Кто написал канон. Каноны православной церкви. Значение Таинства Причащения

Панихидный столик в церкви, на который ставится гроб с покойником. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) * * * (греч. kanon - правило, предписание) В изобразительном искусстве канон - свод твердо установленных правил, определяющих нормы композиции и колорита, систему пропорций, изображения отдельных персонажей и сюжетных сцен. Канон связан с господствующей идеологией общества. Строго каноническим было искусство Древнего Египта ордерная система античной архитектуры также по сути своей канонична известен трактат древнегреческого скульптора ПОЛИКЛЕТА. Канон, жесткая система предписаний, установленных религией господствовала в искусстве средних веков, для эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ характерны попытки рационалистическим путем установить идеальные нормы для произведений искусства, позднее многочисленные правила догматического характера были связаны с академизмом в искусстве с соцреализмом. Развитие реалистического искусства всегда сопровождалось преодолением старых застывших канонов. (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)


Смотреть значение Канон в других словарях

Канон — м. церк. установление апостолов, вселенских и поместных соборов, о вере и церковных обрядах. Кормчая книга содержит в себе каноны.. Церковная песнь, в похвалу святого........
Толковый словарь Даля

Канон — канона, м. (греч. kanon). 1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т. п.), утвержденное какой-н. верховной........
Толковый словарь Ушакова

Канон М. — 1. Непреложное правило, положение какого-л. направления, учения и т.п. // То, что твердо установлено, принято за образец. // То, что является традиционной общепринятой нормой,........
Толковый словарь Ефремовой

Канон — -а; м. [греч. kanōn - правило, предписание]
1. Правило, непреложное положение какого-л. направления, учения. Каноны классицизма. Каноны академической школы живописи.
2.........
Толковый словарь Кузнецова

Канон — 1) Церковное установление, правило, догмат в области вероучения или религиозных обрядов. 2) Совокупность правил, положений какого-либо направления в литературе и искусстве........
Политический словарь

Канон — правило, традиция, то, что приняло форму закона, стало общепринятым.
Экономический словарь

Канон — в изобразительном искусстве - система стилистических ииконографических норм - господствующая в искусстве какого-либо периода илинаправления; произведение, служащее нормативным образцом.
Большой энциклопедический словарь

Канон — - свод положений, имеющих догматический характер. Совокупность книг Библии, признаваемых церковью «богодухновенными», применяемых в качестве священного писания.........
Исторический словарь

Канон — (греч. kanon - правило) - 1) Принятое христ. церковью, в отличие от гражд. закона, постановление, касающееся внутр. распорядка, морали (особенно служителей церкви), семейных........
Советская историческая энциклопедия

Канон — По-гречески канон значит правило, образец. В жизни нам довольно часто встречается это слово. Мы говорим: «По строгим канонам...». Или употребляем понятие канонический........
Музыкальный словарь

Бесконечный канон — (лат. canon infinitus, canon perpetuus) - форма имитационного изложения, в к-рой нет заключит. цезуры (см. Имитация), и развитие мелодии приводит к её началу. Это позволяет исполнять Б.........
Музыкальная энциклопедия

Двойной канон — полифонич. соединение двух канонов на разные темы. Нередко применяется в репризах или кульминациях двойных фуг и др. полифонич. форм, венчая линию интенсивного развития.........
Музыкальная энциклопедия

Загадочный канон — канон, в к-ром записывается только мелодия пропосты, причём моменты и интервалы вступления риспост указываются лишь частично или вообще не указываются. Эти отсутствующие........
Музыкальная энциклопедия

Канон — (от греч. kanon - норма, правило).
1) В Др. Греции устройство для изучения и демонстрации соотношений тонов, образуемых разл. частями колеблющейся струны; со 2 в. получило........
Музыкальная энциклопедия

Канон (инструмент) — струнный щипковый муз. инструмент Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, где он известен под назв. канун (перс. - ганун), в СССР встречается в Армении. Плоский........
Музыкальная энциклопедия

Телесный Канон — характерная для данной культуры нормативная система установок и представлений относительно тела и его отправлений.
Сексологический словарь

Телесный Канон — характерная для данной культуры нормативная система установок и представлений относительно тела и его отправлений.(

Православные литературные труды вмещают в себя неиссякаемый источник, позволяющий общаться с Богом. Одним из видов церковного словесного искусства считается канон.

Отличие канона от акафиста

Молитва - невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.

Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.

Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?

Слово «канон» имеет два значения:

  1. Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение - «правило», «норма» или «список».
  2. Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.

Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь . В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.

Только пасхальный канон является исключением из правил - его поют целиком.

Читайте о канонах:

Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.

Акафист - в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).

При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные - припевом «аллилуя».

Чтение канона

Что объединяет канон и акафист

Определенное правило служит объединением этих двух жанров песнопений. Построение произведений осуществляется по закрепленной схеме.

В состав канона входят девять песен, которые начинаются ирмосом и заканчиваются катавасией. Обычно в нем 8 песен. Вторая исполняется в Покаянном каноне Андрея Критского . Из 25-ти строф состоит акафист, в котором поочередно чередуются кондаки и икосы.

Кондаки не многословны, икосы - обширные. Строятся они парно. Читаются строфы по одному разу. Запева перед ними нет. Тринадцатый кондак - молитвенное непосредственное послание к самому святому и читается три раза. Затем еще раз читается первый икос, а за ним первый кондак.

Отличие между каноном и акафистом

В составлении канонов в основном упражнялись святые отцы.

Акафист мог выйти из под пера простого мирянина. Прочитав такие произведения, высшее духовенство принимало их во внимание и давало ход для дальнейшего признания и распространения в церковной практике.

Читайте об акафистах:

После третьей и шестой песни канона, священником произносится малая ектения. Затем читают или поют седален, икос и кондак.

Важно! По правилам возможно одновременное чтение нескольких канонов. А чтение нескольких акафистов одновременно невозможно, да и строфы это произведения не разделяются напряженным молением всех присутствующих.

Читают каноны на молебнах. Их чтение благословляется и в домашних условиях. Акафисты не включают в цикл утренних, вечерних, всенощных богослужений. Заказывают акафисты на молебны, а также читают дома. Каноны четко определяются Уставом церкви. Акафист прихожанин выбирает сам, и батюшка читает его на молебне.

Каноны исполняют на протяжении всего года.

Акафисты неуместно читать во время Великого поста , ведь торжественное и радостное настроение произведения не может передать тихий и спокойный настрой великопостных дней. Каждая песня канона повествует о каком-то библейском событии. Прямой ссылки может и не быть, но второстепенное присутствие той или иной темы обязательно чувствуется. Акафист считается простым для восприятия. Его лексика легко воспринимаема, синтаксис прост, а текст раздельный. Слова акафиста идут из глубины сердца, текст его - лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.

Акафист - благодарственная , хвалебная песнь, своего рода ода, поэтому лучшее чтение для него тогда, когда хотят поблагодарить Господа или святого за помощь.

Как читать канон

Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом , то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.

Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога. Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу.

Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:

  1. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
  2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю.

Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения . Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.

Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год

Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.

Самый великий и значимый канон - Канон Святого Андрея Критского. Он - полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.

Весь покаянный смысл произведения - это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.

Критский шедевр - не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.

Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.

Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам.

Великий Канон - это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души - не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.

Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха. Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.

Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.

Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.

Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.

Посмотрите видео о трех православных канонах

Многие верующие, тем более воцерковленные, регулярно посещающие храм люди, знают о таких длинных молитвословиях, как каноны. По сути, это небольшие богослужения, которые может совершать дома каждый человек по своему желанию, в любое время. Люди, недавно пришедшие к Церкви, по рвению к молитве могут читать их часто, даже соревнуясь друг с другом в количестве.
Однако количество молитв — не повод для гордости. Человек, живущий духовной жизнью, понимает, что помимо молитвы важно самосовершенствоваться, помогать людям. Тем не менее, каждый из нас испытывает потребность обратиться ко Господу, Богородице святым в определенных случаях жизни, излить в длительной молитве душу. Здесь и помогают каноны и акафисты.

Сборники этих молитвословий — соответственно, канонники (так может называться и обычный молитвослов, включающий в дополнение к канонам и молитвы утренние, вечерние, перед Причастием). Обычно в них нет пояснений, как правильно читать эти молитвы дома. Поэтому наша статья расскажет о канонах и их видах, о том, как правильно читать эти молитвы сами по себе и перед Причастием.

Состав канона

Канон — традиционное песнопение, входящее в состав каждого церковного богослужения. Это гимн, посвященный прославлению Спасителя и Бога нашего Иисуса Христа, Святой Троицы, Матери Божией, праздника или святого (такие каноны составлены почти всем святым). Каждый канон имеет отсылки и к Новому, и к Ветхому Завету. Самые первые каноны появились в VII веке — точнее, появилась привычная нам их форма. Возможно, она берет начало еще из греческих песнопений, посвященных языческим богам, или из первохристианских гимнов. Первые каноны написаны двумя святыми: Андреем Критским, он создал Великий Канон, и Иоанном Дамаскиным

    Если вы читаете канон самостоятельно, в его начале будет название жанра и кому посвящено молитвословие, например: «Канон Ангелу-Хранителю».

    Канон составлен из ряда песен, состоящих, в свою очередь, из предначинательной песни — ирмоса и нескольких тропарей (их число колеблется в пределах шести, но в Каноне Великом их может быть до пары-тройки десятков). У каждой песни каждого канона одна тема, взятая из Ветхого Завета: например, тема первой песни — переход народа Израиля под предводительством Моисея по дну Красного моря «как посуху». Раньше, в древности эти библейские тексты читались перед песнями, но со временем (видимо, чтобы не утомлять людей однообразным чтением за каждым богослужением) в каждом каноне появились ирмосы, где библейские темы осмысляются поэтически. Сегодня эти отрывки из Библии в оригинале можно прочитать самостоятельно или услышать во время чтения великого Канона в первые четыре дня Великого поста, на богослужениях утрени.

    Важной частью канона в церковном богослужении утрени (служится сегодня за Всенощным бдением вечером) является пение перед девятой песнью канона поется песнь, которую пела Сама Богородица, на русском: «Возвеличивает душа Моя Господа и возрадовался дух мой о Боге и Спасителе моем» — с припевом, прославляющим Богородицу, на русском:

«Пребывающая ближе к Богу, чем Херувимы и более славная, чем Серафимы, без нарушения чистоты Ты родила Бога Слово, Тебя, истинную Богородицу, мы возвеличиваем». Далее:
Он снизошел к смирению рабы Своей, и потому с сегодняшнего дня обо Мне радуются все поколения людей.

Мое величие даровал Сильный Бог, и свято имя Его, и милость даст Он всем поколениям боящимся Его.
Припев: Пребывающая ближе к Богу…
Сотворил державу силой Своей Он, и рассеял гордых по лицу Земли из-за замыслов их сердец.
Припев: Пребывающая ближе к Богу…
Низложил сильных с престолов власти, и возвел на высоту смиренных; нуждающихся одарил благами, а хвастающихся отослал ни с чем.
Припев: Пребывающая ближе к Богу…
Принял народ Израиля, ребенка Своего, вспомнил обещания милости, которые дал отцам нашим, Аврааму и потомству его навечно.
Припев: Пребывающая ближе к Богу…"

В богослужебной русской церковной традиции ирмосы обычно поются, а тропари, то есть маленькие молитвословия внутри песни, читаются. Каждый тропарь сопровождается припевом, например, в Покаянном и Великом каноне: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». Исключение — канон Святой Пасхи, который поется полностью, как раньше в Византии пелись все каноны.

    В каноне бывает определенное число песен: 2, 3, 4, 8 и 9. Чаще всего их восемь (можно заметить, что в нумерации пропущена пропущена вторая песнь — таким образом, девятипесенный канон становится восьмипесенным; это делается для отличия остальных от торжественного, Великого Канона, самого первого).

    Трех- и четырехпесенные каноны принадлежат к кругу богослужения Великого поста и послепасхальных Светлых дней — они читаются во время Великого поста и Пятидесятницы.

    Единственный девятипесенный Канон — Великий Канон святого Андрея Критского.

    Единственный двухпесенный Канон читается в Великий Вторник.


Распространенные каноны

    Великий Канон святого Андрея Критского — произведение, написанное критским архиепископом VIII века, святителем Андреем. Он создал канон, каясь в грехе впадения в ересь, а дополнил Канон современником святителя Андрея — преподобный Иоанн Дамаскин. Вся Православная Церковь к концу IX века уже читала Великий канон, написанный от первого лица. Он состоит из 250 тропарей, где верующий вспоминает библейские события от грехопадения Адама до Крестной смерти и Воскресения Христа как жизнеописание собственной души, сопоставляя ее с произошедшими в истории человечества событиями. Великий канон традиционно читается по частям в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии. Такая традиция позволяет православным настроиться на покаяние и изменение своей души во время Великого поста.

    Пасхальный канон или Канон Святой Пасхи. Он поется в церкви ночью во время Пасхальной утрени, сразу после Пасхального крестного хода, а затем каждую субботу за Всенощным бдением до отдания Пасхи и праздника Вознесения.

    Каноны к Причастию: Покаянный ко Господу Иисусу Христу, Молебный канон Богородице и Канон Ангелу-Хранителю. Во многих молитвословах и на интернет-сайтах они соединяются, потому что имеют общий ирмос. Их можно читать и по отдельности в любое время, по вашему желанию и лучше перед иконами Господа, Богородицы и Ангела.


Канон и акафист — богослужения для мирян

    Канон читается в церкви за богослужением ежедневно, а акафист — только в день Похвалы Богородицы, Субботу Акафиста (перед Благовещением). Остальные акафисты читают дома или во время молебнов с акафистом, которые совершаются на заказ или по приходской традиции.

    Считается, что акафист более легок для восприятия, ведь в нем меньше описательных частей, библейских цитат.

    Известно, что большинство канонов создано отцами Церкви, святыми, а вот ряд акафистов написан простыми мирянами. Этот жанр особенно любим в России по сравнению с иными православными странами и широко распространился у нас в XIX веке.

    Акафист рассказывает о новозаветных событиях, редко вспоминая Ветхий Завет.

    Акафист меньше привязан к богослужебному уставу.

    Самое просто отличие, которое бросается в глаза даже ученикам воскресных школ — в акафисте много раз встречается слово-призыв «Радуйся».


Совмещенные каноны к Причастию

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить, это называется «поговеть», «говение». Подготовка включает чтение особых молитв по молитвослову, пост и покаяние:

  • Готовьтесь постом 2-3 дня. Нужно быть умеренным в пище, отказаться от мяса, в идеале — от мяса, молока, яиц, если вы не больны и не беременны.
  • Старайтесь в течение этих дней прочитывать утреннее и вечернее молитвенное правило с вниманием и усердием. Читайте духовную литературу, особенно необходимую для подготовки к Исповеди.
  • Откажитесь от развлечений, посещения шумных мест отдыха.
  • Примиритесь с людьми, с которыми вы состоите в серьезной ссоре.
  • Лучше посетить вечернее богослужение — Всенощное бдение. Можно исповедоваться во время него, если в храме будет осуществляться Исповедь, или прийти в храм к утренней Исповеди.
  • Перед утренней Литургией не ешьте и не пейте ничего после полуночи и утром.

Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди — ведь священники из-за многолюдства, бывает, не могут отследить этого. Такой поступок — большой грех. Господь наказывал их за дерзость трудностями, болезнями и скорбями.

Нельзя причащаться женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение.

За несколько дней (можно и за один вечер, но вы устанете) прочитайте по молитвослову или онлайн канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю (найдите текст, где они соединены), а также Правило к Причастию (оно тоже включает в себя небольшой канон, несколько псалмов и молитвы).


Почему читают три канона

Это освященная Церковью традиция. Ясно, что молятся Самому Богу и Его Матери, а еще обращаются к Ангелу-Хранителю.

У каждого православного христианина есть «свой Ангел» — это Ангел-Хранитель, который оберегает вас с момента Крещения, Небесное существо.

  • Ангелы ближе всех к людям и пребывают на самом низу иерархии Небесных Сил. Они чаще всего являлись людям, обычно праведникам и святым, но бывало, что наказывали или вразумляли грешников.
  • По словам Священного предания, Ангелы — личности, но природа их отличается от человеческой и животной. Они выше, совершеннее людей, хотя и у них есть ограничения.
  • Они невидимы для человеческого глаза, но могут открываться людям, только по воле Божией.
  • Являясь в человеческом мире, они могут влиять на него (в Ветхом Завете сохранены истории, как Ангелы разрушали города язычников).
  • Они передвигаются и по земле, и в воде, и в воздухе.
  • Ангелы могут читать мысли людей и умеют говорить с людьми всех национальностей на всех языках.
  • Ангелы похожи друг на друга и не имеют пола, изображаясь обычно в виде прекрасных юношей.

Молитва Ангелам Божиим — невидимый щит православного христианина, сильная защита от зла, ведь эти небесные существа постоянно борются с бесами за души людей. Молиться нужно всегда со вниманием и искренней верой в помощь, в то, что даже слабая молитва обычного, не святого человека дойдет до вашего личного Небесного помощника — Ангела, и он заступится за вас пред Богом.

Молиться Ангелу, своему заступнику, можно кроме канона своими словами, искренне, просто и в любое время. Кроме того, Церковь благословляет читать по молитвослову молитвы утренние и вечерние. Начните с прочтения молитвы своему личному Хранителю.


Значение Таинства Причащения

Православная Церковь имеет семь Таинств. Все они установлены Господом и имеют своим основанием Его слова, сохраненные в Евангелии. Таинством Церкви называется священнодействие, где с помощью внешних знаков, обрядов незримо, то есть таинственно, откуда и название, людям подается благодать Святаго Духа. Спасительная сила Божия истинна, в отличие от «энергетики» и магии духов тьмы, которые только обещают помощь, на самом же деле губят души.

Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно, приходящего с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим.

Господь благословил апостолов совершать семь Таинств, которые обычно именуются в порядке от рождения до смерти человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Венчание (брак), Священство, Елеосвящение (Соборование).

Таинство Евхаристии, Причастия было установлено Самим Господом во время Тайной Вечери, в Страстной Четверг, перед Распятием. Это событие описывают все евангелисты и наиболее подробно — апостол Иоанн Богослов.

Вечеря по-русски означает «ужин». Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин — последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.

За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми — как никогда раньше — и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком — Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.

Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.

Именно опресноки — пресные хлеба — и красное вино были на столе во время Тайной Вечери. Поэтому по сей день освящают, пресуществляя в Святые Дары красное вино и просфоры. В первохристианские времена Таинство происходило за «вечерями любви», агапами, не столь торжественно. Хлеб преломляли сами апостолы, действом Святого Духа пресуществляя его в Тело Христово. Приносили будущие Святые Дары на встречи христиане, избирались для Литургии лучшие продукты, а остальные просто вкушали за столом во время трапезы с беседой, которая обязательно совершалась после Литургии.

Сегодня просфоры выпекают в большой пекарне в главном городе епархии, часто — в монастырях, на приходах постоянную выпечку просфор устраивают редко.


Сильная молитва — Литургия

Самая сильная молитва — это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь.

Готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору (маленький круглый пресный хлеб с печатью Креста), вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога.

Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии — подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.

Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их — соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.

Как причащаться в церкви

Люди часто узнают все о подготовке, а вот что делать во время самого Причастия, не знают.

    После пения молитвы “Отче наш” и закрытия Царских врат нужно подойти к алтарю (или встать в очередь, которая собирается у алтаря). Пропустите вперед детей и родителей с младенцами — они причащаются в начале; в некоторых храмах пропускают вперед и мужчин.

    Когда священник вынесет Чашу и прочитает две молитвы (иногда они читаются всем храмом), перекреститесь, сложите крестообразно руки к плечам — правую на левую — и идите, не опуская руки, пока не причаститесь.

    У Чаши не креститесь, чтобы случайно не толкнуть ее. Назовите свое имя в Крещении, широко откройте рот. Священник сам вложит вам в рот ложечку с Телом и Кровью. Постарайтесь сразу Их проглотить Поцелуйте низ Чаши, отойдите и только потом перекреститесь. Идите к столику с «теплотой» («запивкой»), чтобы запить и кусочком просфоры заесть Причастие во избежание исторжения (чтобы вы случайно не выплюнули Его или не чихнули с частицей).


Что делать после принятия Святых Христовых Таин

До окончания богослужения не уходите из церкви. Благодарственные молитвы после Причастия выслушаете в храме или прочитайте дома.

В день Причастия лучше не плевать (частицы Причастия могли остаться во рту), стараться сразу не развлекаться много и вести себя с благочестием. Лучше провести день в радости, общении с близкими, чтении духовных книг, спокойных прогулках.

Да хранит вас Господь Своей благодатью!

Какие в Церкви существуют каноны? Что они регулируют? Каноны нужны, чтобы лишить человека свободы или, наоборот, чтобы ему помочь? Почему вообще в Церкви присутствует такой юридический формализм? Неужели без него никак нельзя спастись?

На эти и другие вопросы специально для «Фомы» ответил протоиерей Дмитрий Пашков , преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ.

Что такое церковные каноны и зачем они нужны?

Слово «канон» - греческого происхождения, и переводится оно как «правило», «норма». Каноны представляют собой общеобязательные правила поведения, принятые в Церкви. Поэтому можно сказать, что канон в Церкви по своему содержанию и смыслу есть то же самое, что и закон в государстве.

Необходимость церковных канонов в общем понятна. Оказываясь в любом обществе, мы должны соответствовать определенным, принятым в нем правилам поведения. Так и в Церкви. Став ее членом, человек должен подчиняться действующим в ее пределах нормам - канонам.

Можно прибегнуть к такой аналогии. Когда мы поправляем свое здоровье в больнице, мы сталкиваемся с определенными правилами, которым - хотим мы того или нет - должны подчиняться. И эти больничные правила могут поначалу показаться излишними или даже абсурдными до тех пор, пока мы не постараемся в них вникнуть.

При этом в Церкви не может быть канонического формализма. Каждый человек индивидуален, и потому значительную роль в его церковной жизни играет духовник. Зная слабые и сильные стороны приходящего к нему человека, священник, опираясь на каноническую норму, может действовать достаточно свободно. Ведь нельзя забывать, что основной массив канонов сформировался очень давно, еще в первое тысячелетие, и многие каноны не могут буквально применяться в нынешнее время. Поэтому у батюшки остается большое пространство для «маневра» (сами каноны это предполагают, оставляя священнику, например, право сокращать или, напротив, продлевать епитимии), и это очень важно, когда речь идет о таком сложном и чрезвычайно деликатном деле, как пастырство.

Но неужели без этого формализма невозможно спастись?

Нет, дело тут не в самом формализме, а в нас самих. Поскольку мы даже после крещения остаемся существами несовершенными, ленивыми, эгоцентричными, нас нужно приводить к какому-то соответствующему нашей вере порядку благочестивой жизни.

Конечно, не подлежит нормативному регулированию наше общение с Богом, например, как человек молится дома: долго ли, коротко ли, с лампадкой или без, глядя на икону или закрыв глаза, лежа или стоя, - это его личное дело и зависит исключительно от того, как у него получается лучше помолиться. Но если христианин приходит в собрание верующих, в Церковь, где таких, как он, уже много и у каждого есть свои взгляды, интересы, какие-то предпочтения, здесь уже без определенных правил, которые всю эту пестроту приведут к какому-то правильному единообразию, не обойтись.

То есть общеобязательные нормы, каноны, нужны там, где появляется общество, где уже требуется предписать определенные права и обязанности его членам, чтобы избежать в нем хаоса и беспорядка.

Кроме того, каноны служат поддержанию того изначального образа Церкви, который возник в день Пятидесятницы, так что она остается неизменной при любом государстве, культуре, общественной формации. Церковь всегда и во все времена одна и та же: и в I веке, и в эпоху Вселенских Соборов, и в поздней Византии, и в Московском царстве, и сейчас. И каноны оберегают эту тождественность Церкви самой себе через все века.

А разве в Евангелии Христос говорил что-либо о необходимости следовать каким-то правилам?

Конечно, говорил. Некоторые нормы христианской жизни Господь задает прямо в Евангелии. Например, есть каноны, которые регулируют таинство Крещения. И в Евангелии Христос первым эту норму устанавливает: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь » (Мф 28 :19–20).

Тут мы находим формулу крещения - «во имя Отца и Сына и Святого Духа», - которая произносится сегодня священником во время совершения таинства. Кроме того, сказано, что сначала нужно научить , а уже затем крестить . И вот отсюда, например, берет начало практика так называемых огласительных бесед перед крещением, когда священник или катехизатор должен подробно объяснить желающему войти в Церковь человеку основы христианской веры и благочестия.

Кроме этого, Господь Иисус Христос установил единобрачие, как норму (Мф 19 :4–9). На основе именно Его слов Церковь развила свое учение о таинстве Брака. Однако она несколько смягчила «строгость» Евангелия, где, как известно, сказано: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф 19 :9). Церковь, снисходя к людской немощи и понимая, что не все смогут понести бремя одиночества, позволяет при определенных обстоятельствах вступать во второй и даже в третий брак.

Однако существуют и другие каноны, не взятые напрямую из Нового Завета. Церковь, водимая Святым Духом, выступает как продолжательница Законодателя Христа, расширяя, уточняя и поновляя свои правовые нормы. При этом, повторюсь, сама эта детализация и в целом вся законотворческая деятельность Церкви опирается на принципы, данные Спасителем в Евангелии.

А какие существуют каноны? И что они регулируют?

Церковных канонов очень много. Их можно разделить на несколько больших групп. Есть, например, каноны, регулирующие административный порядок управления Церковью. Есть «дисциплинарные» каноны, которые регулируют жизнь верующих и служение клириков.

Существуют каноны догматического характера, которые осуждают определенные ереси. Есть каноны, которые упорядочивают территориальное управление Церкви. Эти каноны устанавливают полномочия высших епископов, - митрополитов, патриархов, они определяют регулярность проведения Соборов и так далее.

Все каноны во всем их многообразии были сформулированы в первом тысячелетии церковной истории, и некоторые из них в чем-то устарели. Но Церковь эти древние каноны все равно чтит и очень внимательно изучает, потому что уникальная эпоха Вселенских Соборов является своего рода эталоном, образцом для всех последующих веков.

В наши дни из этих древних норм мы извлекаем если не прямые правила поведения, то по меньшей мере их дух, принципы, чтобы установить в поновленном виде такие нормы, которые будут отвечать потребностям сегодняшнего дня.

Понятно, что если гражданин нарушит закон, то он по решению суда будет за это наказан. А что в Церкви? Предусмотрены ли в ней наказания за нарушение того или иного церковного канона?

Если говорить о церковном праве, регулирующем благочестивую жизнь христианина, канонические санкции прежде всего лишают провинившегося человека самого главного - общения со Христом в таинстве Причастия. Это не мера возмездия, не наказание в расхожем смысле слова, а «терапевтическая» мера, нацеленная на то, чтобы вылечить тот или иной духовный недуг. Однако и здесь есть очень важная и существенная оговорка: окончательное решение относительно применения того или иного церковного наказания принимает духовник или, если брать более высокий уровень, епископ. При этом каждый случай рассматривается отдельно, и в зависимости от конкретной ситуации принимается то или иное решение.

Таким образом, церковные каноны более походят на лекарства, чем на законы. Закон действует в значительной мере формально, законодательная и исполнительная власть должны быть независимы.

В этом смысле, правоприменитель (епископ или священник) должен действовать так же, как поступает хороший и внимательный доктор. Ведь не станет же врач мучить новыми препаратами своего пациента, если назначенные лекарства уже благотворно подействовали! А вот если лечение положительных результатов не приносит, тогда доктор начинает применять другие препараты до тех пор, пока пациент не пойдет на поправку. И если в медицине показателем успешности лечения является выздоровление пациента, то для епископа и духовника подобным свидетельством будет искреннее раскаяние верующего.

Это, собственно, то, ради чего и существуют церковные санкции: настроить человека на покаяние и исправление, чтобы помочь ему в духовном росте, чтобы верующий, попавший под епитимью, пережил внутренний переворот и покаялся. Чтобы он осознал, что совершенный им грех лишает общения с Богом и постарался вновь его восстановить.

Церковные каноны где-то зафиксированы? Есть ли какие-то сборники, в которых они классифицированы и представлены?

Конечно. Кодифицировать свое право Церковь начала уже в конце IV века. Именно в эту эпоху после окончания гонений на христиан появляется огромное количество канонов, которое необходимо было как-то систематизировать и упорядочить. Так появились первые канонические сборники. Одни из них были организованы хронологически, другие - тематически, по предметам правового регулирования. В VI веке появились оригинальные сборники смешанного содержания, так называемые «номоканоны» (от греческих слов «номос» - императорский закон, «канон» - церковное правило). В него вошли и каноны, принятые Церковью, и законы императоров, касающиеся Церкви.

Существуют еще и так называемые апостольские правила. К самим ученикам Христа они прямого отношения не имеют и такое название, скорее всего, получили из-за их особой значимости и авторитетности. Возникли эти каноны на территории Сирии в IV веке.

Самый известный сборник древних канонов называется «Книга правил». В нее вошли и «апостольские» правила, и каноны, принятые на Вселенских Соборах, и каноны некоторых Поместных Соборов, и авторитетные мнения святых отцов по различным проблемам церковной жизни.

А нужно ли мирянину знать нормы церковного права?

Я считаю, что нужно. Знание канонов помогает понять, какие у него есть права и обязанности. Кроме того, церковные каноны еще и очень полезны в обычной жизни.

Например, жизнь новорожденного малыша висит на волоске и его надо срочно крестить. Может ли это сделать сама мама в роддоме, и если может (и в самом деле это так), как ей это сделать правильно, чтобы таинство Крещения в самом деле совершилось? Или вас пригласили стать крестным. Что с канонической точки зрения это означает, какие обязанности у вас появляются? Множество сложных вопросов связано с таинством Брака. Например, можно ли с канонической точки зрения венчаться с инославным или иноверным?

Что в таком случае стоит прочитать мирянину? Где он может узнать о своих правах и обязанностях в Церкви?

В последние годы неоднократно переиздавался прекрасный курс лекций по каноническому праву протоиерея Владислава Цыпина. Если говорить об ознакомлении с источниками, следует начать с изучения уже упоминавшейся выше «Книги правил». Современные нормативные акты нашей Поместной Церкви (например, ее Устав и различные частные положения) публикуется на ее официальном сайте patriarchia.ru , а пять лет назад Издательство Московской Патриархии приступило к публикации многотомного собрания документов Русской Православной Церкви.

Нет ни одного верующего человека, который бы, побывав в церкви на богослужении, не слышал этого песнопения.

Но что такое канон, знают не все. Он наполняет душу прихожанина целительным божественным светом, как будто сам Бог присутствует на службе .

Что значит церковный канон

Это слово в переводе с греческого означает «правило» и определяет два понятия.

Первое из них связано с совокупностью установленных в православии норм и законов, которые не подлежат пересмотру и внесению изменений.

Еще слово канон означает песнопение в церкви для прославления праздника или святого. Это музыкальная форма, основанная на повторении одной и той же мелодии разными голосами хора, вступающими последовательно один за другим.

Жанр имеет непростое построение, в состав гласа входят девять песней. Каждая из них начинается пением первой строфы, называемой ирмосом. Остальные 4-6 строф — тропари (краткие хвалебные песни, которые читаются). Кроме этого, в каноне используются еще два вида строф: икосы и кондаки. Отличие между ними состоит в том, что в икос включен особый припев.

Строфы бывают хвалебными и молитвенно — скорбными, они составлены по правилам гимнографии. Первыми стали каноны, созданные преподобным Иоанном Дамаскиным и святителем Андреем Критским.

Когда следует читать

Хвалебные песни (покаянные и молебные), будучи утвержденными в уставе церкви, произносятся ежедневно утром и вечером.

Верующий человек может молиться дома в разные периоды времени.

Христианин, готовящийся к Причастию, должен с особым усердием читать:

  1. Покаянный канон к Господу Иисусу Христу. Чтение продолжается в вечернее время перед причащением, затем с утра в день Причастия. Его задача — настроить человека на волну покаяния как внутреннего состояния души, смягчить ее и помочь открыться перед Творцом. Непосредственно перед совершением таинства следует соблюдать трехдневный пост.
  2. Каноны Царице Небесной, их читают каждый день перед Святым Причастием. Молитвенное обращение к Богородице станет первой поддержкой в пору скорбей и уныния, когда «плачет» душа.
  3. Песнопение Ангелу Хранителю, смысл которого — в покаянии и обращении к Божьему ангелу с просьбой наставить на верную жизненную стезю, помочь избавиться от лености, жестокосердия и неразумения.

Канон — шедевр, созданный Андреем Критским, относится к покаянным молитвам, которые в течение двенадцати веков провозглашаются в Великий пост каждый вечер на богослужении. Делится он на четыре части, которые поочередно читаются в течение первых четырех дней поста. Песнопение это — зов покаяться и, приняв Божье благословение, измениться.

В случае болезни родных или близких к Богу обращаются с просьбой послать выздоровление, читая канон за болящего.

Произведения этого церковного жанра помогают христианину задуматься, правильно ли он живет, разобраться в своих недостатках, принять решение поменять что-то в себе с помощью Спасителя.

Главные отличия между каноном и акафистом

Молитвы - общение души с Богом, происходящее на высшем духовном уровне.

Умиление и печаль, нужда и благодарность человека — все известно Господу посредством молитвы.

Одним из способов обращения к Царю Небесному, Божьей Матери и святым являются каноны и акафисты .

Непосвященные в тонкости церковной терминологии часто путают эти два вида песнопений.

Между ними есть и сходство, и отличия, состоящие в:

  • сути (смысле) произведений: акафист — благодарение Господу и святым, канон же — жанр покаяния и просьбы;
  • композиции молитвословий, различном количестве строф, способов их чередования и повтора;
  • уровне восприятия: благодаря простому построению предложений и несложной лексике акафист воспринимается легче, чем канон;
  • авторстве, хвалебные песни были созданы священниками высшего сословия, акафисты писались мирянами;
  • наличии ектении (возгласа, призыва к молитве) во время чтения канона, чего нет в акафисте;
  • количестве чтений: несколько канонов могут читаться одновременно, что не характерно для исполнения акафистов;
  • возможности выбора песнопения: каноны обязательны, так как включены в состав молебнов по уставу церкви; акафисты на богослужениях не звучат, прихожане могут их выбирать и заказывать самостоятельно;
  • включении песнопений в богослужения периода Великого поста, так как акафисты читать в этот период не разрешено (за исключением двух — Божией матери и Страстям Христовым).

Как правильно читать каноны дома

Если они читаются дома, и заодно с ними произносятся заутрени и вечерни, то этого достаточно, чтобы не дополнять их другими молитвами.

Если в семье кто-то плохо себя чувствует или болеет, дома можно читать также каноны за болящего.

Православные каноны по дням недели

Каждый день седмицы (недели) соотносится с определенными событиями в истории церкви.

В состав церковных служб во храме и дома включены дневные моления:

  • в воскресный день славится Воскресение Господа;
  • в понедельник произносится хвала Божьим помощникам, Ангелам;
  • по вторникам читается канон в честь Иоанна Крестителя;
  • службы по средам и пятницам связаны с воспоминанием о грехе, содеянном Иудой, в эти дни соблюдается пост, в храмах звучит хвалебная песнь Животворящему Господню Кресту;
  • четверг по церковному уставу назначен как день славословия апостолов и Святителя Николая;
  • Суббота — день хвалы Царицы Небесной и воспоминаний о праведниках и упокоившихся, уверовавших в Божью истину;

Их можно найти в сборнике канонов, называемом Каноником.

Всегда есть возможность изменить себя. Ведь подвиги святых отцов, отображенные в церковных песнях — молитвах, служат наставлением для верующих.

Своим примером они показывают, как жить праведно, как поступать в семье, чтобы никого не огорчать и не обижать. Дают силу, руководят волею и учат каждого человека верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.