремесла и торговля

Палестина не имела сколько-нибудь значительных полезных ископаемых и лесов. Сырьевая база для ремесел была ограниченной. В стране было много камня и глины. Поэтому большое развитие получило производство изделий из этих материалов. Палестинские камнетесы и гончары были известны на Ближнем Востоке.

В северной части Синайского полуострова на шахтах Негев во II тыс. до н. э. добывали медную руду. В X в. до н. э. при царе Соломоне эти шахты достигали 6 м в диаметре и соединялись галереями. Это самая первая на планете шахтно-галерейная система разработки медных руд.

С древнейших времен отдельные города специализировались на производстве узкопрофильной продукции. Например, ткацкими центрами были Иерусалим и Тель-Бейт-Мирсим. Ткани производили из шерсти и льна. За пределами страны ценились палестинские узорчатые ткани и одежда.

Палестина стала родиной стеклодувного дела. Первые на планете изделия из дутого стекла, относящиеся к 50-м гг. до н. э., сделаны в Иерусалиме.

Уже в VII в. до н. э. в Палестине разработали технологию изготовления писчего материала из шкур верблюда, который значительно позднее получил название пергамент.

Расположенная на пересечении важных торговых путей между Египтом, северными и восточными странами, Палестина уже в III тыс. до н. э. активно включилась в мировую торговлю. Из страны вывозили кожи, пшеницу, лен, оливковое масло, фрукты, вино, воск, шерсть, керамические изделия, пурпур, мирру, лекарства. Ввозили металл, металлические сосуды, дерево, слоновую кость.

Наибольшее экономическое развитие Израильско-Иудейское царство достигло в X в. до н. э. при царе Соломоне. В это время были проведены административные реформы, страна разделена для удобства управления на 12 округов, во главе которых были поставлены особые чиновники, ведавшие также сбором налогов и выполнением государственных повинностей. Укрепив мирные связи с соседями, Соломон развивал внешнюю торговлю. Он организовал торговые пути в Аравию, откуда стали поступать золото, слоновая кость, драгоценные камни. За рубеж вывозились зерно, масло.

Города. Строительство

Ремесла и торговля стали основой образования многочисленных городов. Первые города на планете появились в Палестине примерно 10 тыс. лет назад. Старейший из них - Иерихон. К VII тыс. до н. э. это был крупный по тем временам город-крепость с населением 2000 человек. Город был обнесен каменной стеной шириной 9 м. В центре крепости стояла башня из камня с винтовой лестницей внутри. С III тыс. существует город Лахиш. Древнейшими городами были Мегидо, Бет-Шан, Иерусалим.

Накопление в стране богатства позволило вести большие строительные работы. В Иерусалиме были сооружены большие дворцовые помещения, построен и богато украшен знаменитый храм в честь бога Яхве, возведены крепости в Иерусалиме, Мегидо, Гезере и других городах.

Канделябр из храма бога Яхве в Иерусалиме

После смерти Соломона его преемник не смог устранить накопившиеся многолетние противоречия между богатым земледельческим севером и бедным скотоводческим югом. Северный Израиль не был доволен большими налогами, которые перераспределялись в пользу бедного юга - Иудеи. Восставший Израиль отделился. В Палестине стало два самостоятельных государства. Израиль и Иудея снова стали вести борьбу друг с другом, приводившую к их ослаблению. Войны требовали денег, а это вело к усилению налогового гнета, обнищанию населения и социальным движениям в обоих государствах. Все это нашло отражение в первой социальной литературе - книгах пророков. Пророки, связанные с массой населения, в своих проповедях обличали богачей и власть за их богатство, алчность и призывали вернуться к прежней патриархальной жизни.

Распад государств. Диаспора

Борьба Израиля и Иудеи, социальные движения ослабили эти царства, и они стали добычей других государств. В 734 г. до н. э. ассирийский царь Тиглат-Палассар III захватил северную и северо-восточную Палестину, угнав большое число жителей в Ассирию. В 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II захватил Израильское царство и увел в Месопотамию и Мидию более 27 тыс. израильтян.

В 586 г. до н. э. пало Иудейское царство. Нововавилонский царь Навуходоносор после полуторагодичной осады взял главный город Иудеи Иерусалим, разрушил его и увел в Вавилон большое количество пленных иудеев (Вавилонское пленение). В Библии, в четвертой книге царств, записано, что Навуходоносор «вывез все сокровища дома Господня и сокровища царского дома; и изломал все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме господнем; и выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско, и всех плотников и кузнецов,... и художников, и строителей, всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон». Так закончилось Иудейское царство и начался многовековой вавилонский плен.

С падением древних палестинских государств Израиля и Иудеи резко ускорилась еврейская диаспора, т. е. расселение евреев за пределами Палестины. И до падения Израиля и Иудии проживали они в других странах, в основном незначительных колониях Сирии, Финикии и Египта, созданных торговцами и ремесленниками.

С массовым же принудительным увозом евреев в другие страны там создаются большие колонии, которые постепенно превращаются в большие города. Такими городами - экономическими центрами в Вавилонии были Негардея, Низибис, где жили одни евреи. Со временем экономическое положение жителей этих городов было настолько устойчиво, что даже после того как Нововавилонское царство вошло в состав Персидской империи и евреи получили право вернуться на родину, многие из них остались в Месопотамии. Более того, при поддержке персидских царей еврейские ремесленники, торговцы, лекари и другие специалисты стали переезжать на жительство в Элам, Персию, Армению, Малую Азию, где создавали новые колонии.

Чтобы не попасть в ассирийскую неволю, большое количество евреев с согласия египетских фараонов, нуждающихся в специалистах, переселились в Египет, образовав здесь общину, в которой проживало до одного миллиона человек.

Переселение евреев в Египет

Следующий крупный этап древнего еврейского рассеяния приходится на Римский период.

В I в. до н. э. Палестина, как и весь Ближний Восток, была захвачена Римом и стала одной из его провинций. Борьба за независимость и против экономического гнета в Палестине стала постоянной. В 66 г. н. э. в Иудее началось восстание, вошедшее в историю Древнего Рима как Иудейская война. Восставшие захватили важнейшие города страны, в том числе Иерусалим. Посланные для подавления восстания римские войска потерпели поражение. Однако прибывшие на подкрепление войска из Рима осадили Иерусалим. После пятимесячной осады город был взят. Сикарии, наиболее непримиримая часть восставших, освобождавших рабов и уничтожавших долговые документы, разбив римский гарнизон, захватили горную крепость Масада и удерживали эту крепость семь лет. Лишь подтянув крупные силы и создав в скалах площадку для установки тарана, римляни проломили стену и ворвались в крепость. Но оставшиеся в живых защитники, в том числе женщины, покончили жизнь самоубийством. Восстание было подавлено.

Местью римлян за поражение в начале восстания, за многолетнюю осаду крепости Масада, за падение имперского престижа от действий маленького народа были разрушение Иерусалима и его центрального храма как национального и религиозного центра и массовое выселение пленных евреев из Палестины.

Вспыхнувшее в 133-135 гг. новое восстание евреев также было подавлено римлянами. Евреи были выселены из Иерусалима. Десятки тысяч их в качестве пленных было вывезено в Италию, Грецию, Галию, Испанию. Так произошло второе и самое массовое принудительное рассеяние евреев.

Экономическое значение еврейского рассеяния для Палестины и других стран

Для Палестины рассеяние было огромным бедствием. Разрушены были семьи. В стране, лишившейся основной массы тружеников и в первую очередь специалистов, подорван генофонд нации. Палестина, бывшая одной из развитых стран Средиземноморья, оказалась в глубоком экономическом кризисе.

Определенное влияние оказала еврейская диаспора на экономику стран, в которые они вывозились. Здоровые и квалифицированные рабы укрепляли экономику этих стран. Позже пленные либо отпускались на свободу, либо чаще всего выкупались соплеменниками. Таким образом, в странах Азии, Африки и Европы были образованы значительные еврейские общины, игравшие известную роль в развитии экономики этих стран.

Масштабы, направления и специфика влияния диаспоры на экономику стран определялись рядом обстоятельств.

Земля - главное богатство всех народов, и коренное население любой страны стремится не допускать чужеземцев к владению ею. Поэтому приведенные в плен и получившие потом свободу или добровольно прибывшие в страну люди не имели права покупать земли, пригодные для земледелия. Вследствие этого еврейская, как впрочем и другая диаспора практически во всех странах, не могла заниматься сельским хозяйством, а вынуждена была включаться в процесс производства ремесленной продукции и оказания местному населению всевозможных услуг (строительных, торговых, медицинских и др.) и жить в городах.

Подавляющая часть еврейской диаспоры продолжала придерживаться своей религии, а потому не смешивалась с коренным населением, не ассимилировалась и жила обособленно. В суровых условиях чужбины, ограниченные во многих правах, в том числе из-за нежелания принимать чужую религию, евреи вынуждены были приспосабливаться к местным условиям и их изменениям, находить свою экономическую нишу и добиваться в ней успеха (иначе бы они не выжили), так как помощи ждать было неоткуда.

В связи с ограниченной сферой приложения труда им приходилось заниматься в основном ремеслом, торговлей и интеллектуальным трудом (врачи, законоведы, преподаватели, переводчики, писцы, художники, актеры и т. д.). Поколение за поколением они продолжали выбранную сферу деятельности. Накапливаемые опыт и мастерство передавались по наследству. Шел многовековой своеобразный естественный отбор. Выживали более умелые, умные, экономически активные индивидуумы.

После окончания плена евреи в странах, куда их переселили, были свободными людьми и не знали позже крепостной зависимости. Попытки местных феодалов в Средние века закрепостить евреев закончились неудачей из-за бунтов и благодаря поддержки их центральными властями, видевших в евреях источник своих доходов. Более того, во многих странах еврейские общины в результате борьбы получили право не только религиозной, но и в ряде случаев административной и юридической автономии (они имели свои внутренние выборные органы управления и суды).

Профессионализм, мастерство, личная свобода, быстрая приспосабливаемость к меняющейся обстановке послужили основой достаточно высокой экономической активности и экономической результативности еврейской диаспоры, а следовательно, и ее доходов. В свою очередь, власти стран, в которых проживали евреи, были в них заинтересованы как в специалистах и плательщиках налогов, часто повышенных, по сравнению с налогами, взимаемыми с коренного населения.

Для центральной власти еврейская диаспора была полезна и тем, что из ее среды она брала грамотных, активных управителей, чиновников. Не будучи выходцами из родовой аристократии и не имея в ней поддержки (даже, наоборот, получавшие противодействие как чужеземцы), эти чиновники не участвовали в дворцовых интригах и заговорах. Кроме того, находясь под постоянным контролем со стороны аристократии, они имели меньше возможности ошибаться, меньше позволяли себе личное роскошество и расточительство и меньше занимались казнокрадством. Не редко из среды еврейских чиновников выходили главные управители государства, министры и другие крупные чиновники, игравшие большую роль в экономике страны. Таким образом, для экономики стран, куда были переселены евреи, их диаспора оказала положительное влияние.

Помимо вклада в экономику стран, куда переселили евреев, они принесли туда новый духовный потенциал - христианство.

Еще во II в. до н. э. в Палестине, как реакция на социальные и экономические невзгоды населения, возникли общины - коммуны ессеев, где не было частной собственности, но был общий труд, совместное проживание и трапеза, равное распределение результатов труда и поддержка нетрудоспособных членов общины. Ессеи были иудаистами, но по своим философским воззрениям, этическим нормам и новым религиозным ритуалам они были непосредственными предшественниками христиан. Позже часть ессеев стала христианами и проповедниками христианства.

Первые христианские общины были созданы евреями в Палестине. Вынужденные разделить общие невзгоды евреи-христиане, переселенные со всеми из Палестины, создавали в новых странах свои общины и тем самым распространяли в Азии, Европе и Африке христианство, которое позже сыграло немалую роль в развитии экономики многих государств.

Земля Палестины дала миру величайшее историческое, литературное, публицистическое, религиозное произведение, книгу книг - Библию, где собраны древние мифы, религиозные трактаты, образцы светской и религиозной поэзии, социальные и политические речи. Библия - ценнейший источник и по истории экономики народов и государств Древнего Востока. В Библии излагается многовековая история еврейского народа и древних еврейских государств. История этих родственных государств, ведших борьбу друг с другом, показывает, каков может быть печальный конец для государств и народов, не сумевших найти общие интересы и не объединившихся в общей борьбе.

Вопросы для повторения

1. Расскажите о древних государствах Восточного Средиземноморья.

2. Охарактеризуйте особенности развития сельского хозяйства в этом регионе.

3. Сравните развитие ремесел и торговли в странах Восточного Средиземноморья.

4. Расскажите о вкладе народов Восточного Средиземноморья в формирование научных знаний.


Палестина расположена на восточном побережье Средиземного моря. В этом районе сухое лето, осадков выпадает мало, поэтому в древности в период дождей воду приходилось

ДАМАСК
Иерихон
МЕРТВОЕ
МОРЕ
Израильско-иудейское царство в Х в. до н. э.
Древнееврейское царство
собирать. Главная река - Иордан - впадает в Мертвое море. Вода в этом море настолько соленая, что в нем невозможна какая-либо жизнь.
Палестина делится на две отличающиеся друг от друга части. Северная часть - это, прежде всего, район долины Иордан с хорошей землей для зернового хозяйства и скотоводства.
Юг Палестины в противоположность северу не отличается плодородием. Это гористая пустыня с оазисами.
Примерно три с половиной тысячи лет назад в Палестину пришли племена, которые называли себя «ибрим» («евреи»).

Священной книгой евреев является Ветхий Завет. Это самая древняя часть Библии (в переводе с греческого - «книга»), в которую кроме Ветхого Завета вошел и Новый Завет. Особенно почитаются евреями пять первых книг Библии - Тора, или Пятикнижие Моисеево.
В отличие от других народов Древнего Востока древние евреи пришли к вере в одного Бога. Они поклонялись Богу Яхве, который заключил с ними договор - Завет. Евреи считали Яхве единственным Богом и творцом мира, а себя - богоизбранным народом.
Сюжеты Ветхого Завета тесно связаны с исторической судьбой древнееврейского народа. В нем рассказывается, например, о сотворении первого человека, Адама, о Всемирном потопе, который уничтожил все живое, о египетском плене, о переселении в Землю обетованную.
По ветхозаветному преданию, родоначальником еврейского народа является Авраам. Он происходил из месопотамского города Ур. После долгих скитаний Авраам вместе с семьей пришел в далекую Палестину. В это время здесь уже жили хананеи. Далее из Ветхого Завета можно узнать, что

Моисей. Мозаика церкви Сан-Витале.
Равен на
часть еврейских племен, спасаясь от голода, переселилась в Египет.
По преданию дочь фараона воспитала одного из еврейских детей и дала ему имя Моисей. Когда Моисей вырос, он возглавил исход евреев из Египта и повел их в Палестину. Согласно Библии на горе Синай Бог через Моисея вручил евреям каменные плиты - скр^^али, на которых были записаны десять заповедей, и среди них такие:
Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
Не делай себе кумира (то есть не создавай изображений других богов и не поклоняйся им)...

Почитай отца твоего и мать твою...
Не убивай.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай ничего, что есть у ближнего твоего.
Почему эти заповеди никогда не потеряют своей значимости? Какие выражения из заповедей перешли в нашу повседневную жизнь?
Борьба с филистимлянами
На рубеже XIII-XII веков до н. э. вдоль побережья Средиземного моря осели пришельцы, которых называли филистимлянами. Именно от них происходит греческое название «Палестина», что означает «земля филистимлян». Позже это название распространилось не только на побережье, но и на примыкающую к нему страну.
Филистимляне уже умели делать оружие из железа. Они стали грозными противниками древнееврейских племен, которые имели лишь бронзовое оружие. Филистимляне стали захватывать города, в том числе город
Силом, где находилось главное святилище евреев.
В Ветхом Завете рассказывается об израильском богатыре Самсоне. Никто не мог сравниться с ним в силе. Однажды он спас своих родителей от льва, разорвав его пополам. Но особенно страшен был Самсон филистимлянам. После одной из побед Самсона над войском филистимлян они решили узнать, в чем тайна его силы. Они подкупили красавицу Далилу, в которую был влюблен богатырь. Коварная Далила выведала, что сила Самсона
А. Мантенья. Самсон и Далила заключается в его длинных воло
сах. Когда Самсон уснул, она обре-

3
зала ему волосы, лишив тем самым волшебной силы. Филистимляне сковали ослабевшего богатыря цепями и ослепили его, а затем заставили безостановочно крутить жернова ручной мельницы. Время шло, волосы постепенно отрастали, а с ними возвращалась мощь Самсона. Однажды враги привели его в храм. Когда прислужники подвели Самсона к колоннам, на которых держалась крыша, он ухватил их руками и сотряс с такой силой, что храм рухнул. Под его обломками остались множество филистимлян, но погиб и сам герой.
Древнееврейское царство

Храм в Иерусалиме. Реконструкция
Первым израильским царем был Саул, воевавший с филистимлянами. В ходе этой борьбы Саул и его сыновья погибли. Царем был избран один из военачальников-из- раильтян, Давид. По преданию еще юношей он победил страшного великана Голиафа. Давид продолжил борьбу с филистимлянами и добился больших успехов. При нем столицей стал город Иерусалим. Давид процарствовал тридцать лет. После его смерти царем стал его сын Соломон. В период его правления царство почти не вело войн и достигло наивысшего расцвета. Страна имела выход в Средиземное и Красное моря, что способствовало развитию морской торговли. Царь Соломон предпринял ряд мер по укреплению государства, разделив его на 12 областей. Каждой из них правил наместник. Один месяц в году он отвечал за расходы по содержанию царского двора и войска. Соломон ввел налоги и повинности. Много внимания он уделял строительству храмов и дворцов, прежде всего в Иерусалиме.
В преданиях Соломон предстает мудрым и справедливым правителем. До сих пор говорят: «Соломоново решение», КОГДа имеют в виду мудрое, правильно принятое решение.
Однажды к Соломону привели двух женщин. Одна из них держала на руках новорожденного младенца. Каждая из женщин уверяла царя, что это ее сын. Они обратились к царю с прось6ой разрешить их спор, чей же это ребенок. Соломон приказал стражнику разрубить мечом ребенка пополам и отдать по половине каждой из женщин. И тогда одна из женщин сказала: «0, господин мой! Отдайте ей ребенка, не умерщвляйте его». Другая же настаивала: «Пусть же не будет ни мне, ни ей, рубите». И тогда царь приказал отдать дитя той женщине, которая была готова отказаться от него, лишь бы он остался жив.

Почему царь Соломон поступил именно так?
Царствованием Соломона завершается восьмидесятилетний период существования единого царства. После его смерти государство распалось на два царства - Изра- нльское на севере и Иудейское на юге Палестины. В VII веке до н. э. под ударами Ассирии пало Израильское царство. В VI веке до н. э. новый могущественный враг, вавилонский царь Навуходоносор, чья держава выросла на руинах Ассирии, уничтожил Иудею.

  • Ветхий Завет - первая часть Библии.
  • В Древнем Израиле возникло единобожие, то есть вера в одного Бога (Яхве) .
  • Высшего расцвета Израильское царство достигло в период правления царей Давида и Соломона.
Вопросы и задания.... наи. ... .
1. Что рассказывает Ветхий Завет о судьбе древнееврейского народа? 2. Какие мифологические сказания Ветхого Завета вы знаете? 3. Составьте рассказ об Израильском царстве (см. памятку № 3). 4. Опираясь на библейские сюжеты, покажите, в чем заключалась мудрость Соломона. 5*. Прочитайте в Биб-

лии сказание о Всемирном потопе. Что общего между сюжетом из Библии и шумерским мифом? Чем объяснить, что у разных народов возникали мифы о Всемирном потопе?

р Изучаем источник
г
Познакомьтесь с одной из притч царя Соломона, записанной в Библии
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет как прохожий бедность твоя и нужда твоя как разбойник.
Какие наставления следуют из этой притчи? Почему в качестве противоположности ленивцу выбран в притче муравей?
§

География современной Палестины

Палестина была провозглашена как государство 15 ноября 1988 г. в городе Алжире на внеочередной сессии Национального совета Палестины.

Государство признается многими странами мира и входит в состав Лиги Арабских Государств. Из европейских стран Палестину первой признала Исландия в 2011 г. Страна имеет дипломатические отношения с РФ.

Замечание 1

Целый ряд современных государств, и среди них США, Израиль, Испания, Норвегия, Швеция государство Палестину не признают.

Значительная часть Палестины находится под военным контролем Израиля, и даже та часть, которая официально принадлежит Палестинской национальной администрации.

Территории на Западном берегу реки Иордан и Восточный Иерусалим и сегодня являются предметом спора между палестинцами и израильтянами.

Появилось это название, когда на Левантийское побережье Средиземного моря пришли филистимляне. С этого времени название Палестина употребляли греки, арабы, римляне, евреи и даже английское мандатное правительство.

Но, надо сказать, что каждый из них по-своему определял географические границы этого государства. Современная палестинская территория делится на две части – берег Иордана и Сектор Газа.

Западный берег реки протянулся на 6 тыс. км при общей протяженности границы в 400 км. Зима в этих местах мягкая, а лето жаркое. Мертвое море, лежащее на территории Израиля, находится на 400 м ниже уровня океана и является самой низкой точкой местности. Местные жители орошают земли и используют их для земледелия.

Рельеф Западного берега в основном равнинный, покрытый небольшими холмами и пустыней. Леса занимают всего 1% площади, которая составляет 6,2 тыс. кв. км. Здесь Палестина граничит с Иорданией.

Второй частью страны является Сектор Газа, территория которого представлена холмами и песчаными дюнами. Климат сухой с очень жарким летом. Граница Сектора Газа проходит с Израилем на протяжении 62 км.

Сектор Газа омывается на западе Средиземным морем, на юге граничит с Египтом. Население Сектора Газа представлено в основном арабами, бежавшими с израильской земли более 60 лет назад. Сегодня в Газе живут потомки беженцев.

В целом население Палестины по данным на 2017 г составляло 4,9 млн. человек. В численном отношении мужское и женское население почти одинаково, естественный прирост положительный. Для страны характерны миграционные процессы. Средняя продолжительность жизни мужского и женского населения соответственно составляет 72 и 76 лет.

Арабский язык – это официальный язык государства, но также распространено знание иврита, английского и французского.

Замечание 2

Надо сказать, что не только в период британского мандатного правления, но и современные политические границы искусственны и не обозначают географическую или культурную область.

Природные условия Древней Палестины

Если территорию Палестины рассматривать с исторической точки зрения, то она делилась на три части:

  1. северная часть – земли прибрежной равнины до Средиземноморских территорий Галилеи;
  2. центральная часть – Самария, находившаяся в северной стороне от священного Иерусалима;
  3. южная часть – Иудея.

Установлены были такие границы согласно библейским писаниям. Земля Палестины протянулась от южных предгорий Ливана до северо-западных границ Аравийского полуострова.

Восточная граница проходит с сирийско-месопотамской степью, западная граница выходит к берегам Средиземного моря, у побережья которого протянулась плодородная низменность, открытая морским ветрам.

В северной части Палестины проходит горный хребет Кар-мел, отделяющий низменность от Финикии. Холмистое нагорье проходит к востоку от низменности, где в ранние века население занималось земледелием и скотоводством.

Ещё восточнее страну рассекает узкая долина реки Иордан, впадающей в Мертвое море.

Некоторые области, лежащие к востоку от реки, были очень плодородны, например, страна Башан, где выращивали продукты сельского хозяйства.

Палестинские земли к западу от Иордана поднимались нагорьем. Плоскогорья Восточной Палестины больше подходили для животноводства.

Горные области Западной Палестины, особенно южной её части, были неплодородны. Они носили название «горы Эфраима» и «горы Иуды».

Узкая долина Иордана почти на всем протяжении зарастала тростником и была похожа на джунгли, в которых обитали хищные животные. По берегам реки росли густые леса и кустарники, но сама река не стала жизненной артерией страны, скорее всего она была границей между Западом и Востоком страны.

Расположенные за Иорданом степи постепенно переходили в Сирийскую пустыню. В сухую гористую пустыню переходит крайний юг Палестины, протянувшуюся в сторону Синайского полуострова.

Перешеек, отделяющий Палестину от Египта, занят сухой и пустынной низменностью. Природа не наградила Палестину естественными богатствами.

В древности на востоке и юге страны ещё сохранялись леса, похожие на рощи. Высоких деревьев было немного, да и то, если они встречались, то население считало их обиталищем божества. Необходимый лес привозили из соседних стран.

В недрах Палестины были месторождения глины. Как хорошее керамическое сырье её использовали для производства кирпича и сосудов. Кирпич использовали для постройки городских и крепостных стен, для сооружения зданий.

Замечание 3

Таким образом, северная и центральная части Палестины были более всего благоприятны для развития земледелия и в древности были густо заселены. Здесь проходили миграционные пути из Африки в Азию и обратно, и на протяжении всей своей истории Палестина играла роль своеобразного моста между Западом и Востоком.

Занятия палестинцев

В хорошо увлажненных районах Палестины население перешло к оседлому образу жизни и занималось земледелием, а горные и степные племена вели ещё кочевой образ жизни.

Население ещё в III веке до н.э. сумело одомашнить некоторых животных, среди которых были длиннорогие быки, овцы, козы, ослы, собаки.

На распаханных землях с помощью примитивной техники сеяли овес, пшеницу, просо, ячмень. Большую роль в земледелии играла мотыга, постепенно уступившая место плугу. Поспевший урожай собирали с помощью серпов, снабженных кремневыми зубьями. На земле выращивали не только зерно, но и разводили сады – финиковые пальмы и виноградники, смоковницы, гранаты, выращивали маслины.

Маслины шли на производство оливкового масла, которое египтяне вывозили из Палестины в огромных количествах. На базе виноградарства развивалось виноделие.

Население Палестины занималось не только сельским хозяйством, большое развитие получили ремесла – развивалось строительное дело и крепостное строительство с применением кирпича и строительного камня.

Из кирпича делали каменное оружие и орудия труда – это были каменные топоры, мотыги, тесла, кремневые лезвия серпов.

Постепенно на смену камню пришел металл – медь и бронза. Бронзовые кинжалы, топоры, статуэтки датируются II тысячелетием до н.э.

Использование железа в Палестине относится к XII-XI векам до н.э. и идет оно не только для производства оружия, но и орудий для сельского хозяйства.

Весомое место занимает прядение и ткачество, возникшее, возможно, под влиянием Египта. Изготавливали льняные и шерстяные ткани, придавали им цвет и наносили красивые узоры.

Наличие качественной глины способствовало развитию гончарного дела. В это время была хорошо развита караванная торговля. Из Палестины вывозили пшеницу, фрукты, лен, кожу, изделия ремесла. Ввозили микенские сосуды, ремесленные изделия, зерно, мирру.