Какую религию исповедуют французы. Религия. Особая территория — провинция Эльзас
С течением времени судьбы народов и исторические события образовали единую религиозно-культурную общность. При доминирующем католицизме в галло-римскую эпоху и с появлением в недавнем прошлом азиатских общин, исповедующих буддизм или индуизм, сохраняя память о проявлениях православия и о реформе христианства, уважая иудаизм и ислам, Франция остается толерантной ко всем существующим на ее территории религиям и верованиям.
Католицизм сегодня по-прежнему, несмотря на некоторое сокращение количества верующих, исповедует две трети населения Франции. Привезенная в Галлию во II-м веке и укоренившаяся благодаря религиозному усердию первого обращенного короля (Хлодвига в 481 году), римская католическая церковь сыграла основную роль в развитии духовной и политической истории страны. В XIV-м веке во Франции находилась Папская резиденция (в городе Авиньон).
Во времена Революции христиане подвергались гонениям, но не стоит забывать и о том, что и сами католики не раз становились инициаторами полноценных гражданские войны (против реформированной церкви Франции). Римской католической церковью было создано уникальное наследие, состоящее из религиозных сооружений (романские монастыри, готические соборы и т.д.) и иных памятников. Многие из этих творений являются настоящими произведениями искусства. Другой важной вехой в развитии католицизма во Франции стал закон 1905 года, закрепившего разделение церкви и государства (названный республиканским и светским).
Более 1,2 миллионов адептов Протестантизма насчитывается среди прихода различных ветвей протестантских и лютеранских церквей (основанных в связи с европейским реформистским движением), баптистов, евангелистов (в большей степени англо-саксонское влияние) или пятидесятников (в основном в заморских владениях). История реформатской церкви во Франции сопряжена с важными и зачастую драматическими событиями (Варфоломеевская ночь 1572 года и т.д..), которые не могли не повлиять как на политическую ситуацию и на дальнейшую судьбу отдельных регионов, так и на историю страны в целом: от «еретиков»-катаров, адептов вальденской ереси, обращенных в XIII-м веке, реформистов-кальвинистов в XV-м веке и религиозных войн (8 конфликтов, вспыхивавших на протяжении всего XVI-го века) до камизаров-севенолов (крестьян-гугенотов, участников восстания на юге Франции в начале XVIII в.), появившихся в конце XVII-го века.
Около 750 000 человек во Франции обращены в Православие. Православная церковь разделена на несколько направлений: греческая, армянская, славянская и, так называемая, восточная церковь (египетские копты и т.д.). Православие корнями уходит ко временам раннего христианства и было закреплено, как самостоятельная ветвь христианства, после раскола в 1054 году. Во Франции Православие появилось относительно недавно (в XIX-м веке): в момент формирования различных общин (русской, армянской, греческой...), в частности, в Париже и на юге Средиземноморья.
Около 500 000 человек во Франции исповедуют Иудаизм, имеющий одновременно довольно древнюю традицию (евреи, именуемые «ашкенази») и свежую «подпитку» в лице новых эмигрантов. Первые евреи (именуемые Ашкенази) путешествовали по Центральной Европе в эпоху Римской империи до тех пор пока в IX-м веке не осели во Франции (в период правления Карла Великого). Тысячелетние история существование еврейской диаспоры во Франции была богата на радостные и трагичные события как в XIVм- веке (Папский анклав в Авиньоне) и в XV-м веке (иммиграция испанско-андалузских евреев, именуемых «сефардами»), так и после Революции. Трагические моменты (депортация во время Второй мировой войны...) и новый приток из стран Магриба после деколонизации в 1960-е г.г.
На территории континентальной Франции Ислам, отличающийся разнообразными формами выражения, исповедует около 4-х миллионов человек. В Средние века мусульманская конфессия (пришедшая из Испании) незаметно закреплялась на юге страны. Следующий приток относится к началу XX-го века и связан с привлечением рабочей силы из Турции, стран бывшей Югославии и т.п. А благодаря развитию экономических связей и деколонизации в Африке в пятидесятые годы прошлого века мусульманская община значительно расширилась.
Приверженцами Буддизма во Франции являются около 400 000 человек, в основном, выходцы из азиатских стран, мигрировавшие в 1960-е годы. Сегодня все больше европейцев обращаются к этой философии мудрости, пропитанной соответствующими ритуалами.
Индуизм исповедуют около 150 000 человек, в частности индусы, пакистанцы и маврикийцы, обосновавшиеся во Франции в 1950-х годах, преимущественно в Париже.
По религиозной принадлежности большинство французов - католики, около 1 млн. французов исповедует протестантизм и незначитальная часть населения (немногим более 30 тыс. человек) принадлежит к различным сектам.
Большинство протестантов живет в Париже и в окраинных областях Франции: на юго-западе, в районе Пиренеев, на юге - в бассейне Роны и в районе Марселя, на востоке - в Эльзасе и Лотарингии и на севере - в Нормандии.
Религиозность населения различна в разных социальных слоях. Пролетариат и городская интеллигенция, как правило, нерелигиозны; примерно один рабочий из двадцати - верующий. Крупная буржуазия и остатки старинной монархически настроенной аристократии демонстративно религиозны. Они дают религиозное воспитание молодежи, особенно девочкам, в монастырских школах, торжественно справляют церковные праздники. Религиозна и часть мелкой буржуазии, преимущественно мелкие торговцы. Показателен пример Парижа с его разделением на западные буржуазные районы и восточные пролетарские; в восточном, пролетарском Париже в несколько раз меньше населения посещает воскресную службу; здесь часты гражданские браки, похороны без соблюдения церковного обряда, много некрещеных детей.
Население деревень более религиозно, но и в деревнях все меньше становится людей верующих. Многие посещают церковь лишь во время больших праздников. Как в деревне, так и в городе большинство французских семей соблюдает церковный обряд лишь по случаю четырех торжественных актов: крестин, первого причастия, свадьбы и похорон.
Влияние церкви различается и по областям: на северо-западе, в ряде департаментов Центрального массива, на востоке (Эльзас и Лотарингия, Савойя), на юге в области басков большинство населения - верующие. В центральных областях Франции и в Средиземноморье население в массе равнодушно к религии, в пятидесяти департаментах этих областей редко можно найти коммуну, где хотя бы пятая часть населения регулярно соблюдала церковные обряды. Религиозность населения заметно меньше и вокруг больших городов (Парижа, Бордо, Марселя) и в районах виноградарства, где на сбор винограда стекаются рабочие из разных концов страны.
Во Франции живы традиции давней антиклерикальной борьбы, формы которой менялись со временем. В настоящее время она проявляется главным образом в борьбе за светское образование.
Церковь во Франции с 1905 г. отделена от государства, но государство оказывает церкви постоянную поддержку. Католическая церковь представляет собой серьезную реакционную силу. Конфессиональное обучение ведется в пяти университетах, в сотнях частных коллежей, в тысячах частных начальных школ. Массовым тиражом издается религиозная литература: книги, журналы, еженедельные и ежедневные газеты. 50 тыс. служителей церкви прилагают все усилия к тому, чтобы остановить движение «дехристианизации», которое охватило нацию.
Среди отсталых слоев населения, особенно в деревне, держатся до сих пор пережитки древних, дохристианских верований, которые не искоренила христианская церковь; более того, она их зачастую поддерживала преследованиями «колдунов» и «ведьм» в средние века.
Некоторые крестьяне сохраняют веру в колдунов. Они верят, что есть люди, обладающие способностью, якобы передаваемой по наследству, «насылать порчу» ( jeter le sort ). Для этот о им достаточно хлопнуть человека по левому плечу, произнося установленные слова. Этим «колдунам» приписывают и другие сверхъестественные способности: превращаться в волков или в других животных, напускать волков на свою жертву, вызывать грозу, проливной дождь, бурю или засуху. Верят, что внезапно разразившаяся буря - это предвестие близкой смерти какого-нибудь колдуна и что он сам с толпой чертей несется по небу во время бури. Такая буря называется «chasse a Ribaud» (нечто аналогичное немецкому народному поверью о «диком охотнике»). Смерть колдуна - это лишь начало его расплаты с дьяволом, с которым он заключил союз при жизни; поэтому колдун умирает очень тяжело. Это поверье очень сходно с русскими старинными верованиями. Подобного рода поверья изучены в 1950-х годах по материалам провинции Берри (к югу от Парижа) этнографом г-жой Марсель Бутейе. До сих пор случаются и судебные дела о колдунах; правда, теперь их судят уже не за сношения с дьяволом, как в средние века, а за обман.
Сохранились среди крестьян и старинные верования, связанные со смертью. Так, согласно народным поверьям, можно облегчить смерть магическими действиями: поместить постель параллельно балкам потолка, вынуть черепицу из крыши, положить ярмо под голову умирающему и т. д. В каждой провинции, а иногда и области, были свои поверья на этот счет. Общими для всей Франции стали обычаи более позднего происхождения, связанные с христианством: умирающего кропят святой водой, зажигают свечу, освященную в день сретения, исповедуют и причащают.
Так как верили, что душа покойного некоторое время остается в доме и боялись, что она причинит какой-нибудь вред, возникли охранительные обычаи и.запреты. Некоторые из них сохраняются и теперь в силу традиции.
Среди части горожан, даже образованных, до сих пор сильна вера в астрологию, в таинственное влияние светил на судьбу человека. Шарлатаны наживаются, составляя и продавая желающим гороскопы их жизни. Астрологические предсказания регулярно публикуются в ежедневных буржуазных газетах.
Хронологические статистики
Религиозная группа |
Население % 1986 |
Население % 1987 |
Население % 1994 |
Население % 2001 |
Население % 2004 |
Население % 2006 |
Население % 2010 |
Население % 2012 |
Население % +2016 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
христианство | 82% | 76% | 69% | 71% | 66,2% | 66,1% | 67% | 59% | 51,1% |
- католицизм | 81% | 75% | 67% | 69% | 64,3% | 64,0% | 64% | 56% | - |
- протестантизм | 1% | 1% | 2% | 2% | 1,9% | 2,1% | 3% | 3% | - |
- Другие и самостоятельные христиане | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
ислам | - | - | - | - | 4,3% | 3,0% | - | - | 5,6% |
иудейство | - | - | - | - | 0,6% | 0,6% | - | - | 0,8% |
Другие религии | 2,5% | 3% | 8% | 6% | 1,9% | 2,3% | 5% | 8% | 2,5% |
Не религиозен | 15,5% | 21% | 23% | 23% | 27,0% | 27,6% | 28% | 32% | 39,6% |
Линейный график
Не религиозен
Данные опроса
Религиозные конфликты возобновились в конце 17 - го века, когда Людовик XIV , «Солнце Король», начал преследование гугенотов путем введения драгонады в 1681. Этой волна насилия запуганной протестантов в преобразовании в католицизм. Он сделал официальную политику с 1685 отзыва Нантского эдикта . В результате, большое число протестантов - по оценкам, от 200 000 до 500 000 - покинул Францию в течение следующих двух десятилетий, ища убежища в Англии, Соединенных Провинций , Дания, в странах протестантских в Священной Римской империи (Hesse , Brandenburg- Пруссия и т.д.), и европейские колонии в Северной Америке и Южной Африке.
французская революция
Французская революция лишила католическую церковь большинства его богатства, его власти и влияния. Первые революционеры стремились секуляризовать все французское общество, усилия, вдохновленный трудами и философии Вольтера . В августе 1789 г. новая Национальная ассамблея отменила десятину , обязательный 10% налог на платную католической церкви. В ноябре 1789 года они проголосовали экспроприировать огромное богатство Церкви в одаренности, земли и зданий. В 1790 годе Ассамблея отменила монашеские религиозные ордена. Статуи и святые были отвергнуты в порыве иконоборчества, и самое религиозное обучение закончилось.
В 1793 году правительство создало светский республиканский календарь , чтобы стереть память о воскресенье, святых дней и религиозных праздников, а также увеличить количество рабочих дней за счет введения 10 дней в неделю. Традиционно, каждый седьмой день - воскресенье - был днем отдыха, вместе с множеством других дней для праздника и отдыха. Правительство пыталось закончить все, что; новый календарь разрешается только один день в 10 для релаксации. Рабочие и крестьяне почувствовали себя обманутыми и перегружен. Новая система нарушена ежедневные процедуры, сокращение рабочих свободных дней, и закончилась любимые праздники. Когда реформаторы были свергнуты или казнены, их радикально новый календарь был быстро отказались.
Религиозные меньшинства-протестанты и евреи-получили полные гражданские и политические права, которые представляли собой переход к более светской власти к некоторым, и нападение на католическую церковь к другим. Новые религии и философия были разрешены конкурировать с католицизмом. Введение известных культов в революционный период - в культе Разума и культе Верховного Существа - ответил на убеждении, что религия и политика должны быть легко сплавлены вместе. Это переход от первоначального Просвещения идеалов революции, которая защищала для светского государства с допуском для различных религиозных верований. В то время как Максимилиан Робеспьер выступает за религиозную основу в республику , он поддерживал жесткую позицию по отношению к католицизму из - за его связь с коррупцией и контрреволюцией .
Культы стремились стереть старые способы религии путем закрытия церквей, конфисковав церковные колокола, и реализующей новый республиканский календарь, который без каких - либо дней для религиозной практики. Многие церкви были превращены в храмы Разума . Культ Разума первый де подчеркнуть существование Бога, и вместо этого сосредоточиться на деизме, показывая не священное, божественное, ни вечной, но естественное, землистое, и временное существование. Для того, чтобы связать церковь и государство вместе, культы трансформируются традиционной религиозной идеологией в политику. Культ Высшего Существа использовали религию в качестве политического рычага. Робеспьер обвинил политических противников, как прикрываясь Богом и использовать религию, чтобы оправдать свою оппозиционную позицию по отношению к революции. Это был сдвиг в идеологии, которая позволила культе использовать новые деистических убеждения политического импульса.
В январе 2015 года сатирическая газета Charlie Hebdo , который высмеивал исламский пророк Мухаммед, и окрест еврейский гастроном попала под атакой из радикально настроенных мусульман, которые родились и выросли в Парижском регионе. Мировые лидеры ралли в Париж, чтобы продемонстрировать свою поддержку свободы слова. Аналитики сходятся во мнении, что этот эпизод оказал глубокое влияние на Францию. The New York Times суммировал продолжающиеся дебаты:
Так, как скорбит Франции, он также сталкивается с глубокими вопросами о его будущем: Насколько велика радикализации часть мусульманского населения страны, самый большой в Европе? Насколько глубоко разрыв между ценностями Франции секуляризма, индивидуальной, сексуальной и религиозной свободы, свободы прессы и свободы шокировать, и растущего мусульманского консерватизма, который отвергает многие из этих ценностей во имя религии?
религии
буддизм
В 2000 - х годов был оценен буддизм во Франции, чтобы между 1 млн (Министерство внутренних дел) строгих приверженцев и 5 миллионов человек под влиянием буддийских учений, очень больших чисел для западных стран. Многие французские буддисты не считают себя «религиозными». По словам ученого Денниса Gira, который был директором Института науки и теологии религий Парижа, буддизм во Франции имеет миссионерский характер и проходит процесс « инкультурации » , который может представлять собой новый поворот " Колесо Дхарма », аналогичное тем, которые он прошел в Китае и Японии , с которой новое воплощение доктрины - это„- будет, возможно, возникнет французский буддизм“.
В 2012 году Европейская штаб - квартира Фо Гуан Шань монашеского ордена открыт во Франции, недалеко от Парижа. Это был самый большой буддистский храм в Европе в то время.
христианство
Христианство является крупнейшей религией Франции.
По данным опроса, проведенного (IFOP) для мозговым, 51,1% от общей численности населения Франции был христианином в 2016 году В следующем году исследование по Ipsos сосредоточено на протестантов, и на основе 31,155 интервью показало, что 57,5% от общей численности населения Франции объявлено католики и 3,1% заявили, что протестантский.
В 2016 годе Ipsos Global Trends , обследование многонационального проводится Ipsos и на основе около 1000 интервью, показал, что христианство является религией 45% работоспособного возраста, подключенный к сети Интернет населения Франции; 42% заявили, что они были католиками, 2% заявили, что они были протестантами, и 1% заявили, принадлежать к любой православной церкви.
Православное христианство
Восточное православие
Восточные Православие
Другие христиане
Другие христианские группы во Франции включают в Свидетелей Иеговы , по мормонам , и других мелких сект. Европейский суд по правам человека отсчитывается 249,918 «регулярные и случайные» Свидетели Иеговы во Франции и в соответствии с их официального сайта, есть 128,759 министры, которые преподают Библию в стране.
ислам
2016 опрос, проведенный Институт Монтень и IFOP показал, что 6,6% населения Франции имел исламский фон, в то время как 5,6% заявили, что они были мусульмане по вере. По данным того же опроса, 84,9% французы, которые имели исламский фон еще мусульмане, 3,4% были христиане, 10,0% не были религиозными и 1,3% принадлежали к другим религиям.
В том же году, Ipsos показало, что только 2% от трудоспособного возраста, подключенного к сети Интернет французский заявили, что они были мусульманами.
иудейство
В 2016 году 0,8% от общей численности населения Франции, или около 535,000 человек, были религиозными евреями. Там было еврейское присутствие во Франции, так как по крайней мере в раннем средневековье . Франция была центром еврейской учености в средних веках, но преследование увеличилось в средних веках носили на, в том числе нескольких изгнаний и возвращений. В конце 18-го века французской революции , Франция была первой страной в Европе, раскрепостить свое еврейское население . , в смысле современного неоязычества , во Франции было описано, как в два раза, с одной стороны, представленной этнически identitary религиозных движений, а с другой стороны, с помощью различных колдовстве и шаманских традиций без этнических коннотаций. По словам французского историка идей и крайне правых идеологий Stéphane Франсуа, термин «языческий» (лат paganus ), используемый христианами, чтобы определить тех, кто утверждал, политеистические религии, первоначально означало «земляк» в смысле «гражданина», то «инсайдеры» (внутри культурной традиции или граждан), а его противоположностью термин был «чужим» (лат alienus ), «другие», то «аутсайдеры», которые определены христиане. Современные французские язычники в identitary движений внимать вернуться к этому значению.
Движения Identitary Языческих большинство, и представлены кельтская Веннер, в 2003 году основные небольшие религиозные меньшинства в (20000), то, которая привела к отчету регистрирующий ряд религиозных групп, рассматриваемых как социально подрывным и / или опасным. Некоторые из этих групп были запрещены, в том числе
Исламская могила на французском кладбище.
В Париже и окружающая Иль-де-Франс области Французские мусульмане имеют тенденцию быть более образованными и религиозными, и подавляющее большинство из них отвергает насилие и говорят, что они лояльны к Франции. Среди мусульман в Париже, в начале 2010 - х годов, 77% не согласились, когда его спросили, является ли насилие приемлемым моральный ответ на благородное дело или нет; 73% сказали, что они были лояльны к Франции; и 18% считали гомосексуальность приемлемым.
В 2015 году было 2500 мечетей во Франции, по сравнению с 2000 в 2011 году В 2015 году Dalil Бакр , ректор Большой мечети Парижа , заявил, что число должно быть удвоено, чтобы вместить большое и растущее население французских мусульман.
Финансирование на строительство мечетей было проблематичным вопросом в течение длительного времени; Французские власти были обеспокоены тем, что иностранный капитал может быть использован для приобретения влияния во Франции и так в конце 1980 - х годов было принято решение в пользу формирования «французского ислама», хотя закон 1905 года о религии запрещает финансирование религиозных групп со стороны государства, По словам Салах Bariki, советник мэра Марселя в 2001 году, в коранических школе в Nièvre только три процента из книг были написаны на французском языке, и все финансировалось из - за рубежа. Она поддерживает участие общественности в финансировании исламского культурного центра в Марселе, чтобы поощрить мусульман развивать и использовать французские учебные материалы, для того, чтобы помешать иностранным индоктринации. Даже светские мусульмане и субъекты гражданского общества должны были быть представлены в центре. Местные органы власти финансируют строительство мечетей, а иногда и без минаретов и называя их «исламские культурные центры» или муниципальные залы арендованы «общественные объединения». В случае планов строительства мечети в Марселе, из - за протесты и решение Трибунала Национального ралли , в Национальном республиканском движении , и Движение за Францию , в аренде на 8000 м 2 (86,111 квого) местность для мечеть была увеличена с € 300 / год до € 24 000 / год, а срок аренды был сокращен с 99 до 50 лет.
Charlie Hebdo стрельба
Франция пришла к шуму в январе 2014 года, когда восемь писателей и карикатуристы были застрелены два террористами, которые совершили налет на французском сатирический журнал Charlie Hebdo. В течение многих лет она была под угрозой мусульман фундаменталистов за публикацию карикатур критикующих пророка Мухаммеда. Осуждение этого нападения было единодушным на Западе, но в мусульманских странах, одобрил некоторые боевики, заявив, было право убивать тех, кто оскорбляет пророка. Элизабет Auvillain утверждает, что «Эта расправа подняла важные вопросы о свободе выражения мнений и уважения к религии. Карикатуристы ли разрешено высмеивать Бог или религии запретной для критика?»
дальнейшее чтение
- Aston, Найджел. (2000) Религия и революция во Франции, 1780-1804
- Боуэн, Джон Ричард. (2007) Почему французы не любят головные платки: Ислам, государство и общественное пространство (Princeton UP)
- Кертис, Сара А. (2000) Воспитание Faithful: Религия, образование и общество в девятнадцатом веке во Франции (Северного Иллинойса UP)
- Эдельштейн, D. (2009). Террор естественного права: Республиканство, культ природы, и французская революция. Чикаго: Университет Чикаго Press.
- Furet, F. (1981). Интерпретируя французскую революцию. Cambridge UP.
- Гибсон, Ральф. (1989) социальная история французского католицизма, 1789-1914 Routledge, 1989.
- Хант, Л. (1984). Политика, культура, и класс во время Французской революции. Беркли: Калифорнийский университет Press.
- Израиль, J. (2014). Революционные идеи: Интеллектуальная история Французской революции от прав человека до Робеспьера. Princeton University Press.
- Latourette, Кеннет Скотт. (1969) Христианство в революционном Возраст: Том I: Девятнадцатый век в Европе: Фоновая и Римско - католическая фаза онлайн повсюду на католиков во Франции.
- Христианство в революционном Возраст: Том II: Девятнадцатый век в Европе: Протестантская и Восточной Церкви ; С. 224-34 на протестантов во Франции.
- Latourette, Кеннет Скотт. (1959) Христианство в революционном Возраст: Том IV: Двадцатый век в Европе: римско - католической, протестантской и Восточные Церкви С. 128-53 католиков во Франции; С. 375-79 на протестантах.
- McMillan, Джеймс. (2014) «католическое христианство во Франции от восстановления до разделения церкви и государства, 1815-1905.» . в Шеридан Гилле и Брайан Стэнли, редактора, Кембриджская история христианства (2014) 8: 217-232
- Миснер, Пол. (1992) «Социальная католицизма в девятнадцатом веке в Европе: обзор недавней историографии.» Католический Исторический очерк 78,4 (1992): 581-600.
- Цена, Роджер, религиозное возрождение во Франции, 1789-1870: Римско - католическая церковь между Катастрофе и Triumph (2018) онлайн обзор
- Tallett, Фрэнк, и Николас Аткин. Религия, общество и политика во Франции с 1789 (1991)
- Willaime, Жан-Поль. (2004) «Культурный поворот в социологии религии во Франции.» Социология религии 65,4 (2004): 373-389.
- Зельдин, Теодор. (1977) Франция, 1848-1945: интеллект, вкус, и тревога. Том 2. (Oxford UP) С. 983-1039.
Традиционная религия Франции - католицизм .
Первые христиане на территории современной Франции появились еще во II веке нашей эры. В VI веке король франков Хлодвиг I, основатель Франкского королевства, был крещен и начал распространять религию по Галлии. Со временем страну стали называть «старшей дочерью церкви», а в течение нескольких десятков лет в XIV веке на территории Франции, в Авиньоне, находилась резиденция пап, которые попали в политическую зависимость от королей. Вплоть до Французской революции католицизм был официальной государственной религией, а в XVIII веке отношения между властью и церковью существенно изменились. Церковное имущество было национализировано, должность епископа сделали выборной. В 1905 году во Франции вступил в силу закон о разделении церкви и государства, положивший начало процессу секуляризации. Церковь перестала получать финансирование, французы обрели свободу вероисповедания, а страна приобрела светский характер. Практика секуляризма постепенно привела к тому, что католицизм стал играть все меньшую роль в жизни общества.
Сегодня официально около 60% французов являются католиками , но на деле большинство из них не посещают церковь и не задумываются о религии. Тем не менее, католическая церковь продолжает существовать, и традиции религиозных обрядов во Франции не утрачены. Так, более половины французов венчаются и крестят своих детей.
Во Франции действуют законы, запрещающие носить в школах религиозную символику и молиться на улицах. Причиной их возникновения стали мусульмане, которые активно мигрируют во Францию с 60-х годов XX века. Сегодня ислам - вторая по распространенности религия в стране , в которой проживает около 5 миллионов выходцев из мусульманских стран, в основном из Северной Африки.
С XVI века во Франции появилось течение протестантизма в виде общины гугенотов. Несмотря на запреты и преследования, это направление христианства постепенно развивалось, появлялось все больше протестантских семей. Сегодня доля протестантов среди французов невелика - около 800 тысяч человек. Протестантизм стоит на третьем месте среди религий Франции по распространенности.
Четвертое место занимает иудаизм . Первые еврейские общества существовали на территории современной страны еще во времена Римской Империи, но в средневековье из-за преследований их почти не осталось. Сегодня во Франции проживает около 600 тысяч евреев. Во стране также существуют приверженцы буддизма, но их количество несущественно по сравнению с другими религиями. Кроме того, по данным социологических опросов, около 32% французов считают себя атеистами.
Согласно опросу католическими мировыми новостями в январе 2007 года: 51% опрошенных являются католиками , 31 % являются агностами или атеистами . (Другой опрос дает пропорцию атеистов, равную 27%), 10% исповедуют другие религии или не высказали своего мнения, 4% идентифицированы как мусульмане, 3% идентифицированы как протестанты, 1% идентифицированы как евреи.
Согласно последнему опросу "Эвобарометра" 2005 года, 34% французских граждан ответили, что "верят в то, что Бог существует", тогда, как 27% ответили, что "верят в своего рода силу духа, или живую силу" и 33% "не верят ни в существование любого вида духа, Бога, ни в живую силу".
Другое исследование указывает на то, что 32% людей во Франции причислили себя к атеистам, а другие 32% причислили себя к "скептически настроенным по поводу существования Бога, но не атеистам".
Существующее еврейское сообщество во Франции насчитывает приблизительно 600 тыс. человек по словам Мирового еврейского Конгресса и является самым большим в Европе. Оценки числа мусульман во Франции широко изменяются.
Согласно французский переписи в 1999 году, было только 3,7 миллиона человек "возможной мусульманской веры" во Франции (6,3% общего числа населения). В 2003 году французское Министерство Внутренних Дел оценило общее количество мусульман в 5-6 миллионов.
Предположительно 200 тыс. человек из 1 миллиона незаконных иммигрантов проживают во Франции.
Понятие светский характер существует во Франции с 1905 года, французскому правительству юридически запрещено признавать любую религию (за исключением уставов наследства военных священников и Эльзаса-Мозеля).
Вместо этого оно просто признает религиозные организации , согласно формальным юридическим критериям, которые не обращаются к религиозной доктрине. И наоборот, религиозные организации должны воздержаться от вмешательства в выработку тактики.
Напряженные отношения иногда прорываются о предполагаемой дискриминации против меньшинств, особенно против мусульман.
Католичество во Франции
Франция традиционно была католической страной, и сегодня приблизительно 80% населения Франции приписывают, по крайней мере, формально, к католической религии.
В действительности, однако, Франция - очень светская страна, которая играет роль организованной религии в жизни людей во Франции начиная с революций в 1780-х и 1804-х годах.
Многие французы, которые считались католиками на самом деле ими не являлись. Большинство католиков во Франции не ходят в церковь регулярно или не ходят вообще.
Католическая церковь во Франции рассматривается как весьма прогрессивная и идет в ногу с изменениями современного общества. Бывший Архиепископ Парижа с 1981 года, Жан Мэри Люстигер, родился в еврейской семье в Париже в 1926 году и преобразовал католическую религию в возрасте 14 лет.
Ислам во Франции
Ислам - это вторая по величине религия в Европе. В настоящее время приблизительно пять миллионов мусульман во Франции исповедуют ислам, многие из которых выходцы из Северной Африки.
Мусульмане впервые начали иммигрировать во Францию в большом количестве в течение 1950-х и 1960-х годов, когда Франция нуждалась в трудовых ресурсах, чтобы выдержать экономический бум.
Мусульманское сообщество во Франции было в центре центральных споров, включая различные нападения от правого крыла политических групп в течение 1980-х годов, а позже столкнулись с запретом исповедовать ислам во французских общественных школах.
Многие французские мусульмане из Северной Африки жалуются на преследование и дискриминацию со стороны полиции и работодателей.
Протестантство во Франции
Протестантство исповедуют примерно около одного миллиона французов во Франции. Названные гугенотами, протестанты во Франции строго преследовались католическим Правительством во Франции в течение XVI и XVII столетий.
Протестанты Франции проживают главным образом в юго-восточной части Центрального массива, у гор Юры и Эльзаса в северной Франции.
Джон Калвин , известный реформатор из Протестантской религии родился в Северной Франции в 1509 году и обучался в Париже; однако, он потратил большую часть своей взрослой жизни живя и работая в Женеве.
Иудаизм во Франции
Еврейское сообщество во Франции существовало, начиная с римских времен, однако оно в значительной степени было стерто в Средние века, когда его преследовали и, в конечном счете, от него отказались.
Французские евреи впервые получили полное гражданство в 1790 году, и, начиная с 1808 года, еврейское сообщество организовало группу, называемую "Consistoire", чтобы служить их интересам.
Сегодня в этой группе приблизительно 650 тыс.евреев во Франции, многие из которых являются недавними иммигрантами, которые приехали из Марокко, Алжира и Туниса в течение 1960-х годов.