Происхождение монастыря. Варианты названий населённых пунктов и административных единиц Озеро Эльтон, Волгоградская область, Россия

Всероссийская олимпиада школьников по истории

(школьный этап)

6 класс

Ф.И. учащегося (полностью)__________________________________________________________

Класс ______ Оценка (макс. 40 баллов)

  1. Решите кроссворд и запишите ключевое слово.

1. Форма земельного держания, предоставляемого на

Условиях военной службы и на определенный срок.

2. Поселение одного или нескольких монахов.

3. Один из создателей славянской письменности.

4. Арабы-кочевники.

5. Правители из одного рода, сменявшие друг друга

На престоле.

6. Мусульманский священнослужитель.

7. Посланец папы римского, несущий идеи

Христианства язычникам.

8. Изображения из разноцветных камешков или смальты.

9. Основатель ислама.

Ключевое слово (по вертикали) – ________________

ІI. Расставьте события в правильной последовательности:

  1. Раздел империи Карла Великого
  2. Разгром арабов при г. Пуатье

3. Завоевание Англии герцогом Нормандии

4. Образование арабского государства

  1. Приход к власти династии Каролингов

Ответ:

III. Что (кто) является «лишним» в ряду? Дайте краткие пояснения.

  1. 500г., 622г., 800г., 843г.

2. Чехи, болгары, словаки, поляки

Ответ – _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

3. Иконы, мозаика, арабески, фрески

Ответ – _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

IV. Проанализируйте данные документы и запишите исторические понятия, которые они раскрывают. Дайте определения этих понятий.

  1. «Гунны набросились на аланов, аланы – на готов, готы, изгнанные со своей родины, захватили у нас Иллирию. И это еще не конец». (А. Медиоланский, IV век)

Ответ – ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. «Увы! Где она, та империя, которая объединяла верой чуждые друг другу народы и наложила на покоренных узду спасения?.. Она утратила имя и честь. Вместо царя появились корольки, вместо царства – жалкие обломки».

Ответ – __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

V. Установите соответствие между именами исторических деятелей Средневековья и направлениями их деятельности. Ответы запишите в таблицу:

1. Оттон 1 А) Вождь гуннов, жестокий завоеватель

2. Хлодвиг Б) Представитель династии Меровингов

3 Роланд В) Король, почти 30 лет воевавший с датчанами

4. Аттила Г) Победитель венгров

5. Альфред Великий Д) Рыцарь, племянник Карла Великого

VI. Проанализируйте нормы права (правила поведения) и правовые принципы, сформулированные в Салической правде и Кодексе Юстиниана. Определите, какие из них относятся к Салической правде, а какие – к Кодексу Юстиниана. Ответ запишите в таблицу (укажите номер ответа).

  1. Если кто украдет гуся и будет уличен, присуждается к уплате 3 солидов.
  2. Король есть говорящий закон.
  3. Право есть наука о добром и справедливом.
  4. Если ответчик будет занят исполнением королевской службы, он не может быть вызван в суд.
  5. И поспешно, в тот же день, прежде чем зайдет солнце, со свидетелями должен явиться в дом должника и просить об уплате долга.

VII. Исторические задачи. Решите задачи и запишите ответы.

1. Загадки Алкуина . Следуя традициям англосакских школ, Алкуин любил применять в процессе обучения загадки. Подберите правильные ответы на вопросы Алкуина.

1) Что делает горькое сладким? (); 2) Что не утоляет человека? (); 3) Я видел, как мертвое родило живое и дыхание живого истребило мертвое (); 4) Я видел огонь, который не гаснет в воде (); 5) Какой вестник бывает нем? (); 6) Кого нельзя видеть, не закрывши глаза? ()

Ответы: А) известь; Б) сон; В) голод; Г) огонь, возникающий от трения дерева; Д) прибыль; Е) письмо.

2. Византийская задача. Курица, стоившая 40 аспров, кладет каждый день по яйцу. Яйца идут на базаре по 40 штук за аспр. За какое время курица оправдает свою цену? (аспр – мелкая монета)

10 б.

Определение событий в хронологической последовательности

1 балл за верный ответ

0 баллов за любую ошибку в ряду

5 б.

III.

Определение лишнего в ряду

2 балла - за верное определение «лишнего» с обоснованием ответа;

6 б.

Определение исторических понятий на основе анализа исторических источников

2 балла за каждый верный ответ

1 балл – за верное определение без пояснения

4 б.

Установление соответствий

5 б.

Анализ исторических документов

1 балл за каждый верный ответ

5 б.

VII.

Решение исторических задач

1. Загадки Алкуина

2. Византийская задача

0,5б. за каждый верный ответ(3б.)

2 балла за верный ответ

Монах в переводе с греческого - «один» или «одинокий». Так называют людей, ушедших от суеты мира, чтобы посвятить свою жизнь Богу в отшельничестве, созерцании, молитве. Обычно монахи дают три обета - целомудрия (безбрачия), бедности (нестяжания) и послушания духовному наставнику. Цель монашеский жизни - духовная, это путь к Богу, путь от земли к небу, то есть от мира земного к миру горнему, духовному. Не случайно главное руководство для монахов называется Райская Лествица (слав . лестница). Эта книга написана Иоанном Синайским, которого прозвали Лествичником, он жил в VII веке. Монашеская аскеза (греч . упражнение), или подвиг (от слова «подвигаться», «двигаться»), подразумевает определенные ступени восхождения, или духовного возрастания, проходя которые подвижник очищается от грехов, от эгоизма и своеволия и, стяжая благодать Святого Духа, двигается в сторону святости.

Икона «Лествица Иоанна Лествичника» XVI в.

Монашество известно с давних времен и практикуется не только у христиан. Первые поселения отшельников были известны еще в Древнем Египте. Особую популярность монашеский образ жизни получил в восточных религиях: в индуизме, буддизме, даосизме, синтоизме. Монахи объединялись в небольшие общины - скиты (от древнеегипетского «ши хэт» - «вес сердца») или более крупные - монастыри. Монастыри были не только религиозными центрами, но и просветительскими, в них создавались школы, библиотеки, художественные мастерские. Нередко на Востоке монастыри становились политической и военной силой. Именно в монастырях зародились древнейшие виды боевых искусств: кунг-фу, каратэ и проч.

Константин I. Конец X – начало XI в. Храм св. Софии, Стамбул

В христианстве с самого начала появились люди, отказавшиеся от жизни по законам этого мира и посвятившие себя Богу, они предпочитали безбрачие семейному счастью, вели аскетический образ жизни. Но сначала это были единицы, а к IV в. монашеское движение становится явлением массовым. В 313 г. римский император Константин Великий, уверовавший во Христа, провозгласил декрет о свободе вероисповедания (так называемый Миланский эдикт), и христиане попали в привилегированное положение: ранее гонимые, они стали получать высокие должности, обретать положение в обществе и богатство. Многие из них стали ставить во главу угла сугубо мирские цели, старались хорошо устроиться, забыв о ценностях Евангелия, которые проповедовало христианство. Границы Небесного царства Божия буквально сузились до границ Римской империи.

Мир стал христианским, но разница между христианами и язычниками практически стерлась. И тогда самые ревностные последователи Христа, посчитав, что в мире спастись от греха невозможно, стали уходить в пустыню. Первые монашеские поселения возникают в Египте, сюда бежали христиане еще во время гонений и сюда они стали убегать, спасаясь от богатеющего и политизирующегося Константинова христианства. Видя, что первоначальная чистота Христова учения заслоняется языческими предрассудками, уходя из мира, монахи протестовали против обмирщения церкви. Но они не просто отвергали компромисс между христианством и мирскими обычаями, они стремились своей молитвой и подвигами спасти этот мир.

Первые христиане-отшельники

Святой Антоний Великий

Хотя первым христианином-отшельником считается Павел, который в 251 г. во время гонений при императоре Деции поселился в пустыне, в Верхнем Египте - в Фиваиде (окрестностях г. Фивы), отцом монашества стал Антоний Великий (251–355), образовавший первую общину анахоретов (греч . отшельники). Это была не организация с определенным уставом, а просто группа учеников, свободно приходящих к своему учителю.

Жизнеописание св. Антония составил св. Афанасий Великий. Из него мы узнаем, что, будучи сыном богатых родителей, Антоний жил в Александрии. Однажды в церкви он услышал, как священник читал Евангелие - эпизод с богатым юношей, которому Христос сказал: иди раздай свое имение нищим и следуй за мной. Антоний принял эти слова как обращенные к себе и, раздав свое имущество, отправился в пустыню.

Д. Веласкес. Св. Антоний и св. Павел, отшельник.
1635–1638. Прадо, Мадрид

Стремясь к совершенному уединению, подвижник поселился сначала в пещере, а потом в развалинах старой крепости, где не было никакого человеческого жилья. Двадцать лет прожил он в этих развалинах в полном одиночестве, подвизаясь в посте и молитве, подвергая себя всевозможным лишениям. Только два раза в год некоторые из его друзей приходили к нему и приносили хлеб, получая взамен сделанные руками преподобного корзины.

Искушение св. Антония. 1399. Музей собора в Бургосе, Испания

Отшельническая жизнь проходила для него, однако, не без тревог и волнений. Подвижник нередко подвергался искушениям от демонов, наводивших на него страх и ужас, душу его смущали собственные помыслы об удовольствиях и наслаждениях, оставленных им в миру. (Эта часть жития св. Антония породила сюжет, известный в мировой живописи и литературе как «Искушение св. Антония».) Наконец, преодолев все искушения, Антоний укрепился настолько, что ни искушения, ни низменные помыслы уже его не тревожили. И тогда он стал наставником для других христиан, искавших совершенной жизни. Много людей приходили к нему, некоторые оставались с ним, чтобы разделить его образ жизни. Так, постепенно вокруг кельи Антония образовалось целое поселение подвижников (ок. 305 г.).

Преподобный Антоний Великий. XVI в. Крит

Монастырь преподобного Антония Великого. Египет

По установленному Антонием порядку подвижники, находясь под руководством старца, аввы (отца), жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах. Но по большим праздникам они собирались вместе для совершения главного христианского богослужения - литургии (Евхаристии). Такие общины отшельников стали называть лаврами, потому что храм, в котором монахи, жившие в пустыне, собирались для совершения богослужения, как правило, находился в оазисе, среди зелени, и это были зачастую именно лавровые деревья.

Преподобный Пахомий Великий

Еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни - киновия (греч . общежитие), что, собственно, и именуется монастырем. Собираясь в общину под управлением одного аввы, монахи организовывали совместную жизнь в одном или нескольких помещениях, следуя общим правилам. Основателем киновийного, или общежительного, монашества был преподобный Пахомий Великий (292–348). Он создал монастырь на берегу Нила.

Пахомий родился в языческой семье и был воспитан в язычестве. В двадцать лет поступил на воинскую службу, под знамена императора Константина, воевавшего с Максенцием. Во время похода он остановился в одном городе в доме благочестивых христиан и, видя их веру, понял, что его жизнь должна измениться. Он стал тяготиться военной службой и однажды взмолился Богу: «Всемогущий Боже, сотворивший небо и землю! Если Ты спасешь меня, то я все дни моей жизни посвящу Тебе!»

За время всей военной кампании он оставался цел и невредим, а по окончании войны возвратился в Фиваиду и принял крещение. Пахомий поселился в местечке Шенесит и стал вести уединенную жизнь. Духовным наставником его становится известный отшельник Паламон. Десять лет подвизался Пахомий в пустыне, и однажды, оказавшись у развалин селения Тавениси, он услышал голос, повелевавший ему построить на этом месте обитель. Старец Паламон благословил его на основание обители и предсказал Пахомию будущую ее славу.

По свидетельству жития, вскоре Пахомию явился ангел Божий в образе схимника и вручил устав монашеской жизни. Согласно этому уставу, монахам приписывалось единообразие в пище и одежде, иноки должны были трудиться по послушанию на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-либо от своих родственников. Главным деланием монаха считалась молитва. Именно Пахомию приписывается введение в христианскую молитвенную практику четок.

Первым монахом в обители Пахомия стал его старший брат Иоанн, но постепенно к ним стали приходить и другие ученики.

Однажды преподобного Пахомия посетила его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Строгий подвижник отказал сестре в свидании, но через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария поступила согласно указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали присоединяться другие женщины, и вскоре появилась первая женская обитель со строгим общежительным уставом, который был составлен преподобным Пахомием.

К концу жизни Пахомия его община насчитывала свыше 3000 монахов обоего пола, живших в девяти мужских и двух женских обителях. Устав Пахомия дошел до нас в латинском переложении, выполненном в 404 г. Блаженным Иеронимом.

Уставы монашеской жизни

В IV в. монашеское движение стало распространяться и в других христианских странах - в Палестине, Сирии и Понте. Стали появляться и другие уставы, например так называемый Иерусалимский устав, составленный Саввой Освященным, игуменом монастыря в Иудейской пустыне. Известный христианский святой Василий Великий (330–379) побывал в монастыре Пахомия Великого и, заимствовав многие его идеи, создал свой устав монашеской жизни. Он включает 55 пространных и 313 кратких правил для монахов. Именно этот устав используется до сих пор в православных монастырях.

Василий Великий. Икона. Начало XVI в.

В Палестине возникновение монастыря связано с именем Феодосия Великого. Он родился ок. 424 г. в Каппадокии, в селении Могарион, в христианской семье. С детства обладал хорошим голосом и был посвящен в чтецы. Ок. 451 г. отправился в Иерусалим и по дороге, посетив Антиохию, встретился там с Симеоном Столпником, известным отшельником, подвизавшимся на столпе. Симеон благословил Феодосия и предсказал, что тот будет великим пастырем.

В Иерусалиме Феодосий становится учеником Лонгина, совершавшего свой молитвенный подвиг на столпе у Яффских ворот. Пройдя суровую школу послушания и аскезы, Феодосий уходит в Иудейскую пустыню и поселяется там в пещере, где, по преданию, останавливались волхвы, посетившие младенца Христа. Постепенно вокруг подвижника складывается община учеников, пещера становится тесной для них, и Феодосий выбирает рядом место для монастыря, впоследствие получившего название Великая лавра.

Устав для своего монастыря Феодосий писал на основе устава свт. Василия Великого. К концу жизни Феодосия в обители насчитывалось до 400 человек. Скончался подвижник в 529 г. в возрасте 105 лет. Тело его погребено в пещере Трех волхвов.

Фра Анджелико. Св. Бенедикт. Фрагмент фрески «Распятие».
1442. Монастырь Сан-Марко, Флоренция

Монахи хотя и уходили из мира, но не оставляли его совсем, влияя на мир прежде всего своей молитвой, а также и тем, что становились духовными наставниками, учителями для множества людей. Не случайно на православном Востоке монахов называют калугерами (добрыми старцами).

«Молись и трудись»

Примерно в это же время, в IV–V вв., монашество распространяется и на Западе: вначале на Британских островах. Шотландский монах Колумбан основал несколько монастырей во Франкском королевстве и в Северной Италии, тем самым положив основание западному монашеству. Правда, отцом западного монашества считается св. Бенедикт Нурсийский (ум. 543 г.), основатель монастыря в Монте-Кассино близ Неаполя.

72 правила его устава можно свести к двум основным заповедям - ore et labore , то есть «молись и трудись» (лат .). Это стало девизом монашества. Но в отличие от восточного монашества, западное не бежало от мира (хотя были среди западных орденов и созерцательные, и пустынножительные, например картезианцы, трапписты, кармелиты), а напротив, выполняло миссионерские, культурные и просветительские функции. Например, среди бенедиктинских обителей выделялся монастырь Клюни, который оказал огромное влияние на жизнь всей Западной церкви в XI столетии.

Устав св. Бенедикта стал основанием для возникновения всех последующих монашеских движений на Западе: доминиканцев, францисканцев, предикаторов, иезуитов и проч. орденов (от лат. ordo - порядок, устав), каждый из которых имел свою «специализацию». Разделение католических монастырей по орденам связано с тем, что уже в уставе св. Бенедикта монах нацелен не только на личное спасение, но и на служение, которое осуществляется на основе личного или группового призвания. А призвание и служения могут быть разнообразны: у ордена проповедников (доминиканцев) - церковно-просветительские, у иезуитов - миссионерские, у кармелитов - созерцательные, у комальдулов - молитвенно-аскетические, у сестер Матери Терезы - благотворительные.

Монастыри, управляемые аббатами, приорами, ректорами, супериорами, объединяются в орденские провинции, во главе которых стоят так называемые провинциалы, которые, в свою очередь, подчинены генералу всего ордена.

Монашество на Востоке кажется более монолитным и единообразным, различие между разными видами монашеского подвижничества сводилось к делению монастырей на общежительные и особожительные, то есть когда все имущество иноков общее или когда подвижники живут отдельно, особо, на свои средства. Однако на деле часто оказывалось, что тот или иной монастырь имеет свое особое призвание и служение.

Монашество на Востоке составляет так называемое черное духовенство, в отличие от белого, то есть приходских священников, женатых. Давший монашеский обет может оставаться и просто иноком, или, как говорили на Руси, чернецом, но может быть рукоположен в дьяконский или священнический сан и стать иеромонахом. Из черного духовенства формируется епископат, который, в свою очередь, избирает митрополитов и патриарха.

Задания для школьного тура олимпиады по истории, 6 класс

1.Выберите один правильный ответ.

Битва при Пуатье (732 г.) проходила между франками и:
а) остготами
б) арабами
в) славянами
г) норманнами

2 . Какое германское племя в основном заселяло Скандинавский полуостров:
а) вестготы
б) остготы
в) франки
г) норманны

3. Укажите понятия , относящиеся к исламу:
а) вотчина г) имам
б) мечеть д) герцог
в) гильдия е) минарет

4 . Соотнесите понятия и их определения:
1) оброк а) земли, пожалованные в наследственное владение сеньором

своему вассалу
2) феод б) принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала
3) барщина в) сбор продуктов или денег феодалом с зависимых крестьян

5. Решите кроссворд, в конце запишите ключевое слово.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

1. Земля, предоставляемая на условиях военной службы и на определенный срок.

2. Поселение одного или нескольких монахов.

3. Один из создателей славянской письменности.

4. Арабы-кочевники.

5. Правители из одного рода, сменявшие друг друга на престоле.

6. Мусульманский священнослужитель.

7. Посланец папы римского, несущий идеи христианства язычникам. 8. Изображения из разноцветных камешков, смальты.

9. Основатель ислама.

Ключевое слово (по вертикали) – ________________

6. Что (кто) является «лишним» в ряду? Дайте краткие пояснения.

А . 500г., 622г., 800г., 843г.;

Б . Чехи, болгары, словаки, поляки;

В . Иконы, мозаика, арабески, фрески.

7. Проанализируйте данные документы и запишите исторические понятия, которые они раскрывают.

А. «Гунны набросились на аланов, аланы – на готов, готы, изгнанные со своей родины, захватили у нас Иллирию. И это еще не конец». (А. Медиоланский, IV век)

Б . «Увы! Где она, та империя, которая объединяла верой чуждые друг другу народы и наложила на покоренных узду спасения?.. Она утратила имя и честь. Вместо царя появились корольки, вместо царства – жалкие обломки».

8. Решите исторические задачи и запишите ответы.

А . Загадки Алкуина . Следуя традициям англосакских школ, Алкуин любил применять в процессе обучения загадки. Подберите правильные ответы на вопросы Алкуина.

1) Что делает горькое сладким?

2) Что не утоляет человека?

3) Я видел, как мертвое родило живое и дыхание живого истребило мертвое

4) Я видел огонь, который не гаснет в воде

5) Какой вестник бывает нем?

6) Кого нельзя видеть, не закрывши глаза?

Ответы: а) известь; б) сон; в) голод; Г) огонь, возникающий от трения дерева; Д) прибыль;

Е) письмо.

Б . Византийская задача . Курица, стоившая 40 аспров, кладет каждый день по яйцу. Яйца идут на базаре по 40 штук за аспр. За какое время курица оправдает свою цену? (аспр – мелкая монета)

Ответы по истории, 6 класс

1. б. (1 балл)

2. г (1 балл)

3. б, г, е. (3 балла)

4. 1в, 2а, 3б. (3 балла)

5. 1. Феод

2. обитель

3. Мефодий

4. бедуины

5. династия

6. мулла

7. мессионер

8. мозаика

9. Мухаммед

Ключевое слово – феодализм. (10 баллов)

6. А. 622 год, все остальные относятся к государству франков;

Б. Поляки, все остальные – славяне;

В. Арабески, все остальное можно увидеть в христианском храме. (6 баллов)

7. А. Великое переселение народов; Б. Феодальная раздробленность. (2 балла)

8. А. 1в, 2д, 3г, 4а, 5е, 6б; Б. 1600 дней. (7 баллов)

Итого – 36 баллов

Аймак - крупное административное образование у некоторых тюркских и монгольских народов, округ, как правило, совпадающий с территорией расселения клана.

Арбан - небольшое административное образование в Туве и Монголии, изначально состоявшее из десяти хозяйств. 15 арбанов объединялась один сумон, а два и более сумонов - в хошун.

Аул, аал - небольшое кочевое или оседлое поселение у кавказских, тюркских и некоторых других неславянских народов.

Балаган - временная постройка, барак или сарай, возведенная для торговли, жилья, хранения товаров, ремесла, промысла или организации представлений бродячего театра, цирка.

Благочиние - небольшой церковный округ, объединяющий несколько соседних приходов.

Ватага - временное поселение рыбаков с жилыми и хозяйственными постройками, приспособленными для неводного промысла.

Весь - летописное название небольших сельских населённых пунктов, деревень без церкви, но с владельческим (помещичьим) двором.

Войско - крупное территориальное объединение казачьих общин, имевшее автономию в гражданском управлении и определенную автономию в мобилизационных вопросах. Своими размерами было сопоставимо с губернией и делилось на округа (отделы или полки). Во главе войска стоял войсковой атаман, однако его юрисдикция распространялась только на казачье население. Для остальных сословий на той же территории могла существовать параллельная неказачья администрация.

Волость - административное образование, объединяющее несколько поселений (сельских обществ), расположенных вблизи друг от друга (или объединённых по национальной принадлежности их жителей). Центром волости, в котором концентрировались местное самоуправление и судебная власть, могли быть как село, так и город.

Вотчина - значительный земельный участок или несколько земельных участков, расположенных рядом друг с другом и находящихся в наследственном владении частного лица либо монастыря. Первоначально вотчина противопоставлялась поместью (условному ненаследственному землевладению), но в начале XVIII века различия между ними стёрлись. Вотчины могли быть родовыми, купленными и выслуженными. У одного и того же собственника (человека, семьи, монастыря) могло быть несколько вотчин.

Выселок, выселки, выставок - небольшой населённый пункт в сельской местности, находящийся рядом с более крупным поселением и четко отделённый от него естественной преградой (рекой, болотом, лесом).

Выть - небольшой участок пахотной земли с угодьями, ограниченное место для рыбного промысла или бортничества. Размеры выти могли сильно различаться в зависимости от региона, качества земли и других характеристик. До XVIII века выть была фискальной единицей, которую использовали при определении размера налога.

Город, град - крупный населённый пункт, основная масса жителей которого занята вне сельского хозяйства и не находится в крепостной зависимости от помещиков (вотчинников). Часто в городе имелись долговременные оборонительные сооружения. Город являлся административным, религиозным, торговым и культурным центром окружающей его территории. При этом некоторые города могли иметь особый административный статус и управляться отдельно от региона, в котором находились.

Городец - небольшой населённый пункт с оборонительными сооружениями или очень большое село.

Городище - заброшенный город или его развалины, либо населённый пункт, возникший на месте исчезнувшего города.

Городок - новое укреплённое поселение, обнесённое оборонительным валом, тыном и рвом. Внутри ограды находились церковь, амбары, осадные избы, дворы. Вопреки названию населённого пункта, его жители в основном жили сельским хозяйством.

Губа - территориальное образование в псковских и новгородских землях, примерно тоже, что волость. Центром губы был погост. В другом значении - населённый пункт на севере России или в Сибири, расположенный на берегу вытянутого залива - губы.

Губерния - крупный административный округ, регион, который управлялся губернатором или генерал-губернатором. Высшая единица территориального деления России c начала XVIII до начала XX века. Приблизительно соответствовала нынешнему понятию «область».

Дача - единица межевания земель в сельской местности, земельный участок с чётко описанными границами или отдельно стоящий сельский дом с окрестными землями, хутор.

Двор - огороженное пространство около жилого дома, либо хозяйственной постройки (скотный двор, конный двор). Как правило, в понятие "двор" не входили сад и огород (этим двор отличается от усадьбы). Жилой двор мог объединять комплекс различных сооружений (сараи, мастерские, бани, хлев и прочее) и иметь самую разную конфигурацию, в зависимости о того, кому он принадлежал - боярину, купцу, священнику, крестьянину или ремесленнику. В одном дворе могло находиться несколько обособленных жилых помещений, в которых обитали родственники или слуги хозяина двора. До 1719 года двор был основной фискальной единицей, причем "двором" считалась вся огороженная территория за одними воротами.

Дворище - место, где раньше находился двор или новая постройка, возведенная на месте разрушенного двора. В другом значении - небольшая сельскохозяйственная община, ведущая совместное хозяйство. Её составляли родственники, проживающие в одном или нескольких соседних домах (дымах). Община также могла называться печище, огнище, задруга, а общинники - сябрами.

Деревня - аграрный населённый пункт без церкви, состоящий более чем из одного двора.

Доля - фискальная территориальная единица в России в XVIII веке, призванная собирать подати с 5536 дворов. Во главе доли стоял назначенный правительством ландрат (воевода), который также осуществлял контроль за органами местного самоуправления.

Дорога - крупное административное образование в регионах, населённых татарами, башкирами или чувашами. Включала в себя несколько волостей (родов).

Епархия - территориальная единица в системе управления русской православной церкви, объединяющая приходы и благочиния на площади, сопоставимой с губернией или областью (светские и религиозные административные границы иногда не совпадают). Во главе епархии стоит архиерей (епископ или архиепископ).

Заимка, займище - поселение из одного двора с земельным участком в сельской местности, расположенное вдали от других населённых пунктов. Как правило, заимка строилась на бесхозных землях путем их самозахвата. Альтернативные называния - дача, ферма, хутор, мыза.

Засека - населённый пункт, расположенный у засечной линии - оборонительной преграды из сваленных и особым образом уложенных деревьев.

Застава - военный или полицейский объект с жилыми и хозяйственными постройками, возведённый для контроля над выездом / въездом в город, на важную дорогу или на охраняемую территорию. На заставе, помимо людей, несущих службу, могли жить члены их семей и другое гражданское население.

Захолустье - тихое и малолюдное место, расположенное вдали от транспортных магистралей, культурных и политических центров. Депрессивный, отставший от жизни регион, населённый пункт или часть города.

Земля - большая территория, подвластная одному правителю или соправителям, княжество.

Зимовник - казачий хутор, жилище в степи, где казаки могли заниматься хозяйством зимой или между походами. Казаков, которые находились в зимовниках, называли сиднями или гнездюками.

Зимовье - уединённые жилые строения в труднодоступной местности. Обычно были предназначены для временного проживания людей (охотников, работников приисков, ямщиков). Зимовьями могли также называться постоялые дворы на почтовых трактах или новые, только что основанные, поселения в Сибири.

Имение - значительный земельный участок во владении помещика, однодворца, государства, монастыря или казачьего войска. Как правило, обрабатывался крепостными крестьянами, арендаторами или наёмными работниками.

Инспекция - альтернативное название военного округа.

Кантон - крупное административное образование на территории Уфимской, Оренбургской и Пермской губерний, которое управлялось военной администрацией и мобилизовало определенное количество иррегулярных войск. Кантоны могли быть башкирскими, мишарскими, калмыцкими и казацкими. Кантоны, в которых проживало нерусское население, делились на юрты, казачьи кантоны - на полки. В первые годы советской власти кантон был альтернативным наименованием уезда в некоторых регионах - Башкирии, Татарии, Дагестане, Марийской республике, в коммуне немцев Поволжья.

Конец - район или улица города вне оборонительных стен. Также концами могли называться разные части крупного территориального образования, например - стана.

Кордон - удалённое поселение в лесу, дом егеря или лесника с хозяйственными постройками.

Кочевье - временная стоянка кочевого племени, место, облюбованное кочевниками для стоянки во время сезонных миграций, территория, в границах которой кочует конкретное племя (род, клан).

Кош - альтернативное название казачьей станицы, либо казачьего походного лагеря, временной стоянки или обоза.

Кремль, крем, кремник, кром - крепость внутри города, ограждавшая важнейшие постройки и обычно являвшаяся резиденцией местного правителя.

Крепость, твердыня - капитальное оборонительное сооружение, оснащённое стенами, позициями для стрельбы, а также автономными системами жизнеобеспечения. Могла в случае необходимости значительное время сдерживать превосходящие силы противника, а также служить опорным пунктом для проведения наступательных или карательных операций. В крепости находились постоянный военный гарнизон и гражданское население.

Майдан - свободное от строений открытое пространство в населённом пункте, площадь, парк или рынок.

Местечко - небольшой город в западных регионах России, в Белоруссии, на Украине и в соседних странах. В местечках обычно проживали мастеровые и торговцы (часто - еврейского происхождения), однако этот населённый пункт не имел капитальных оборонительных сооружений и привилегий города в самоуправлении и налогообложении.

Митрополия - крупная территориальная единица в системе управления русской православной церкви. Может включать в себя несколько епархий (или по сути являться епархией, только с более высоким статусом). Во главе митрополии стоит митрополит.

Надел - земельный участок, предоставленный безвозмездно либо за плату частному лицу, семье или общине для ведения сельскохозяйственных работ.

Наместничество - несколько губерний или вассальные территории, находящиеся под управлением наместника - чиновника с чрезвычайными полномочиями, который назначен на свой пост лично монархом (церковным главой или правящим советом) и может действовать от их имени.

Обитель - монашеская община, монастырь, основная территория монастыря, без скитов, подворий и вотчин.

Область - крупное административное образование, высшая единица территориального устройства современной России (наряду с республиками и краями). В царской России область была альтернативным названием для губерний на окраинах страны и в казачьих регионах. Глава области одновременно был и командующим войск, расквартированных на её территории.

Околоток - небольшой городской или пригородный район, который относился к конкретному полицейскому участку, а также название этого участка. В более широком значении - любая близлежащая местность.

Округ - территориальное образование, созданное для административных, военных, судебных или хозяйственных целей. Округа могут существенно отличаться друг от друга размерами и статусом - в зависимости от своего предназначения.

Округа - местность близ какого-то географического объекта (чаще всего - населённого пункта). В казачьих регионах - альтернативное название отдела.

Острог, окоп - укреплённое поселение, обнесённое оградой из заостренных кверху бревен и/или окруженное рвом. Чаще всего острог возводился первопоселенцами в качестве временной крепости и опорного пункта на новых территориях. В остроге могли жить как военные, так и гражданские.

Отдел - небольшая территориальная военная единица, мобилизационный район, приблизительно соответствовавший гражданскому уезду (на Сахалине - области). Отделы в основном существовали в казачьих или в окраинных землях.

Паланка - небольшой город, пригородная слободка на Украине. В другом значении - военное территориальное образование у казаков, объединяющая несколько отделов. Альтернативное название казачьей территориальной единицы "полк" или "округ".

Палаты - большие каменные сооружения, дворцы. Присутственные места (залы) в этих сооружениях также назывались палатами.

Повет - административная единица на Украине и в Польше, альтернативное называние уезда.

Погост - название волости, бытовавшее в псковских и новгородских землях, а также в северных регионах России. Кроме того, погостом могло называться село с церковью, у которой вершился суд, центр местного самоуправления губы (волости). В другом значении - сельское кладбище, расположенное у церкви.

Подворье - постоянное представительство монастыря в крупном городе или в святом месте. Другие значения - постоялый двор, либо целый квартал, в котором останавливаются иногородние и иностранные купцы.

Полк - территориальное образование у казаков, способное снарядить значительный вооруженный отряд (тысячу и более человек). В руках полкового командира (атамана) концентрировалась военная и гражданская власть. Полк обычно включал в себя от 5 до 20 более мелких мобилизационных единиц - сотен.

Поместье - значительный земельный участок с усадьбой, находящийся в наследственном владении помещика и обрабатываемый его крепостными крестьянами. Первоначально поместье предоставлялось за несение государственной или военной службы - оно не могло быть продано или передано по наследству и этим отличалось от наследственной вотчины. Но в начале XVIII века различия между поместьем и вотчиной стерлись.

Порт - в широком смысле населённый пункт на берегу судоходного водоёма, имеющий сооружения для стоянки плавучих средств. В узком смысле - городской район с прилегающей акваторией, где обслуживаются суда, их экипажи и грузы. В порту могут находиться пристани, доки, верфи, маяки, склады, постоялые дворы, рынки и проч. Акватория порта может иметь защищенную гавань, пирсы и молы, а также удаленный от берега рейд для якорной стоянки.

Посад, подол, форштат - деловая часть города, расположенная вне оборонительных стен, либо небольшой посёлок городского типа.

Посёлок - небольшой населённый пункт (как правило - недавно построенный), расположенный вблизи села или города.

Починок - новое сельское поселение, состоящее из одного двора.

Пристань - небольшой порт, населённый пункт, возникший у места стоянки судов.

Присуд - альтернативное название уезда в новгородских землях, территория подчиненная новгородскому наместнику.

Приход - христианская церковная община, созданная вокруг одного храма и включающая в священнослужителей и мирян (прихожан). В Россию на эту общину возлагались некоторые функции местного самоуправления - в частности, по регистрации актов гражданского состояния. Приходом также называли территорию, которая была приписана к конкретному храму.

Приют - уединенное жилище в труднодоступной горной местности, предназначенное для временной остановки пастухов, охотников или путешественников. Обычно в приюте нет людей, которые бы проживали там постоянно, но иногда приют - альтернативный вариант названия горного отеля с хозяйственными постройками.

Провинция - крупное территориальное образование. В XVIII веке в России провинции были прообразом округов - промежуточным звеном между губернией и уездом.

Пустошь - местность, которая была сначала освоена людьми, а затем заброшена.

Пустынь - монашеская обитель (монастырь или скит), построенная в малонаселённой местности, а также территория вокруг этой обители.

Пятина - крупное территориальное образование в новгородских землях. Пятина объединяла несколько присуд (уездов), а каждая присуда включала в себя несколько погостов (волостей). Изначально каждая пятина была приписана к одному из пяти районов (концов) Новгорода.

Разряд - территориальное образование в окраинных регионах, находящееся в управлении воеводы и предназначенное для быстрой мобилизации войск.

Разъезд - небольшой населённый пункт, возникший у разветвления дороги.

Рядок - посёлок, жители которого наряду с сельским хозяйством также занимались ремеслами и торговлей. Обычно рядки возникали на торговых магистралях и не имели присущих для городов капитальных оборонительных сооружений.

Селитьба - земельный участок в городе или на селе, застроенный жилыми домами.

Селище - аграрный населённый пункт, уничтоженный в результате пожара или боевых действий. Также это слово могло означать очень крупное село.

Село - населённый пункт аграрной направленности с церковью (иногда - с двумя или даже тремя), центр сельского православного прихода, часто имевший название (или одно из названий), связанное с именем своего храма.

Сельцо - поселение без церкви (иногда с часовней), имеющее помещичий или монастырский двор, часто - бывшее село, утратившее свой прежний статус вместе с закрытием храма.

Скит - небольшое монашеское поселение, расположенное вне основной обители и вдали от населённых пунктов. Может быть местом жительства одного или нескольких отшельников и представлять собой пещеру, шалаш или дом. У старообрядцев скитом называется любой небольшой монастырь.

Слобода - расположенный рядом с городом или монастырём населённый пункт, жители которого практически не занимаются сельским трудом и не состоят в крепостной зависимости от помещиков. Как правило, обитатели каждой конкретной слободы были объединены по роду своих занятий (ремесленники, купцы, ямщики, военные). В XIX веке слободой могло также называться село с большой ярмаркой или промышленным производством.

Слободка - рабочая или ремесленная слобода, расположенная в черте города или большого села, либо сразу за его окраиной.

Соха - небольшой участок, мера обрабатываемой пахотной земли, служивший фискальной единицей. Размер участка зависел от региона и плодородности почвы. В новгородских землях в одну соху входили три обжи - участка, который один человек с одной лошадью способны вспахать за один день.

Стан - географическая общность или территориальная единица, объединявшая несколько волостей (иногда - несколько десятков), вотчины и пустоши. Станы входили в состав уездов и управлялись воеводами (наместниками), исполнявшими административные, полицейские и судебные функции. В другом значении стан - это временная стоянка людей, занятых полевыми работами или каким-либо промыслом, прииск. Временный лагерь, устроенный во время похода войсками, купцами или путешественниками. Постоялый двор или почтовая станция с окружающими их строениями вне населённого пункта.

Станец, станок - небольшой населённый пункт, маленький стан на транспортной магистрали, как правило имевший почтовую станцию или постоялый двор.

Станица - крупное казачье поселение в сельской местности, как правило способное снарядить значительный вооруженный отряд (от сотни всадников и больше).

Стойбище, становище - временное селение кочевников. В Приамурье и на Сахалине - постоянный посёлок.

Табор - переносное селение, временный лагерь у кочевых народов (чаще всего - у цыган). Также табором мог называться военный стан с обозом.

Торжище, торжок - место для торговли, базар, рынок с прилегающими строениями.

Трущоба - бедный район города с хаотичной застройкой и неблагополучной криминальной ситуацией.

Тюба - административное образование в Башкирии и Татарстане, объединявшая несколько расположенных рядом аулов и деревень, в которых, как правило, проживали представители одного рода.

Тягло - участок пахотной земли, обрабатываемый одной семьей или одной общиной. Как правило находился в государственной, монастырской или помещичьей (вотчинной) собственности. При крепостном праве тягло являлось основой для налогообложения работавших на нем семей или общин.

Угол, уголок - место, удалённое от крупных транспортных магистралей, расположенное в конце тупиковой дороги.

Удел - территория, отданная в управлении члену семьи великого князя. В другом значении - недвижимое земельное имущество члена императорской фамилии.

Уезд, дистрикт - территориальное образование, в которое входили несколько соседних волостей или станов, объединённые вокруг одного административного центра (уездного города). Уезды были прообразом современных районов. Несколько уездов составляли губернию.

Улус - альтернативное название волости у тюркских и монгольских народов. В другом значении - временное поселение, стойбище у кочевников. Изначально улусом также называлась обширная территория, в границах которой кочевал родо-племенной союз, орда, находящая под властью одного хана.

Урочище - заброшенное селение или вообще любая обозримая часть местности, которую можно четко оделить от окружающего ландшафта при помощи каких-либо ориентиров (реки, леса, горы и проч.).

Усадьба - принадлежащий одному хозяину отдельно стоящий жилой дом с примыкающими к нему служебными и хозяйственными постройками, а также угодьями (садом или огородом). Могла быть крестьянской, помещичьей или купеческой и располагаться как в сельской местности, так и в городской черте.

Усадьбище - заброшенная усадьба или ее развалины, либо населённый пункт, возникший на месте разрушенной усадьбы.

Усолье - населённый пункт, связанный с добычей соли.

Форпост - передовой рубеж обороны крепости, укреплённая позиция, построенная вне основных стен на опасном направлении.

Форт - небольшое долговременное оборонительное сооружение, составляющее часть крепости, либо построенное отдельно для защиты транспортной магистрали. В форте находился военный гарнизон, но практически полностью отсутствовало гражданское население.

Ханство, каганат - территория с тюрским или монгольским населением, во главе которой стоит хан.

Хоромы - большое деревянное сооружение, дворец. Могли состоять из жилых помещений нижнего яруса (клетей, горниц, светлиц), жилых надстроек (теремов), присутственных мест (сеней, повалуш) и хозяйственных пристроек (погребов, бань, амбаров и проч.).

Хутор - небольшое уединённое поселение в сельской местности, состоящие из одного или нескольких дворов. В Прибалтике хутор примерно соответствует понятию "ферма". У казаков юга России хутор - это населённый пункт, расположенный рядом со станицей и административно ей подчинённый.

Цитадель, детинец - укреплённый участок внутри городской крепости, прикрывающий резиденцию князя или других высокопоставленных лиц. Цитадель считалась последним рубежом обороны, могла иметь автономные оборонительные сооружения или частично примыкать к стенам внешней крепости. Цитадель иногда также использовалась для подавления гражданских беспорядков внутри города.

Юрт - территория, которую контролирует какое-либо кочевое тюркское племя, улус, а также ставка вождя этого племени. У казаков юрт - это земельный надел, принадлежащий станичному обществу. У чеченцев, ногайцев и крымских татар слово "юрт" означает селение.

Юрта - территориальное образование у татар и мишарей (мещеряков), находящиеся под управлением военной администрации и способное выставить до тысячи вооруженных бойцов. В состав юрты входили несколько аулов или деревень, как правило, имевших друг с другом племенные связи.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Казалось бы, мы знаем все о нашей планете. Однако даже в самых популярных туристических местах можно открыть по-настоящему удивительные уголки - как созданные самой природой, так и возведенные руками человека.

сайт собрал для вас 17 крутых местечек, о которых вы наверняка еще не слышали. А один очень интересный бонус ждет вас в конце статьи.

17. Амфитеатр в Пуле, Хорватия

Одной из самых известных достопримечательностей Италии является римский Колизей. Однако в хорватском городе Пуле есть не менее красивый амфитеатр. Он был построен из дерева, а затем перестроен из камня в I веке н. э., вмещал до 23 тыс. человек и использовался для массовых зрелищ. В V веке с запретом гладиаторских боев сооружение стало постепенно разрушаться и разграбляться. В Средневековье арену приспособили для выпаса скота, ярмарок и рыцарских турниров, а в XX веке - для военных церемоний, парадов, театральных постановок.

16. Пещера Шондонг, Вьетнам

Пещера была открыта в 1991 году, однако ее изучение началось в 2009-м, а организованные группы туристов стали пускать совсем недавно. Шондонг называют самой большой пещерой в мире - ее протяженность более 9 км, а высота сводов такова, что под ними легко мог бы поместиться 40-этажный небоскреб !

Пещера образовалась из-за размытия известняковой горной породы, и теперь внутри нее есть своя экосистема с рекой и водопадом, уникальными растениями, животными, сталактитами и так называемыми пещерными жемчужинами - каменными образованиями из кальцита, которые формировались на песке под воздействием воды в течение сотен лет.

15. Колокольня на озере Резия, Италия

Озеро Резия образовалось в 1950 году в результате строительства гидроэлектростанции и дамбы и затопления двух деревень. Над поверхностью водохранилища возвышается колокольня, построенная еще в XIV веке. В связи с изменением уровня воды над озером периодически можно увидеть только верхушку башни с часами. Из-за сильных ветров на озере поднимаются волны, поэтому местечко нравится серферам.

Летом вокруг колокольни можно прокатиться на катере, а с приходом морозов туристы могут дойти до башни прямо по льду. Кроме того, по легенде, здесь все еще можно услышать колокольный звон, хотя сами колокола сняли с башни еще до затопления.

14. Менгиры Калланиша, Шотландия

13. Природный мост Пон-д’Арк, Франция

Вдалеке от оживленных городских улиц на юге Франции в местечке Пон-д’Арк располагается природный мост с аналогичным названием. Он возвышается над рекой Ардеш, которая и вымыла в скалистой породе за сотни лет внушительную арку высотой 50 метров и шириной 60 метров. Здесь удивительно тихо и спокойно, в летний период проходят соревнования по гребле на каноэ. А недалеко от моста находится исторический памятник - древняя пещера Шове с наскальными рисунками возрастом до 30 тыс. лет!

12. Мадаин-Салих, Хегра, Саудовская Аравия

По сравнению с иорданской Петрой археологический комплекс Мадаин-Салих не так широко известен, хотя он является древнейшим сооружением Саудовской Аравии возрастом около 2 000 лет. Этот исторический город-памятник включает 111 скальных захоронений, башен, жилых помещений, храмов и гидротехнических сооружений древнего набатейского города Хегра, бывшего некогда центром торговли. Все постройки украшают скульптуры, барельефы, наскальные надписи.

11. Озеро Эльтон, Волгоградская область, Россия

Площадь этого удивительного соленого водоема -150 кв. км, что делает его самым крупным минерализованным озером в Европе. Его глубина не превышает 7-10 см летом и 1,5 м весной. Оно является важнейшим пунктом миграции куликов и журавлей, привлекает туристов необычными соляными пейзажами и бальнеологическими свойствами. Эльтонский природный парк, на территории которого расположилось озеро, является домом для нескольких сотен видов растений и животных, в том числе уникальных.

10. Кафедральное ущелье, национальный парк «Пурнулулу», Австралия

Национальный парк «Пурнулулу», внесенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, изобилует полосатыми горными кручами из песчаника, озерами, здесь уникальная флора и фауна. На его территории располагается огромное количество ущелий, одно из самых живописных - Кафедральное, представляющее собой настоящий природный амфитеатр с потрясающей акустикой.

9. «Лабиринт Орта», Испания

«Лабиринт Орта» - исторический и старейший парк в Барселоне, который был заложен в конце XVIII века как неоклассический сад. Это место, богатое живыми изгородями, клумбами, беседками, каналами, было излюбленным для проведения культурных и общественных мероприятий. Сегодня в парк может попасть небольшое число посетителей в день.

8. Часовня Сен-Мишель д’Эгиль, Франция

В небольшом городке Ле-Пюи-ан-Веле на юге Франции, на вершине отвесной 90-метровой скалы есть часовня, построенная в 962 году! До этого года на скале находились языческий дольмен и древнеримское святилище, и в целом все предания называют скалу священным местом. Часовня уникальна не только своим расположением, но и фресками, мозаиками, росписями, которые за всю историю ни разу не реставрировались.

7. Голубой пруд Биэй, Япония

Голубой пруд в префектуре Хоккайдо был создан после строительства дамбы как часть системы контроля процессов эрозии и защиты близлежащих районов от селей. Необычный ярко-бирюзовый цвет воды вызван естественной работой минералов и может меняться в зависимости от погодных условий и угла зрения. А торчащие из воды высохшие стволы деревьев только добавляют пейзажу фантастичности. Долгое время этот природный объект был закрыт для посещений и стал доступен всего несколько лет назад.

6. Залив Духов, мыс Реинга, Новая Зеландия

Мыс Реинга - это северная оконечность полуострова Аупоури в Новой Зеландии. Недалеко от берега бушуют опасные волны, а на горе стоит маяк, озаряющий все вокруг вспышкой каждые 26 секунд. К востоку от мыса располагается уединенный пляж с бледно-розовым песком. Местные аборигены верили, что душа после смерти отправляется именно на этот пляж, чтобы совершить последний рывок перед погружением в потусторонний мир. Поэтому это местечко считается священным и посетителям запрещается здесь есть. Добраться на мыс достаточно сложно, так как дорога частично пролегает через зыбучие пески, поэтому лучше отправляться с организованной группой туристов.

5. Мечеть Тин Мал, Марокко

Мечеть Тин Мал была построена в 1156 году в честь основателя династии Альмохадов и является одной из двух мечетей в Марокко, открытых для немусульман. Ее отличает удивительная архитектура, и с 1995 года мечеть входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Хоть мечеть расположена в горной деревне всего в 100 км от Марракеша, редкий турист знает об этом красивом местечке.

4. Мероэ, Судан

Мероэ - это древний город на территории современного Судана, столица нубийского царства Куш, зародившаяся еще в VIII веке до н. э. Здесь можно взглянуть на множество пирамид, в которых проводились захоронения знатных особ, остатки дворцовых стен, где короновали царей, а также купальни, храмы. К сожалению, к III веке до н. э. город пришел в упадок и от него остались только руины. Весь комплекс внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, однако немногие знают об этом местечке, посещая исключительно памятники Древнего Египта.