Чинтамани - священный камень шамбалы. Чинтамани — священный камень Шамбалы Кристалл чинтамани как выглядит описание



Среди множества полотен Святослава Николаевича Рериха есть особые, созданные в связи с важнейшими событиями в жизни семьи Рерихов. Такова написанная им в 1928 году картина «Священный Ларец» — одна из наиболее символических его картин. На ней в центре, на переднем плане, изображён старинный Ларец. Под ним — небольшой кусок ткани с рисунком. Обе эти вещи располагаются на покрытом тёмным бархатом возвышении. Заметим, что на русских иконах на покрытом материей престоле изображали Новый Завет — священную Книгу, — иногда в окружении Херувимов, как, например, на иконе София Премудрость Божия.
Вокруг Ларца на картине С.Н. Рериха представлены пять самостоятельных сюжетов. В середине, за Ларцом, находится как бы стёртый от времени рисунок, который создаёт впечатление исходящего от Ларца свечения в виде своеобразного венца. По бокам от него нарисованы сидящие фигуры в восточных одеяниях, держащие в руках чаши с огнём. В нижних углах картины в ореоле света изображены: справа — многогранник, а слева — чудесная птица. Понятно, что все эти сюжеты неслучайны и использованы художником для того, чтобы хоть отчасти приоткрыть смысл явления, представленного на картине. Что же это за явление, скрытое под покровом таких многозначных символов?

Николай Константинович и Святослав Николаевич Рерихи написали по четыре работы, в сюжет которых так или иначе включён Ларец. В их живописи он символизирует уникальную мировую реликвию — священный Камень Чинтамани. Этот Камень под разными наименованиями известен в сокровенных традициях почти у всех народов. Достаточно сказать, что богатая литература о Чаше Грааля непосредственно связана с явлением этого Камня.

В ХХ веке, на рубеже великих космических эпох и исторических циклов, Чинтамани был прислан Рерихам. Это произошло 6 октября 1923 года в Париже. В простом посылочном деревянном ящике, надписанном красивым почерком по-французски, находился Камень. Он был завёрнут в вышитую материю и помещён в кожаный Ларец. Эти Ларец и ткань как раз и изображены на картине С.Н. Рериха «Священный Ларец».
Важным источником новых знаний о Камне стали сведения, данные Еленой Ивановной Рерих в Легенде о Камне, помещённой в сборник «Криптограммы Востока», а также в её письмах и дневниках. Так, мы узнаём, что в переломные моменты истории священный Камень появляется в тех странах и в руках тех героев, которые могут особенно повлиять на ход эволюции человечества. Камнем владели царь древней Иудеи Соломон, первый император Китая династии Цинь, Александр Македонский, а также предводитель племён лангобардов, осевших в Италии. Чинтамани находился в Древнем Новгороде, был в руках Тамерлана и Акбара Великого. Камень в своё время был послан и Наполеону в надежде на то, что его талант сможет послужить процессу обновления мышления Запада и делу единения народов Европы. Но Наполеон, устремившись на Россию, нарушил Завет, и Камень был у него отнят.
Чинтамани был предметом вожделения не только друзей, но и врагов эволюции. Неоднократно он похищался ими, но свойство Камня таково, что удел его — быть в светлых руках.
Что же представляет из себя этот Камень, названный «Сокровищем Мира»? Согласно Легенде, родина Камня — созвездие Орион, связанное особым образом с нашей планетой. В 1923 году астрономы зафиксировали так называемые розовые лучи в этом созвездии. В том же 1923 году Камень попадает в руки Рерихов, и с тех пор они становятся носителями особого Завета, выполняющими поручения Братства Учителей человечества, продвигающего эволюцию планеты.
В очень давние времена Камень с Ориона послужил основанию Великой Общины Света на Земле, которая получила на Востоке название Шамбалы. С тех пор основное тело Камня хранится в этом Братстве, а его осколок посылается в мир. Космопланетарная связь далёкого созвездия Орион, Камня в Братстве Света и осколка этого Камня, странствующего по миру, в определённые сроки начинает активизироваться, и тогда происходят великие исторические сдвиги.
Главной характеристикой Чинтамани является его огненная природа, с которой связаны его удивительные свойства: он может светиться, испускать искры и пламя, менять свой вес, издавать треск, предсказывать события, а его обладателю дарить особую силу и выносливость.
Санскритское двухсоставное слово «Чинтамани» буквально значит «драгоценный камень мысли».

Поэтому можно сказать, что Чинтамани — это огненный кристалл высочайшей духовной мысли. Именно он в форме многогранника изображён в правом нижнем углу на картине С.Н. Рериха «Священный Ларец». Согласно Живой Этике, мысль есть основа любого творчества, а Мысль Космоса есть залог творчества во всей беспредельности вселенской жизни. Вот почему Камень, хранящий в сущности своей драгоценный кристалл Мысли Космоса, призван содействовать творчеству эволюции, а те, кто получают часть его, странствующую по миру, становятся носителями особой Миссии эволюционного продвижения. Страна же, в которую попадает Чинтамани, находится под особым покровительством Братства Света.
Владельцы Камня призываются встать на Подвиг Великого Служения на Общее Благо. Символом этого Подвига является огненная Чаша. В Живой Этике сказано, что «символ Чаши означал всегда самоотвержение. Несущий Чашу есть Подвиг Несущий» . У Н.К. Рериха есть ряд картин с изображением Великих Учителей с пламенеющей Чашей в руках. Так и на картине С.Н. Рериха «Священный Ларец» божества держат такие пламенеющие Чаши. Причём пламя над Чашами на этой картине изображено в виде кольца. В Легенде о Камне имеется пророчество о наступлении Нового времени именно тогда, «когда пламя над чашей кольцом совьётся» . Образы Чаши и Камня в сокровенной сути своей сливаются. Это отождествление получило своё развитие в традиции Чаши Грааля, оставившей глубокий след в европейской духовной культуре.

О наступлении Нового времени говорит ещё один символ на картине «Священный Ларец» — это интересное изображение птицы в левом нижнем углу. Птица часто олицетворяет собой высокие духовные состояния и нередко выступает в роли вестника, несущего весть обновления жизни. Легендарная птица феникс символизирует смену космических циклов и наступление Новой Эры в эволюции планеты.
Интересна история Ларца, в котором был прислан Камень. В письмах Е.И. Рерих об этом говорится следующее. Ларец был сделан в ХIII веке в Германии, в Ротенбурге, из очень древнего куска кожи, принадлежавшего царю Соломону. На нём были изображены «магические знаки» и четыре буквы «М». В Германию пергамент попал из Испании.
Раввин Мозес да Леоне имел Поручение Братства собрать основы каббалистического учения. Он вынужден был покинуть Гвадалахару из-за начавшихся там гонений. С группой единомышленников составитель каббалистического трактата «Зогар» отправился в Германию и нашёл убежище у своей преданной ученицы. Германская женщина укрыла в своём замке гонимых. В благодарность за спасение она получила из рук раввина Камень Чинтамани и древний кусок кожи. Из него и был сделан Ларец специально для хранения священной реликвии.
Относительно четырёх готических букв «М», расположенных в квадратах на стенке Ларца, имеется следующее объяснение. В Легенде о Камне сказано: «На нём [Ларце] четыре квадрата со знаком "М" в каждом. Явление будет ясно, когда Я произнесу: "Путь четверых на Восток"» . На Восток направлялись с Великой Миссией четверо Рерихов, учеников Владыки Света М. Четверо Рерихов — четверо Великих духов, собранных в одну семью специально для несения поручения Братства Света в мире на переломе космических эпох. В первой книге Учения Живой Этики «Зов», в отрывке, обозначенном датой 23 апреля 1922 года, передаётся мысль о высоком предназначении жизненного пути всех четырёх Рерихов:

«Четыре стража, кубок Архангела храните.
Наполнен вином Новым явленный вам ковчег.
Устам времён Я заповедал привести вас на путь Мой.
Под покровом земли сокрыл ваш лик.
Наполнил отраду восхождения,
Прояснил память ушедшего свитка
» .

Таким образом, Ларец Камня явился символическим посланием из прошлого в будущее, адресованным именно тем, кто его и получил.
Буква «М» на Ларце относится также и к Владыке Майтрейе, чья эпоха на Земле наступала, а Рерихи призваны были помочь в её приближении. В «Пророчествах о Шамбале и Майтрейе» из книги «Криптограммы Востока» сказано: «Посмотрите на дорогу — идут носящие Камень. На ковчеге знаки Майтрейи» .
Не менее удивительным предметом является и кусок ткани, в которую был завёрнут Камень.

Он изображён на картине «Священный Ларец» таким образом, чтобы хорошо был виден рисунок с надписью в центре. З.Г. Фосдик описала этот Плат как «красивейший лоскуток вышивки, как будто бы XVI века» . Е.И.Рерих, посылая фотографию священного Камня Р. Рудзитису, писала: «Так, на снимке Камень покоится в ковчеге на древней ткани, на которой вышита в сиянии лучей древняя надпись "Сим победиши" (I.H.S.)».
Плат Камня представляет собой довольно небольшую светлую холстину квадратной формы, имеющую по краям заметные повреждения от времени. Почти всю поверхность этой ткани занимает вышитое цветное изображение Солнца. Его мощные лучи простираются вокруг подобно тому, как их изображали вокруг головы солнечных божеств.
Внутри круга Солнца располагаются латинские буквы «I.Н.S.», являющиеся начальными для надписи: «In hoc signo victoreris» — «Сим победишь», или «In Has Salus» — «Сим спасёшься». Этот девиз был начертан на знамени Константина Великого, древнеримского императора, правившего в 306 - 337 годах н.э. С этим правителем связывается коренной поворот от преследования христианства к покровительству новой религии, а также перенос столицы из Рима в Константинополь.
По преданию, Константину перед битвой с римским тираном Максенцием явилось на восточной стороне неба видение огненного и сияющего знака креста, и он услышал голос ангелов, говорящих ему: «Сим победишь». Некоторые исследователи оспаривают факт явления огненного креста Константину, но поворот истории, произведённый этим императором, был значительным. Отжившие формы были смещены новым импульсом исторического развития.

Интересна форма монограммы, а именно форма огненного креста, который якобы увидел Константин и затем поместил его на своё знамя, — символическое изображение того, чем он должен был победить. Монограмма складывалась комбинацией знаков «Х» и «Р» (), обозначающей начальные буквы греческого написания имени Христос. Это был первый общепринятый христианский символ, который известен под названием «Константинов крест». Заметим, что его форма близка египетскому знаку «анх» (), который был важнейшим мистериальным символом древних Индии, Египта и Мексики. Его ставили на лбу тех, кто успешно проходил мистерии. «С этим знаком победишь» — означало, что победа придёт через Свет истинного Учения.
Этим же символом (), начиная с 1910 года, подписывал свои работы Н.К. Рерих. Монограмма сочетала в себе первую и последнюю буквы его фамилии. Воистину, нет ничего случайного! Как в IV веке Константин Великий открыл новую страницу в истории, так же и Н.К. Рериху предстояло потрудиться на исторической ниве уже в веке двадцатом.
В том же 1928 году, когда была создана картина «Священный Ларец», С.Н. Рерих написал и портрет своего отца в одеянии ламы. На этом портрете Николай Константинович бережно держит уже знакомый нам старинный Ковчег, покрытый тем же Платом, который мы видим и на картине «Священный Ларец». В центре материи, в сиянии лучей чётко распознаются латинские буквы «I.H.S.». На боковой стенке Ларца хорошо прорисована уже знакомая нам птица.

Ещё одной знакомой деталью обеих картин С.Н. Рериха является фон.

Это вертикально
расположенная ткань с замысловатым
восточным узором, как бы чуть размытым, неясным. Причём на портрете Николая Константиновича Рериха его фигура расположена относительно фона таким же образом, как и Ковчег на картине «Священный Ларец»: узор на ткани над его головой превращается в удивительной формы корону, подчёркивая высоту духа изображённого на картине человека.
Позднее, в 1937 году, Святославом Николаевичем был написан портрет Елены Ивановны Рерих вместе с Ларцом. Ларец лежит на столе, по правую руку Елены Ивановны. Хорошо видна его характерная форма «домиком», обитые металлом края. На этот раз он изображён к нам другой стороной — той, на которой расположена массивная железная застёжка. О своём портрете Елена Ивановна, посылая снимок с него в Ригу, писала: «Портрет мой очень красочен. (...) На столе слева ковчег, который описан в легенде о Сокровище Мира. Четыре буквы в квадратах помещаются на задней стороне ларца» .
Портреты Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих писались по Указу Учителя, и их сюжеты были хорошо продуманы. Смысл помещения на портретах Ларца, которым обозначался Камень, в том, чтобы показать старших Рерихов не только как «Суждённых Носителей Камня», но и как Великих Носителей поручения Братства Учителей, которое они взялись выполнить во имя эволюции человечества.

________________________________________
1 Мир Огненный. III. 49.
2 Криптограммы Востока. Рига: Угунс, 1992. С. 124.
3 Там же. С. 127.
4 Листы сада Мории. Зов. 23.04.1922.
5 Криптограммы Востока. С. 133.
6 З.Г.Фосдик. Мои Учителя. М., 1998. С. 248.
7 Письма с Гор. Т. 1. Минск: Лотаць, 2000. С. 103.
8 Там же. С. 561.

(1712-1775)

Мы видели, что освоение русскими путей вдоль северных берегов Сибири происходило весьма быстро. Судя только по письменным источникам, в 1633г. Робров и Перфильев вышли к устью Лены. Вслед за ними были совершены плавания от устья до устья других сибирских рек. Уже в 1648 г. Дежнев и Попов обогнули мыс Дежнева. Таким образом, всего за пятнадцать лет русские мореходы открыли устья всех сибирских рек и прошли морем вдоль берегов Сибири от устья реки Оленек до Берингова моря. Но во время этих плаваний служилыми и промышленными людьми руководило желание - как можно скорее найти новое моржовое лежбище, которое сразу могло бы дать богатую добычу. Поэтому эти мореходы не удалялись далеко от берегов, да и суда их, построенные в большинстве случаев наспех, не позволяли плавать в открытом море.

Суда Великой Северной экспедиции, производившие опись северных берегов Сибири, также не отходили далеко в море. Они открыли лишь несколько островов, почти вплотную прилегающих к полуострову Таймыр, и лишь Дмитрий Лаптев, в 1739 г. плывя от мыса Буорхая на восток, увидел острова Меркурьева и Святого Диомида, ныне не существующие на картах, а в 1740г. подошел к острову Крестовскому из группы Медвежьих. А между тем среди русских, оседавших у устьев больших сибирских рек, держались упорные слухи о землях, расположенных к северу от сибирских берегов.

Уже отмечалось, что в северо-восточной части карты Исаака Массы (1612) показана, по-видимому. Северная Земля. Надо также помнить, что при благоприятной погоде острова Ляховские, Крестовский (западный из группы Медвежьих) и Врангеля видны с материка.

Первые сведения об островах, расположенных к северу от сибирских берегов, были получены от служилого человека Михаила Стадухина, который еще в 1645 г. сообщил, что “некоторая жонка” сказывала ему, что “есть на Ледовитом море большой остров, который против рек Яны и Колымы и с матерой земли виден”. Еще более интересна “скаска” Михаила Стадухина, записанная в 1647 г., в которой, между прочим, говорится:

“А тот де остров Камень в мори пояс, они (служилые)и промышленные люди смечают все то один идет, что ходят ис Поморья с Мезени на Новую Землю, и против Енисейского и Тазовского, и Ленского устья тот Камень та ж все одна, что называют Новою Землею”

В 1655 г. из Лены на Колыму вышло девять кочей. В этом плавании принимали участие торговый человек Яков Васильев Вятка и якутский казак Никифор Малгин. Три коча, не доходя до Колымы, отнесло к острову, очевидно Крестовскому. Спустив на воду карбас, мореходы обследовали остров, но людей на нем не нашли. В 1669 г. было совершено плавание также от Лены к Колыме, в котором участвовали Никифор Малгин, колымский торговец Андрей Ворыпаев и другие. Во главе стоял пятидесятник Петр Аксентьев. Как показал Малгин, “отнесло де их от Святого носу в голомени в море, потому де подле земли нанесло льду; и кочевщик де Родион Михайлов указывал торговым людям и ему, Никифору, не дошед до Колымского устья, в море значится остров. И он де, Никифор, с товарищи тот остров видели”

Около 1702 г. казак Михаиле Наседкин рассказывал, что он “присмотрел в море остров против колымского устья до Индигирки”, и что бывший с ним мореход Данило Монастырский утверждал, что “тот остров и земля одна с тою, которая видна с Камчатки”

Сопоставляя рассказы Стадухина и Наседкина, мы видим, что в XVII в. среди населения северных берегов Сибири ходили слухи о существовании земли, или во всяком случае почти непрерывной цепи островов, простирающейся от Новой Земли на западе до Аляски на востоке. Показания Стадухина, кроме того, дают представление о путях, по которым в это время плавали русские.

Первым русским, побывавшим на Ляховских островах, был казак Меркурий Вагин. Он вместе с Яковом Пермяковым в 1712 г. перешел по льду на Большой Ляховский остров, обошел его и видел остров Малый Ляховский. Около 1720 г. промышленник Иван Вилегин перешел на Медвежьи острова по льду, “только не мог знать-остров ли или матерая земля”

Как бы в подтверждение слухов о Большой Земле на севере, в 1726 г. якутский казачий голова Афанасий Федотович Шестаков привез в Петербург карту северо-восточной части Сибири, составленную Иваном Львовым. На этой карте к северу показана обширная земля, якобы открытая в 1723 г. шелагским “князем”.

Затем на всех пяти Медвежьих островах в 1756 г. побывали промышленники Сергей Павлов, Федор Татаринов и Ефим Коновалов.

В 1759 и 1760 гг. на Ляховских островах побывал якут Этэрикэн, в честь которого назван пролив между Большим и Малым Ляховскими островами.

В 1764 г., по всей вероятности, к острову Новая Сибирь подъезжал на собаках сержант Степан Андреев

В 1769 г. прапорщики геодезии Иван Леонтьев, Иван Лысов и Алексей Пушкарев сравнительно точно положили на карту Медвежьи острова.

В том же 1769, а также в 1770 и 1771 гг. они же совершили походы по льду на северо-восток, в поисках земли, якобы увиденной в 1763 и 1764 гг. сержантом Андреевым.

В 1770 г. на Большом и Малом Ляховских островах побывал якутский купец Иван Ляхов. Во время этой поездки на Большом Ляховском острове было “найдено много мамонтовых костей так много, что казалось, весь остров составлен из них”.

Это было очень важное открытие. Бивни мамонта ценились не дешевле бивней моржа. Екатерина II утвердила за Ляховым исключительное право промыслов на посещенных им островах и их название - Ляховские. Новый выгодный промысел повлек за собой новые открытия и исследования.

В 1773 г. Ляхов побывал на острове Котельном, названном так потому, что один из промышленников забыл на нем котел. В 1775 г. геодезист Хвойнов, сопровождавший Ляхова, описал остров Большой Ляховский и по рассказам промышленников положил на карту остров Малый Ляховский.

Первое письменное сообщение о существовании современного острова

Врангеля мы встречаем у Г. А. Сарычева, который записал рассказы чукчей о нем еще в 1787 году. Однако впервые этот остров был посещен лишь в XIX веке. Остальные Ляховские и Новосибирские острова тоже были открыты только в XIX веке.

1646 года апреля 22. Расспросные речи служилого человека Михаила Стадухина о реках Колыме и Чухне, о проживающих там племенах и о неизвестном острове на Ледовитом океане, близ устья Колымы1

ААН, фонд 21, кн. 30, № 137. Копия. Документ опубликован в ДАИ, т. III, № 24.

155 году, апреля в 22 день, в Якуцком остроге в съезжей избе, воеводам Василью Никитичю Пушкину да Кирилу Осиповичю Супоневу, да дьяку Петру Стеншину служилой человек, которой в прошлом во 154 году, ноября 23 день, в Якуцкой острог, до приезду воевод Василья Никитича Пушкина с товарищи, с Колымы реки з государевым с ясачным збором пришол, Михалко Стадухин в роспросе сказал: на Колыме де реке был он для государева ясачного збору два годы. А Колыма де река велика, есть с Лену реку, идет в море также, что и Лена, пот тот же ветр, под восток и под север. А по той де Колыме реке живут иноземцы колымские мужики свой род, оленные и пешие, сидячие многие люди, и язык у них свой. Да на той же де Колыме в сторонней реке, прозвищем на Чюхче, а пала де та река Чюхча в море своим устьем, с приезду по сей стороны Колымы Реки, а по той де реке Чюхче живут иноземцы свой же род, словут чюхчи, также что и самаядь, оленныя сидячие ж. И была де у него жонка погромная, колымская ясырка именем Калиба. А та жонка жила у тех мужиков, у чюхчей, три годы, и она де ему сказывала, что на острову, которой в мори, идучи х той Колыме реке судами на левой руке, а учнет де тот остров объявливатца в море от матерой земли в виду на левой руке, идучи из Лены от Святого Носу, а к Яне де реке и от Яны к Собачье, а Индигирка тож, и от Индигирки х Колыме реке идучи, и гораздо тот остров в виду, и горы снежные и пади и ручьи знатны все. А тот де остров - Камень, в мори пояс. Они и промышленные люди смечают, все то один идет, что ходят из Поморья, с Мезени на Новую Землю,2 и против Енисейского и Тазовского и Ленского устья тот Камень тож все одна, что называют Новою Землею. И те де чухчи по сю сторону Колымы от своего жилья с той речки зимою чухчи переезжают на оленях на тот остров одним днем. И на том де острову они побивают морской зверь морж, и к себе привозят моржовые головы со всеми зубами. И по своему де они тем моржовым головам молятца. А он де того у них моржового рыбья зубу не видал, а промышленные де люди ему сказывали, что они у тех чюхчи тот моржевый зуб видали, концы де у них оленные санок все того одного моржового зуба. А у тех де чюхчи соболя нет, потому что живут на тундре у моря, а доброй де самой черной соболь все по Колыме. А от Колымы де до реки ж, что выше той Колымы, сказывают Пагыча,3 а до ней от Колымы парусным погодьем бежать сутки трои и больши, и та де река большая ж и собольная ж, и иноземцов де по ней много ж, а язык у них свой же. А ныне на той Колыме реке от него всего осталось служилых Вторко Гаврилов... И только де государь укажет на те реки послать своих государевых служилых людей немалых, и на тех де реках будет государев ясачной збор большой и государеве казне будет прибыль великая, тут де и впредь чает государева ясачного большого збору. И соболи все добрые черные и зверь коренной, да лисицы все красные, да песцы, а иного опрично того никакова зверя на тех реках нет, потому что место студеное. А они де, служилые и промышленные люди, жили на тех реках и кормились все рыбою, потому что те реки рыбные и рыбы всякой много.

Примечание:

1 Казак Михаил Васильев Стадухин служил на Лене с 1630 г. В 1641 г. вместе с С. Дежневым он был послан на Оймякон, затем перешел на Индигирку и, выплыв в море, достиг Алазеи, где присоединился к отряду Дмитрия Зыряна, пришедшему сюда несколькими месяцами раньше. Летом или осенью 1643 г. объединенный отряд Зыряна, Стадухина и Дежнева снова вышел в море и через две недели благополучно прибыл на Колыму. Стадухин построил в устье этой реки острожек на месте современного населенного пункта Стадухино. Другие его товарищи основали Нижнеколымский острог недалеко от впадения реки Анюя в Колыму. С большой ясачной соболиной казной летом 1645 г. Стадухин приехал в Жиганск на коче (ЯОУ, ст. 46, л. 1), а 23 ноября того же года на нартах прибыл в Якутск, где оставался до июня 1647 г., когда был послан на р. Погычу. Весной 1647 г. новый якутский воевода В. Н. Пушкин, с целью дальнейших географических открытий, произвел расспрос казаков, побывавших на дальних «заморских» реках. В числе расспрошенных был и Михаил Стадухин.

2 Под Новой Землей в те времена подразумевали лежащую к северу от материка воображаемую землю «каменный пояс». К такому неправильному понятию мореходы XVII в. пришли в результате попыток объяснить действительное местоположение островов, которые они заметили (Пясинские, Новосибирские и Медвежьи), плавая вдоль берегов Ледовитого океана из устьев Таза, Енисея, Лены, Индигирки и Колымы. Им казалось, что эти острова сливаются на севере, в океане, в единую землю. Больше того, когда было совершено плавание проливом из Ледовитого океана в Тихий и С. Дежнев первый доставил сведения об островах, лежащих против Большого Чукотского Носа, якутские казаки из этих сообщений заключили, что острова Аляски и она сама, а также Камчатка составляют единый материк, «каменный пояс в мори» (Допросы якутских казаков об островах на Ледовитом океане. Памятники сибирской истории XVIII в., т. I.).

3 Погычей, как выясняется из других документов, первоначально называли р. Анадырь. Например, Стадухин пишет: «Посланы мы... на государеву на новую Погычу и на Анадырь та ж река...» (док. 14.). Воевода Франсбеков сообщает царю, что нужно послать «на новую же Погычу реку и на Анадырь тоже по тритцать человек» (Сибирский приказ, ст. 360, л. 434).

Супруги Николай и Елена Рерих известны в мире, как последователи созданного ими нового способа познания тонкого мира, названного ими Агни Йогой или Учением Живой Этики. Одной из проблем, которую традиционно рассматривают многие другие мистические доктрины, для Рерихов стало пророчество о будущем Спасителе человечества. Эта тема нашла своё выражение также в картинах Николая Рериха и его младшего сына Святослава - «Сокровище Мира - Чинтамани» и «Чинтамани».

1. Камень дальнего мира

Все перипетии, связанные с легендой о Камне Чинтамани, подробно описала в своей одноимённой статье Т. И. Мурашкина. Приведу выдержки из неё: «Легенда о Камне пришла к Рерихам в сентябре 1923 года, в ней было сказано: «Храните Камень в Ковчеге, привезённом из Ротенбурга. На нём четыре квадрата со знаком «М». Явление будет ясно, когда Я произнесу - путь четверых на Восток… Время настаёт, сроки исполняются. Рок суждённый записан, когда с Запада добровольно Камень придёт. Утверждаем ждать и понять Камня путь. Утверждаем понять сужденных носителей Камня, идущих домой. Корабль готов!

Новая Страна пойдёт на встречу Семи Звёздам под знаком Трёх Звёзд, пославших Камень миру. Сокровище готово и враг не возьмёт золотом покрытый щит!

Ждите Камень!»

6 октября 1923 года в Париже Рерихи получили Ковчег с Камнем. Этот эпизод их жизни описан Н. К. в очерке «Вехи»: «…Было указание о том, что получится очень ценная посылка. Время прошло. Друзья наши уже как бы забыли об этом обстоятельстве, приехав в Париж. Однажды из банка «Беккерс Трест» приносят оповещение о получении пакета. Оказалось, что этим обычнейшим путём была доставлена самая необычная посылка. Как видите, и так бывает».

Чинтамани - это фрагмент главного Камня, который находится в Гималаях и является космическим магнитом, обладающим огромной проникающей силой психического и духовного воздействия на сознание людей. Его самое непостижимое и таинственное свойство - энергетический ритм. Это ритм Сердца нашей Вселенной, которое находится в пространстве созвездия Орион.

В очерке «Камень» Николай Константинович пишет: «На камне указываются знаки, которые то появляются, то уходят вглубь. Камень предупреждает своего временного владельца о всяких значительных событиях. Камень издаёт треск в особых случаях. Становится особенно тяжёлым или, наоборот, теряет вес. Иногда камень начинает светиться. Камень приносится иногда новому владельцу совершенно неожиданно какими-то незнакомцами. У камня много качеств, недаром о нём сложены всевозможные предания и песни. Упоминается он и в средневековых исторических и научных изысканиях. На Гималаях, в Тибете и в Монголии постоянно приходится встречаться с упоминаниями об этом сокровенном чуде».

Камень сопряжён с женским началом и знаменует эпоху Женщины - эпоху Матери Мира. Именно через этот камень, доверенный Е. И. Рерих, согласовывался ритм энергетики её организма с ритмом Сердца Вселенной. Сердце земной женщины, ассимилировав огненно-духовные ритмы Сердца Космоса, соединил Землю и Высшие Планы. Этот опыт имеет планетарно-космическое значение и в силу своей необычности не может быть оценен ныне живущим поколением в должной мере.

Это был опыт по соединению Миров…

Из других источников мы можем узнать, что Ларец стал ковчегом для метеорита, присланного с Ориона. В Азии этот камень известен, как Чинтамани, Норбу Римпоче - Сокровище Мира, а в Европе - как священный Грааль.

Известно, что Камень имеет форму расплющенного плода или сердца удлинённой формы. Камень сам приходит, взять его нельзя. Все великие объединители и основатели государств владели им.

Курновуу - Великий Правитель Атлантиды - носил этот Камень, заключавший кристалл жизни, поверх всех золотых украшений.

Царь Соломон приказал отбить часть камня и вставить в серебряный перстень, с которым никогда не расставался. На камне была начертана «чаша мудрости, пламенем просиявшая».

Владел Камнем и Акбар - великий объединитель Индии.

Император Китая построил для Сокровища Мира храм из бирюзы цвета неба.

Восток полон легенд о Даре Ориона. Одна из них - легенда о Белом Коне «Эрдени Мори», несущем великий драгоценный камень Мудрости, свет которого рассеивает тьму: «На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он бросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от Великой Шамбалы, от священных горных высот в суждённый час сойдёт конь одинокий, и на седле его вместо всадника будет сиять Сокровище мира: Норбу Римпоче - Чинтамани - Чудесный Камень, Мира Спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли нам конь одинокий Сокровище Мира?»

Николай Константинович писал, что символ белого коня проходит в легендах и сказаниях различных народов. «Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его сокровище. На восходе и на закате солнца затихает всё, значит, где-то проходит великий конь белый, несущий сокровище».

«Пока народы знают о суждённом сокровище, они всё же останутся на верном пути. Путь их, хотя бы и долгий, и необычный, - неизбежен. Так же неизбежен, как служение совершенствования. Кому-то сказки. Кому-то быль. Кто-то убоится. А кто-то развернёт страницы книги принесённой».

«В сагах знаем героев на белых конях». «Видели белого коня Святого Егория». «Видели белых коней Флора и Лавра». «Видели белых коней литовского бога Световита». «На белых конях мчались валькирии».

«Слышали о коне Гессер-Хана, даже видели на скалах Тибета удары подков его».

«Знали коня Химавата - с огненной ношей Чинтамани».

«Построение Великой Стены обозначено замечательным сказанием. Для защиты государства был пущен белый конь; и там, где прошёл этот светлый посланец, там через все хребты и была воздвигнута Великая Стена. Опять-таки белый. «Именно белый конь в сказаниях принадлежит герою. Именно белому коню предоставлено и одному ходить, принося великую весть».

Неоднократно Николай Константинович изображал легендарного Коня счастья и на своих полотнах. Два из них находятся в музеях его имени: в Нью-Йорке и в Москве…»

Такова вкратце история Камня Чинтамани.

2. Звёзды, Расы и учения мистиков

Объявленные мистиками разных эпох и народов и повторённые Рерихами пророчества о Камне Чинтамани остались бы не особо замеченными - мир переполнен всевозможными предсказаниями будущего, если бы не популяризация их при помощи литературы, созданной типографским способом, и не художественный промысел, успешно присутствовавший в жизни семьи Рерихов. Однако это ничуть не помогло развить хотя бы часть некоей давней космогонической доктрины - раскрывавшей принципы жизни, существующие в тонких мирах вокруг Земли.

Самая первая проблема, которую мистикам древности, а вслед за ними и Рерихам, следовало бы понимать, прежде чем объявлять о необычной роли Камня Чинтамани, связана с существованием Надземных Рас (следуя общепринятой терминологии) в пределах проявления энергетического поля Земли. Дело в том, что, согласно широко распространённой на Востоке буддийской доктрине, - объявляющей то, что Расы жителей тонких миров участвуют в жизни многих планет (и Земли в том числе), сменяя друг друга; при этом у каждой Расы есть свои особые задания в организации земной жизни на период проявления, - получается, что Расы жителей тонких миров как-то путано участвовали в организации жизни Земли в целом, и особенно путано они проявляются в летописи земной человеческой цивилизации.

Внешне, Расовая теория буддизма выглядит вроде бы привлекательно: первая Раса (избранные Духи планеты) создавала Землю, при этом она жила исключительно в тонком мире; последующие развивали на Земле некие принципы жизни и организовывали на планете что-то особое, отличающееся даже в физическом мире Земли; а завершит земную эволюцию Раса, которая почти похожа на Расу-родоначальницу Земли, но только задание у неё прямо противоположное - исключить возникновение в Космосе хаоса после «распыления» Земли в тонкие энергии.

Однако внешнее впечатление обманчиво, и если следовать не религиозной предвзятости, а всего лишь простой логике земного ума, то эта доктрина у всякого грамотного человека обязана вызывать, как минимум, недоумение своей полнейшей неразумностью.

Начну с того, что многие из создателей теории Рас Земли причислили себя к приверженцам учения Будды. Однако исторические хроники указывают на то, что сам Будда оставил своим последователям всего лишь Четыре Истины Бытия. Всё остальное содержательное наполнение доктрины раннего и особенно современного буддизма взяли на себя последователи пророка. В связи с этим, многие историки современности - среди них, в частности, известный советский историк Лев Гумилёв, пытавшийся создать Единую Всемирную историю, связав её причинность с космическими циклами, - задаются естественным для ума всякого исследователя (но не религиозного догматика) вопросом: как получилось, что чем дальше по времени от эпохи проявления в земной теле самого Будды, созданное им учение разрослось из Четырёх Всеобщих Истин Бытия в обширнейшую и подробнейшую мистическую доктрину?

Объяснение этой загадке может быть дано самое простое. Оно состоит в том, что последователи Будды совершили ошибку, характерную для всех учений. Во-первых, они не поняли сути и содержания Завета Будды. Уж коли сам пророк счёл целесообразным оставить землянам после своего вознесения всего лишь память о Четырёх Истинах Жизни, значит, на то был его Указ. И рассуждать здесь о том, что Будда чего-то не предусмотрел - значит, подвергнуть сомнению всё его существование в земном теле как пророка и сам Принцип, которому следовал в своей жизни Будда.

Отсюда вытекает, что последователи Будды, всякий раз внося в разные эпохи дополнения в учение буддизма, ушли от Пути Будды и занялись самоискательством. Но в целях придания этим мистическим исследованиям авторитета, всякий раз заявлялось, что всё это происходило по указу Духа самого Будды. Проверить это утверждение не представлялось возможным, поскольку грамотность населения на Востоке и по сей день остаётся на крайне низком уровне. Если же говорить о мистической подкованности жителей Востока, то она также далека от традиционно приписываемых народам Азии знаний тонких миров.

Другая важнейшая проблема, которую начисто проигнорировали создатели распространённой ныне на Востоке теории о Надземных Расах, связана с незнанием ими одного из самых главных принципов жизни тонких миров, который состоит в следующем. При рождении каждого отдельного разумного индивидуального Эго во Вселенной эта новая Жизнь получает индивидуальное звёздное задание. Оно может храниться в памяти каждого звёздного жителя. Или же стать частью звёздной жизни целой Расы жителей тонких миров, в случае, когда некое Эго с его заданием, согласно старшинству и имеющемуся у него опыту жизни, становится Направляющим Принципом жизни целой Расы. В этом случае любое индивидуальное звездное поручение основателю Расы становится звездным поручением для всей Расы.

Логика выполнения каждого звёздного поручения в тонких мирах состоит в том, что каждому звёздному жителю необходимо не только лично участвовать в создании условий для реализации Замысла Расы, но и лично отвечать как за выполнение (или замедление сроков) всех поручений, так и за размагничивание всех следствий, возникающих после использования звёздной энергии, потраченной на выполнение каждого из поручений.

Таким образом, каждый житель тонких миров, появляясь в той или иной области пространства Космоса, знает о том, что расстаться с этой областью Вселенной он имеет право лишь после окончательного исследования всех следствий, возникших в этой и соседних областях пространства после использования им тонких энергий. В этом проявляется Принцип Звёздной Ответственности за Жизнь. Это Принцип сродни равенству среди всех звёздных жителей.

Другими словами, Тот, кто начинает создание всякого нового проявления Жизни во Вселенной, несёт индивидуальную ответственность как за весь период существования этого Явления, так и за очищение Космоса от любых хаотических проявлений после завершения Цикла существования указанного Явления. То есть, этакого «звёздного конвейера» при создании планет - когда одни жители начинают, а другие продолжают кем-то начатое дело и завершают его - в тонких мирах быть не может в принципе. Так видит жизнь лишь ограниченный во времени земной ум, которому неведомы сроки жизни, продолжительнее периода существования земного физического тела человека.

Всё это доказывает, что создатели Расовой доктрины не имели понимания сути и содержания жизни Рас жителей тонких миров и не могли видеть Расовые потоки звёздной энергии, которыми Расы помогают друг другу во время выполнения звёздных поручений.

Не меньше неувязок при исследовании легенды о великом даре дальнего звёздного мира нашей Земле в виде особого Камня Чинтамани - а ещё лучше сказать, откровенного непонимания излагаемой проблемы в целом, - возникает, если рассматривать её содержание на предмет поиска в ней понимания связи жизни Надземных Рас (как вокруг Земли, так и вдали от неё) и окружающих земное человечество явлений обычной жизни.

3. Звездный скиталец Чинтамани

Коротко проблема сводится к следующему. Солнечная система, как в физическом (видимом обычным человеческим глазом), так и в тонком мире, является одной из подсистем (со своим чётким и давно устоявшимся ритмом жизни) обширной мегасистемы звёзд, известной человечеству в виде галактического образования Млечный путь.

Не так давно - буквально 1-2 года назад - современная наука в результате пристального изучения биоритма жизни Земли определила, что именно центр галактики Млечный путь является задающим генератором для всей жизни на Земле. Это означает, что именно из центра Млечного пути приходят на Землю вибрации, предопределившие глобальные и менее значимые ритмы активности для всех процессов на нашей планете.

Однако у авторов легенд о космосе нет никаких упоминаний о роли и влиянии Млечного пути на земное время и все, происходящие на Земле, процессы. Вместо этого авторы космогенеза выдумали ведущую роль для жизни на Земле, в виде двигателя её эволюции, со стороны созвездия Орион. Это обстоятельство сразу указывает на то, что никто из тех, кто поддержал легенду о Камне Чинтамани, не имел способности видеть Расовые Лучи. В то время, как именно ими как раз и происходят передача всех видов энергии в тонких мирах, но никак не какими-то предметами - например, кометами или камнями.

Для Лучей Рас в Космосе нет преград ни в виде времени, ни в виде расстояний. Ибо многие из этих Лучей как раз и создавали Расовые потоки тонких энергий, которыми творились не просто разовые явления в тонких мирах, но воссоздавались (причём, многократно) многие звёздные миры, иногда намного большие, чем известная нынешнему человечеству Вселенная.

Идём дальше. Кроме полного отсутствия качества тончайшего зрения, у мистиков, создавших легенду о Чинтамани, не было также и собственных полётов в тонких мирах в дальние звёздные миры. Иначе авторы ложной легенды никогда не называли бы ни созвездия Ориона, ни даже самого наименования звёзд, употребляемые земными учёными. Дело в том, что для полёта к дальним звёздным мирам надо иметь звёздное ПРАВО вылетать за пределы Солнечной системы. Такое право можно получить, если знать свою Расу, Лучи которой создавали в своё время жизнь на Земле.

Таких Рас существует три. У каждой из этих трех Рас существуют свои индивидуальные Лучи связи с дальними мирами. Так и выходит, что для того, чтобы лететь далеко и иметь возможность вернуться затем назад к Земле, ментальному телу необходимо вовремя управлять своими вибрациями, настраиваясь сначала на те вибрации Расовых Лучей, которыми они удерживали связь со своими родственными звёздными мирами, а затем - на те вибрации тех же самых Расовых Лучей, через которые дальние звёздные миры направляли помощь всем жителям тонких миров в пределах Солнечной системы. Все эти вибрации содержат свои вмещения в виде образов для земного ума (они необходимы для передачи информации земному уму) и даже символов для письменности, которую каждая из Рас обязана развивать, присутствуя на нашей планете.

Изучая во время ментальных полётов каждое из многих и многих наречий некогда живших на планете цивилизаций землян, посвящённый в карму своей Расы обязан прожить всю историю своей Расы и знать все её связи с каждым из земных регионов и проживавшими на их просторах людьми. Зная это, такой человек имеет право защитить свою Расовую связь и называть события, предметы и явления в земной жизни или из жизни тонких миров вокруг Земли теми именами, которые ему стали известны при его личном касании своего Расового Луча. Увы, в этих Расовых Лучах нет ни Ориона, ни, например, Евразии, ни большинства других названий звёзд, которые ныне на слуху у человечества.

Зная все указанные связи энергии внутри Расовых Лучей, можно далее уже не притрагиваться к тексту легенды о Чинтамани, так как она повествует о необыкновенной роли в космогенезе некоего особого камня. Такое указание раскрывает полную зависимость авторов легенды о Чинтамани от их собственного земного ума. Поскольку космические процессы в тонких мирах и жизнь в целом не могут привязываться к предметам из физических миров как неких эволюционизирующих факторов.

Библия упоминает, что Бог творил саму тело планеты Земля на протяжении одного Дня. Сегодня, при наличии на Земле большого количества грамотных жителей, которым, в отличие от их давних предшественников, доступно более революционное мировоззрение о жизни в космосе, можно уточнить, что процесс Творения Земли в тонком мире всего лишь одним Расовым Лучом - а Рас вокруг Земли, напомню, Три - занимает не более 1 секунды в пересчёте на нынешнее земное время. А сразу Три Луча трёх Рас, объединившись в полной гармонии, могут ускорить этот процесс во много тысяч раз. Однако вся проблема при творении каждой новой планеты сводится к тому, чтобы уберечь от хаоса (а чаще даже от возмущения) близлежащее пространство вокруг той области космоса, где намечено появление нового звёздного тела.

По аналогии с кругами на воде, всякий раз появляющимися на её поверхности после падения в неё камня, в космосе при создании новых планет таких кругов возникать не должно. Это-то обстоятельство как раз и требует от жителей тонких миров опытного касания своими Лучами всего, к чему они только прикасаются в пространстве.

Говоря о ложности легенды о Чинтамани, можно ещё указать на роль в ней коня. Это обстоятельство указывает на типичное поведение земного ума, живущего насилием над окружающим его миром. Как известно, совершенный человек Земли, каким, например, являлся Будда, не занимается насилием и подчинением своей воле любых внешних для его сознания обстоятельств и ритмов вибраций (как в тонких, так и в физическом мире), которые могут замедлить его полёты в дальние звёздные миры. Поскольку каждое касание чужой вибрации приводит к соучастию в ней, а из этого появляется уже ответственность за само существование этой вибрации. Последнее обстоятельство всегда связано со сроками, на протяжении которых те или иные вибрации имеют право присутствовать в пространстве.

Так у человека Земли появляется обязанность защищать своей жизнью всякую вибрацию, если он вошёл в созвучие с ней, чтобы указанные этой вибрации сроки могли бы реализоваться. Если же эти сроки нарушены, то человек, присутствовавший при этом, обязан смещать свой земной путь, поскольку он не смог жить своим прошлым ритмом жизни так, чтобы не возмущать окружающее его пространство.

Подводя итог, следует сказать, что если какой-то пророк в будущем намерен будет стать Спасителем Земли, то ему придётся держаться подальше не только от коня (конь имеет свой срок жизни, и он намного короче земного срока жизни человека, поэтому после физической кончины коня у пророка, который привязал свой земной путь к телу и уму коня, не будет больше прав продолжать своё продвижение по планете в том же физическом теле, так как со смертью коня исчезнет один из принципов земного быта пророка; пророк может вновь вернуться к своей высокой миссии, но уже в другом земном теле и в других регионах планеты), но и от многих других благ земной цивилизации.

Поскольку многие предметы из земного обихода, входящие в жизнь пророка (например, то же седло для коня из легенды о Чинтамани), также имеют Расовые связи - соответственно, у них могут быть индивидуальные предназначения, для реализации которых всякий раз указаны свои сроки. И всякое нарушение любого из перечисленных факторов приведёт к смещению жизненного пути человека, имевшего устойчивую связь с тем или иным предметом.

Таким образом, красивая мистическая легенда о Камне Чинтамани на самом деле не имеет никакого предназначения. Она может помочь разве что детям, чтобы будить в них устремление к полётам к далёким звёздам. А вот всем, кто ищет путь, приближающий его к тайнам тонких миров, и кто хочет преодолеть грань, разделяющую земное понимание жизни от ментального прозрения, следует знать о ложном устремлении земных умов авторов, сочинивших легенду о Чинтамани.

2. Urétvik - "удлинение" (дней) - соответствует второму месяцу года.

3. Niwlewkь - "продолжение" (возрастания дней) - продолжается около шести недель, до тех пор, пока начнут телиться оленьи матки.

4. Am-grokь - "время теления" - более или менее соответствует нашему термину "весна".

5. Tur-eletvьk - в начале нового лета.

6. Kьtkьtьk - первое лето.

7. Anok - второе лето.

8. Elek - среднее лето.

9. Eg-ьntok - освежение воздуха.

10. Ŋergerьk - первый легкий мороз.

11. Tur-əletьk - новый снег.

12. Gьtgak - осень.

13. Ləleŋkь - зима.

ЯЗЫК

Чукотский язык богат словами и гибок в формах. Чукчи красноречивы по природе, но они не любят продолжительных расспросов. Оленных чукоч, которые бывают дома только тогда, когда едят или спят, а остальное время проводят в движении, трудно убедить провести несколько часов в шатре, чтобы дать объяснение или подиктовать. Даже старики обычно говорили о моих записях: "не стоящая чепуха". Большинство совершенно не в состоянии диктовать. Любопытство у них не продолжительно. После приезда какого-нибудь гостя на новое стойбище обитатели некоторое время наблюдают за новым лицом, но не долго, затем они постепенно расходятся, и в заключении их интересует только меновая торговля. Конечно, бывают исключения, но их весьма не много. В приморских селениях, где внутренние помещения просторнее и в них есть постоянно горящая лампа, старики более привычны к домоседству и поэтому более расположены к ответам на расспросы и более полезны для получения от них этнографических сведений.

Глава III. СНОШЕНИЯ ЧУКОЧ С РУССКИМИ

Исторические данные, помещенные в этой главе, по большей части были извлечены из архивов Средне-Колымского, Нижне-Колымского и Марковского на реке Анадыре, также и из других старинных документов, собранных автором в разных местах. Кроме того, использованы следующие официальные издания исторических актов и другие исторические сочинения.

1. Исторические Акты, собранные и изданные Археографической комиссией, III, IV, V. (Цит. Акты).

2. Дополнения к Историческим Актам, собранные и изданные Археографической комиссией, III, IV, V. (Цит. Дополнения).

3. Памятники сибирской истории XVIII века, I, II. (Цит. Памятники).

4. Свод законов Российской Империи. Издания 1857, 1876, 1892, 1899.

5. Сенатский архив, том II.

6. Дополнения к творениям святых отцов. Части 9, 11 (Москва, 1850-52).

7. "Русский паломник", 1877.

8. Словцов П. Историческое обозрение Сибири. С.-Петербург, 1886. (Цит. Словцов).

9. Северный архив, 1825.

10. Журнал Министерства Народного Просвещения, 1890.

11. Собрание сочинений из месяцесловов различных лет. С.-Петербург, 1790.

12. Фишер Иоганн Эбергард. Сибирская история. I, II. С.-Петербург, 1768.

13. Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства. С.-Петербург, 1750.

14. Приклонский В.Л. Хроника Якутской области, составленная по официальным и историческим данным. Красноярск, 1896.

15. Щеглов И. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. Иркутск, 1883. (Цит. Щеглов).

16. Андриевич В.К. История Сибири, I, II. С.-Петербург, 1889. (Цит. Андриевич).

17. Титов А. Сибирь в XVII веке. Москва, 1890.

18. Маныкин-Невструев А.И. Завоеватели Восточной Сибири, Якутские казаки. Москва, 1883.

19. Историческая записка о Чукотском народе (Вестник Императорского Русского Географического Общества, 1856, V).

20. Карта Чукотской земли, составленная Плениснером (Записки Гидрографического Департамента Морского Министерства, 1852, часть X).

21. Барамыгин М. Путевой Журнал во время поездки в Анюйскую крепость (Записки Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества, 57, кн. 4).

ОТКРЫТИЕ ЧУКОТСКОЙ ЗЕМЛИ

Первые сведения о чукчах доставил казак Михаил Стадухин, который в 1644 году пришел на реку Колыму и основал здесь Нижне-Колымское зимовье. Маныкин-Невструев говорит, что река Колыма была открыта в 1638 году. Майдель называет открывателем реки Колымы казака Ивана Эрастова с товарищами. Он говорит, что в 1644 году на реке Колыме было основано три зимовья: Нижне-Колымск, Средне-Колымск и Верхне-Колымск. Можно сомневаться, что все три зимовья были основаны в одном и том же году. На карте Сибири от 1672 года, впрочем, указаны все три зимовья: нижнее, среднее и верхнее. Нижне-Колымск в других документах называется "собачьим острогом", очевидно, из-за езды на собаках. Он был больше двух других зимовьев.

Мы имеем также "распросные речи служилого человека Михаила Стадухина о реках Колыме и Чюхче, о живущих по ним инородцах и о неизвестном острове на Ледовитом океане, близ устья реки Колымы .

"155 году (1647), апреля в 22 день, в Якутцком остроге в съезжей избе, воеводам Василью Никитичу Пушкину да Кирилу Осиповичу Супоневу, да дьяку Петру Стеншину служилой человек, который в прошлом (во 154) году, ноября в 23 день, в Якутцкой острог, до приезду воевод Василья Никитича Пушкина с товарищи, с Колымы реки с государевым с ясачным сбором пришел, Михалко Стадухин в роспросе сказал: на Колыме де реке был он для государева ясачного сбору два года, а Колыма де река велика, есть с Лену реку, идет в море также что и Лена, под тот же ветр, под восток и под север, а по той де Колыме реке живут иноземцы Колымские мужики свой род, оленные и пешие сидячие многие люди и язык у них свой; да на той же де Колыме, в сторонней реке прозвищем на Чюхче, а пала де та река Чюхча в море своим устьем, с приезду по сей стороне Колымы реки, а по той де реке Чухче живут иноземцы свой же род, словут Чюхчи, тоже что и самоядь, оленные, сидячие ж; и была де у него женка погромная колымская ясырка, именем Калиба, а та женка жила у тех мужиков у Чюхчей три годы, и она де ему сказывала, что на острову, который в море идучи к той Колыме реке судами на левой руке, а учнет де тот остров объявливатцы в море от матерой земли в виду на левой руки, идучи из Лены от Святого Носу, а к Яне де реке и от Яны к Собачье, а Индигирка тож, и от Индигирки к Колыме реке идучи и гораздо тот остров в виду, и горы снежные и пади и ручьи знатны все; а тот де остров Камень, в мори пояс, и промышленные люди смечают все то один идет, что ходят из Поморья с Мезени на Новую Землю, и против Енисейского и Тазовского и Ленского устья тот Камень тож все один, что называют Новою Землею; и те де Чюхчи по сю сторону Колымы от своего жилья с той речки зимою переезжают на оленях на тот остров одним днем и на том де острову они побивают морской зверь морж и к себе привозят моржовые головы со всеми зубами, и по своему де они тем моржовым головам молятца, а он де того у них моржового рыбья зубу не видал, а промышленные де люди ему сказывали, что они у тех Чюхчи тот моржовый зуб видали, концы де у них оленных санок все того одного моржового зуба, а у тех де Чюхчи соболя нет, потому что живут на тундре у моря, а доброй де самой черной соболь все по Колыме" .

Эти распросные речи весьма интересны. В первый раз упоминается имя "чюхчи".

Из слов Стадухина следует, что в то время на Чукочьей реке не к востоку, а к западу от реки Колымы жили какие-то чукчи или чюхчи, оленные и сидячие. В другом месте я старался доказать, что эти оленные сидячие люди принадлежали, вероятно, к чаунскому (чуванскому) народу и были в общем родственны восточным чукчам. Самый вариант названия чухчи отличается фонетически от обычного самоназвания оленных чукоч cawcu и говорит о другой фонетике.

Еще замечательнее подробности, относящиеся к моржовому промыслу этих туземцев на одном из Медвежьих островов. Моржи даже в новейшее время продолжают подходить к северному берегу Медвежьих островов, и оленные чукчи порою переезжают на острова для весенней охоты на моржей, так, как описано у Стадухина. Однако в то время, очевидно, моржовый промысел имел гораздо больше значения. Туземцы приносили домой моржовые головы и "молились им", то есть устраивали известный чукотский праздник "моржовых голов". Этот праздник до сих пор является одним из главных промыслово-обрядовых праздников приморских чукоч .