Вуду: официальная религия Гаити. Самые удивительные традиции Гаити: от петушиных боев до культа Вуду Самобытная культура Гаити


6 декабря 1492 года экспедиция Колумба открыла новый остров в Карибском море. Остров получил название Эспаньола, и его начали осваивать колонизаторы. Сегодня Гаити – романтическое место с прекрасными пляжами, уникальным сочетанием африканских, европейских и карибских традиций, где и сегодня верят и пользуются обрядами вуду.

Первые колонизаторы были убиты «хорошими людьми»

Аборигены называли себя «таино», что значит «хорошие люди», а свою землю называли «аити» - «Горная земля», что и положило начало современному названию. Клумб оставил на Эспаньоле 39 поселенцев, но когда через год он вернулся на остров, то оказалось, что всех их перебили местные жители из-за дурного с ними обращения. Но колонизация острова, который был идеальным местом для выращивания кофе, индиго, сахарного тростника и хлопка, продолжилась. К концу 18 века на острове проживало 42 тыс. белых колонизаторов, 50 тыс. свободных чернокожих и мулатов, права которых были резко ограничены, и 452 тыс. чернокожих рабов.


Мулаты на Гаити делятся более чем на 100 оттенков белого и чёрного

В XVIII веке гаитяне разработали детальные генеалогические таблицы, которые разделили мулатов на более чем 100 оттенков белого и чёрного. Ранжирование шло от людей с чёрной кожей на 1/8, так называемых Сакатра, до нескольких разновидностей тёмных лишь на 1/16, которых называют Сангмель. Стоит отметить, что большинство современных жителей Гаити – потомки жителей африканского континента, которых давным-давно привезли сюда в качестве рабов.


Большинство гаитян и сегодня лечатся у шаманов

На Гаити считают, что избавиться от многих болезней, прибегнув к помощи медицины, нельзя. Впрочем, убеждение такое весьма объяснимо: по статистике, на 100 тыс. жителей Гаити приходится всего 8 врачей, 10 медсестер и 10 больничных коек. Как бы то ни было, но за медпомощью местные жители предпочитают обращаться к колдуну вуду. Колдун проводит плясочный ритуал, используя образы сказочных персонажей, а также травы, ром, свечи, курения, а иногда (вероятно, в особых случаях) приносит в жертву цыплят. После курса магии больной не должен ни с кем видеться до полного своего выздоровления, ведь, как верят гаитяне, болезнь может перекинуться на первого встреченного человека и будет прогрессировать уже в новом теле.


Болезнь, как убеждают гаитяне, рассеивается на насекомых, растения и прочих тварей, которые попадутся на глаза больному. Впрочем, на Гаити вся жизнь проходит под культом вуду – поклонением колдовству. Ритуалы вуду сопровождают рождение человека, смерть, свадьбу, жатву и все календарные события.

«Пласа» - гражданский брак по-гаитянски

С финансовым благосостоянием у гаитян не сложилось с самого начала открытия их острова Колумбом. В 1807 году, президент Гаити Анри Кристоф и вовсе заявил, что тыквы, которые были для местных жителей весьма важны, - основа национальной валюты. Сегодня же на Гаити у 70% населения нет постоянной работы, а среднестатистическая дневная зарплата - $2,75. Такая вопиющая бедность населения является причиной того, что большинство не способны позволить себе даже свадьбу. Бедняки на Гаити просто живут вместе. Мужчина и женщина договариваются о ведении общих финансов и о разделении домашних обязанностей. Отношения такие называются «пласа». Они не признаются ни государством, ни церковью, но при этом широко распространены по всей стране.

Гаитяне боятся гекконов, канализационных люков и зомби

Стоит отметить, что гаитяне, свято верящие в самые различные приметы, боятся безобидных ящериц-гекконов, которые достаточно часто поселяются в доме. Считается, что если геккон прыгнет на девушку, то она забеременеет, а если на молодого человека, то в положении окажется его подружка. Самые опасные ящерицы, по мнению гаитянцев, - ящерицы белого цвета.

На острове и сегодня нет водопровода и городской канализации. На дорогах, правда, можно увидеть люки ливневой канализации, и, как правило, находятся они по краю проезжей части. Если каким-то образом люк оказался на середине дороги, то гаитянские водители, проезжая его, никогда не станут пропускать между колёс – ужасно плохая примета.


Но больше всего на Гаити боятся умереть «не совсем», подвергшись насильственному воскрешению и став зомби. А вот тем, кто действительно умер, – уважение и почёт. Тело покойника помещают в домик-склеп, покрытый розовой или голубой штукатуркой и лепниной. Эти поселения «весёленьких» расцветок находятся вплотную к лачугам живых и выглядят, как правило, гораздо солиднее последних.

Битва петухов – национальный вид спорта

Традиционный вид спорта на Гаити и самое популярное времяпровождение местных жителей – битва петухов. Петухов специально откармливают перцами, вымоченными в роме, и сырым мясом, чтобы они стали стойкими и агрессивными. Победитель таких боёв может выиграть около $70, а это куда больше, чем большинство гаитян может получить за месяц.

Стоит отметить, что Гаити по праву можно назвать страной карнавалов. Самым ярким праздником считают карнавал Марди-Грас, когда практически по всем улицам страны в сопровождении праздничных оркестров проходят театрализованные шествия. В дни Великого поста проходит карнавал Рара, во время которого адепты «колдовских обществ» бродят по стране, отбивая древние барабанные ритмы. Ежегодно проводятся на Гаити и ежегодные паломничества вуду.

Отмечают на Гаити и День Всех Святых. В эти дни местные жители собираются на кладбищах, чтобы восславить Барона Самеди - повелителя мертвых. Кладбищенские кресты украшают цветами, черепами и свечами, а на одежду обязательно нашивают множество крохотных зеркал. Любителям этого праздника будет интересно познакомиться с . Кстати, вуду на Гаити - официальная религия наравне с католицизмом.

Стоимость картины уличных художников зависит от цвета кожи покупателя

Особо яркое впечатление на туристов производит гаитянская «уличная» живопись. Эти картины рисуют и продают прямо на улицах. Есть целые картино-кварталы, где сотни метров улицы увешаны полотнами местных мастеров. Как правило, на улицах предлагаются картины весьма сомнительного качества на подрамниках.

Сюжеты: гаитянские деревни, портреты местных жителей, гаитянские рынки, сценки из жизни и, конечно, будуарная тематика. Ценообразование здесь зависит от цвета кожи покупателя. Сначала продавец называет классическую сумму – 100 долларов (не уточняя, гаитянских или американских). Стоит начать торг, и сумма медленно снизится с 20 до 9 долларов, в зависимости от терпения покупателя. Правда, стоит учитывать и тот факт, что большинство уличных картин – откровенная мазня.

Вуду — религия, которая практикуется жителями Гаити, Кубы и некоторых частей Соединенных Штатов Америки. Она имеет богатую культурную историю и представляет собой интересное сочетание вероучений других религий. Как духовная традиция вуду появилась на Гаити — острове в Вест-Индии — во время французского колониального рабства.

23 февраля в районе Ти Аити толпа напала на участников церемонии вуду по жертвам землетрясения. Вудуистов прогнали из помещения камнями, а все церемониальные принадлежности были сожжены. И хотя через дорогу от имеющего дурную репутацию района был построен полицейский участок, ни один полицейский не появился, чтобы разогнать толпу и защитить вудуистов.

(Всего 19 фото)

1. Гаитянский вуду-священник, или унган, Джул Мис бьет в барабаны и поет в кругу верующих-вудуистов в старинном храме. Накануне, когда вудуисты проводили церемонию, посвященную жертвам землетрясения, двое из участников ритуала подверглись нападению представителей христианской общины. (Chip Somodevilla/Getty Images)

2. Христиане кричат, что «эти люди ответственны за , и что им нельзя разрешать творить их дьявольские делишки». (Chip Somodevilla/Getty Images)

3. Гаитянская церковь вуду была основана в 2001 году. На фото: прихожане жертвуют деньги во время ритуала вуду. (Chip Somodevilla/Getty Images)

4. Христианская толпа окружила костер, в котором горят вещи, использовавшиеся на церемонии Вуду по жертвам землетрясения в Ситолейл на Гаити 23 февраля. (Chip Somodevilla/Getty Images)

5. Гаитянские вудуисты прикрываются железными стульями от камней, которые христиане бросают в них. (Chip Somodevilla/Getty Images)

6. Гаитянка разбивает камнем эмалированный горшок, использовавшийся в церемонии Вуду. (Chip Somodevilla/Getty Images)

7. Мальчики-христиане писают на знак “V” – религиозный символ, используемый в вудаизме. (Chip Somodevilla/Getty Images)

8. Африканские рабы, привезённые в Америку, распространили свои верования на континенте. В настоящее время последователи вуду на Кубе, в Гаити (где вуду является официальной религией) и среди афроамериканцев США (особенно много их в Новом Орлеане, куда вуду проникло еще в XVII веке). В 1791 на Гаити вспыхнуло восстание под предводительством вудуистов: после церемонии вудуисты отправились убивать белых. (Chip Somodevilla/Getty Images)

9. Унган или мамбо (колдунья) посыпает пол мукой и чертит веве (символы лоа, духов). Затем обязательна экстатическая пляска под звук барабанов. Женщины в белых платьях, а мужчины в костюмах. Когда публика достаточно разогрелась, бокор пускает петуха, которому отрубают голову. После этого участники церемонии впадают в транс и на них нисходит благодать духов (лоа). (Chip Somodevilla/Getty Images)

10. Гаитянка кричит на группу вудуистов во время церемонии по жертвам землетрясения в районе Ти Аити 23 февраля. (Chip Somodevilla/Getty Images)

11. Мальчик разбивает стул на месте проведения церемонии культа вуду, на участников которой напали христиане. (Chip Somodevilla/Getty Images)

12. Пантеон вуду чрезвычайно обширен и не поддаётся строгой классификации. В него включаются как собственно африканские божества, так и божества, заимствованные из других религий: католические святые, духи местного индейского населения и проч. Кроме того, в каждой общине жрецы могут организовывать поклонение собственным божествам местного значения, такими божествами часто становятся прежние руководители общины. (Chip Somodevilla/Getty Images)

13. Полицейские появились на месте нападения христианской толпы на вудуистов. Правда, появились они слишком поздно. (Chip Somodevilla/Getty Images)

14. Гаитянские вудуисты с религиозными флагами убегают с места проведения ритуала, прихватив с собой зачем то принтер этикеток, после того, как христианская толпа закидала их камнями. (Chip Somodevilla/Getty Images)

С принятием конституции 1987 года католицизм, с 1860 года являвшийся официальной религией Гаити, утратил этот статус, а новой официальной религии введено не было.

По данным переписи, проведённой ООН в 2003 году, 54,7 % населения Гаити составляли католики, 15,4 % — баптисты, 7,9 % — пятидесятники, 3 % — адвентисты, 2,1 % — последовательные приверженцы вуду (лица, исповедующие вуду параллельно с христианством, составляют гораздо более значительную часть населения); 10,2 % жителей не исповедуют никакой религии.

Религия традиционно играла одну из главных ролей в общественно-политической жизни Гаити, что обусловлено исторически сложившимся конфликтом христианства и вуду.

Христианство в форме католицизма стало очередным вызовом, брошенным европейцами невольникам из Западной Африки, оторванным от родины, привычных устоев и способов политической и социальной самоорганизации. Ответом на это стала мимикрия африканских культов под католичество, сохранившая среди новообращённых христиан форму, но не суть новой религии. В значительной степени этому способствовал характерный для католичества культ многочисленных святых, под именами которых африканцы и скрыли своих божеств. Возникла синкретическая религия вуду, ставшая для рабов способом не потерять себя как носителей африканских традиций.

Восстание против французского правления в 1791 году началось именно с «благословения» вудуистских духов. В дальнейшем к числу таких духов (лоа) были посмертно отнесены и лидеры восстания — Франсуа Туссен-Лувертюр (по некоторым данным, негативно относившийся к вуду) и Жан-Жак Дессалин.

Вуду по сути представляет собой типичное африканское верование, в основе которого лежит целостное видение мира, понимаемого как совокупность взаимозависимых экзистенциальных единиц. Все они являются эманациями верховного божества-творца (вудуистский Bon Dieu, аналог йорубского Олодумаре, зулусского Ункулункулу и др.), поэтому существование и раскрытие человека как элемента этой системы возможно только через взаимодействие с себе подобными и всеми прочими эманациями творца, который (в отличие, например, от авраамических религий) безразлично относится к своим творениям и может быть достигнут в ходе общения с духами-медиаторами более низкого порядка (лоа).

В обеспечении такого общения ведущую роль играют жрецы (жрецы-мужчины — унган, жрицы-женщины — мамбо), организующие вход в коммуникативный транс как для себя, так и для экзальтированной паствы. Гармония с абсолютом осуществляется через спиритическое единство человека и природы, потомков и предков, обыденного и потустороннего.

Вследствие важности жреца для поддержания порядка у него/неё возникает возможность трансформировать духовное влияние в политическое. При необходимости жрец может мобилизовать верующих для осуществления того или иного группового действия. В качестве инструмента устрашения отдельных лиц и групп людей может быть эффективно использован миф о зомби — человеке, превращённом «злыми» жрецами в живого мертвеца-раба (вероятно, сила мифа связана с реальной основой, где жертвы жрецов подвергались воздействию сильного гипноза и мощных психотропных средств растительного и животного происхождения, подавлявших или даже полностью разрушавших личность). Опыт правления Франсуа Дювалье продемонстрировал, что такой приём психологического подавления весьма эффективно действует и в масштабе всей нации.

В правление Дювалье активно использовалась и иная вудуистская атрибутика. Правитель Гаити сумел добиться возникновения у жителей острова представления о мистическом, почти божественном характере власти пожизненного президента. По мнению ряда исследователей, Дювалье-старший отождествлялся с Бароном Субботой (Baron Samedi), одним из лоа, связанных с миром мёртвых. Его рядовые каратели отождествлялись со «злыми» духами (Tonton Macoutes).

Периодически на повестку дня публичной политики выходит вопрос о возможном введении поста единого духовного лидера всех вудуистов, однако в настоящее время явно нет человека, способного адекватно справиться с такой задачей. Потенциальные претенденты на роль первого лидера вертикальной вудуистской иерархии ревностно относятся к попыткам друг друга заручиться поддержкой большинства населения. Кроме того, принцип строгой вертикальной иерархии, характерный для других религий, довольно плохо подходит для вуду, изначально возникшего как специфическая сетевая структура, где навыки передавались по горизонтали признанными мастерами культа.

Ввиду заимствования вудуизмом христианской символики отношения между приверженцами вуду, католицизма и протестантских течений на Гаити имеют сложный, в основном конфликтный характер. Так, после обретения независимости руководство Гаити долгое время не получало признания со стороны Римско-католической церкви. Конкордат с Римом от 1860 года прекратил это положение, причём вудуизм был признан ответвлением католичества. В 1896 и 1941 годах Римско-католическая церковь инициировала преследования вудуистов, сопровождавшиеся уничтожением ряда мест их богослужений.

Франсуа Дювалье, опиравшийся на вуду, смог с помощью подкупа и запугивания превратить Римско-католическую церковь в очередной инструмент влияния, дополнительно легитимизировавший действия диктатора, причём клир часто без посторонней помощи очищал свои ряды от противников правящего режима. В настоящее время элиты Гаити в основном вернулись к прежней практике несколько подозрительного отношения к вуду, хотя в 2003 году оно было официально признано одной из религий (конституция 1987 года признала права всех религий, что стало первым шагом к признанию вуду де-юре).

Негативную реакцию адептов вуду и властей вызвали события 1997-1998 годов, когда местные протестанты предпринимали попытки добиться прекращения празднеств вудуистов в священном для них месте Буа-Кайман, а также посмертно обратить в христианство Букмана — унгана, ставшего в 1791 оду. одним из вдохновителей борьбы за независимость и заручившегося в Буа-Каймане «одобрением» восстания со стороны лоа.

Участие бывшего президента страны Жана-Бертрана Аристида в политике во многом было предопределено его подготовкой католического священника. С одной стороны, он начинал политическую карьеру с оппозиции режиму Дювалье-младшего, где просматривается противостояние части приверженцев гаитянского католицизма и вудуизма. С другой стороны, с ранних лет Аристид находился под влиянием традиции политизированного католицизма, уделявшего основное внимание борьбе с социальными проблемами. Это предопределило в дальнейшем обращение молодого священника к «теологии освобождения», осуждённой Святым престолом и максимально плотно смыкавшейся с практической политикой.

В 1994 году Аристид был вынужден отказаться от сана. По некоторым данным, в дальнейшем он иногда пользовался услугами жрецов вуду. Так, один из сторонников Аристида, жрец Анри Антуан, создал в целях его поддержки целую общественную организацию, привлекавшую новых сторонников религиозной риторикой.

В настоящее время на Гаити и в ряде других католических стран представители пятидесятничества вступили в весьма активную конкуренцию с католицизмом в сфере благотворительности и помощи общественному развитию, где Римско-католическая церковь традиционно являлась монополистом.

При упоминании Гаити большинство начинают думать об экзотическом отдыхе. При этом невольно забывая о том, что это государство является истинным оплотом Вудуизма, установленного здесь в качестве официальной религии. Политические проблемы и природные бедствия в последние десятилетия не были добры к населению этого Карибского острова. Гаити — это очень странное место, здесь есть много интересного для путешественников, но страну посещает так мало туристов, что они чувствуют себя как где-то в глуши. Уже прошло больше пяти лет после жуткого землетрясения и правительство Гаити надеется, что туризм и религия Вуду станут теми самыми золотыми жилами, которая позволит вернуть страну к жизни.

Рай на Земле, пропитанный магией

Среди заявленных инициатив можно перечислить постройку круизного порта в старой пиратской гавани Иль-де-ла-Тор, бум строительства отелей в Порт-о-Пренсе и создание новых авиационных маршрутов. Ряд туроператоров уже добавил Гаити в список новых приключенческих мест для отдыха. И пусть работа идет не так гладко, как хотелось бы, но похоже, что развитие туризма в Гаити уже начинает окупать себя.

Сегодняшние туристы могут увидеть государство Гаити, которое может исчезнуть уже через несколько лет. Но потенциальные отдыхающие все же задаются вопросом — безопасно ли ехать в страну и есть ли что смотреть здесь после землетрясения? О Гаити долгое время нехорошо отзывались в СМИ. Политическая нестабильность страны в последние годы лишь усугубила ситуацию, но на самом деле в Гаити не опасней, чем в других развивающихся странах, популярных среди туристов. Гаити можно назвать самым безопасным в плане криминала среди карибских государств. Количество убийств здесь вдвое меньше, чем в Доминиканской Республике, и в четыре раза меньше, чем на Ямайке. Самый высокий уровень преступности в сердце страны — Порт-о-Пренсе, но это из-за разборок между бандами в тех районах города, в которые иностранцы обычно не попадают.

Непростая судьба государства

В 2010 г. в Гаити произошло землетрясение, унесшее жизни более 200 тыс. и оставившее без дома 1,5 млн людей. Несмотря на то, что страну уже давно расчистили от обломков, а палаточные лагеря Порт-о-Пренса уже ушли в небытие, жилищный кризис в Гаити еще не решен. В некоторых районах страны до сих пор бушует холера. Болезнь распространяется через грязную воду, так что во время поездки нужно уделить особое внимание гигиене и мыть руки каждый раз после посещения туалета и перед едой.

Во многих местных ресторанах предлагают обрабатывать руки дезинфицирующей жидкостью, но на всякий случай лучше иметь еще одну бутылку при себе. Путешествие на Гаити может стать непредсказуемым. Обычно так и бывает в странах с развивающейся инфраструктурой, но для любителей приключений здесь открываются невероятные возможности. На вершине горы стоит цитадель Ла-Ферьер, которая была сооружена для обороны от возможного вторжения французов и сегодня входит в Список всемирного наследия как памятник независимости.

В этой части света по величию с этой крепостью можно сравнить только Мачу-Пикчу. У подножия горы находятся развалины дворца Сан-Суси, барочного Версаля посреди тропиков, который своим видом напоминает декорации из фильмов про Индиану Джонса. На юге страны расположен город Жакмель, известный своими художественными галереями, ремесленными мастерскими и архитектурой в стиле Нового Орлеана. Каждый февраль здесь проходит один из лучших карибских карнавалов, и если вы оказались где-то поблизости, то не стоит его пропускать.

Прошлое и настоящее Вуду на Гаити

Пожалуй, ни одно государство мира не обсуждается так часто как Гаити, из-за наличия различных оккультных практик. Дело в том, что у многих обывателей Гаити ассоциируется исключительно с черной магией, одержимыми жрецами и дикими племенами. Это заблуждение: Гаити – в меру развитое государство, в меру цивилизованное, но все же уникальное. Уникальное не только благодаря климатическим особенностям, но и благодаря широкому распространению религии Вуду, его закреплению в качестве официальной религии государства.

Религия Вуду на Гаити, а именно ее история, уходит корнями в глубокую древность, к верованиям африканских племен и их связям с Духами рода. Окончательно как религия и оккультная практика Вуду формируется в начале 16-го века, когда испанские, а затем французские колонизаторы привозят на Гаити африканских рабов. С характерным упорством и жестокостью европейцы стремятся подавить веру рабов и обратить их в католицизм, однако сделать этого в полной мере не удается. Католичество наслаивается на коренные верования африканцев – в своих ритуалах и обрядах они начинают использовать христианские атрибуты, поклоняясь при этом родным Богам. В результате множеств трансформаций религии нашли точки соприкосновения и предстали в современной практике, которую предписывает магия Вуду.

Гаитяне веруют в Доброго Бога-Создателя, в сверхъестественное, в мир Духов и жизнь после смерти. Религиозный пантеон косвенно напоминает славяно-языческий – множество богов ассоциируется со стихиями и явлениями природы. Интересно, что Вуду и оккультная практика говорит о наличии в человеке не одной, а сразу нескольких душ. на Гаити неразрывно связана с ритуалами жертвоприношения, танцами в состоянии мистического транса, атрибутами, песнями и талисманами. Жрецы Вуду выбирают для обрядов священные места (хунфоры), на которые им указывают Духи. Ритуалы имеют сложную, запутанную структуру, которая напоминает непосвященным хорошо отрепетированный, но жутковатый спектакль. В процессе ритуальных танцев гаитяне всегда впадают в состояние транса, в процессе которого на них снисходит благодать Духов Лоа (сыновей Доброго Бога-Создателя).

Одна из самых интересных афро-карибских религий — вуду. Многие из нас связывают это слово с мрачными колдунами, которые создают зомби, протыкают иглами куклы своих врагов, насылают зловещие проклятия. Такие представления во многом связаны с фильмами ужасов, которыми нас снабжает американская киноиндустрия.

То, что можно увидеть в подобных фильмах, соответствует действительному положению вещей менее, чем на один процент. В действительности, вуду — это в первую очередь религия, последователи которой почитают божественных духов и своих умерших предков, приносят им небольшие жертвоприношения, празднуют религиозные праздники и участвуют в церемониях.

Конечно, в рамках этой религии существует колдовство. Жрецы занимаются исцелением больных, снятием проклятий и т. п. Но также существуют и черные, злые колдуны, которые практикуют черную магию. Именно с ними следует связывать все то ужасное, что говорят и пишут о вуду. Вуду — это и религия, и колдовская система.

Давайте узнаем о ее истории подробнее …

Vodun — возникшая на Карибских островах (о.Гаити) религия, еще известная как Voodoo и Hoodoo. Корни религии уходят в Западную Африку, откуда привозились на Гаити рабы.

Слово vodun происходит от vodu, что означает «дух» или «божество» в переводе с языка Fon, одного из наречий Dahomey (Dahomey) (район Западной Африки), именно там и находится по приданию место обитания божеств vodun . лоа (loa).

Смешение традиционных верований народности Дагомеи и католических церемоний привели к формированию этой религии. На основе этого можно отнести данную религию к продукту работорговли. Это был своеобразный ответ рабов на те унижения, которые им пришлось пережить во время расцвета работорговли. Под страхом страшных пыток и казни религия была запрещена местными властями, рабов насильно крестили как католиков, что и выразилось обычаях и ритуалах религии, которую местное население держало в большом секрете. Конкретно это выразилось в том, что божества схожи по форме с католическими святыми; свои ритуалы те, кто исповедовал вуду, очень приблизили к католическим, стали использовать статуи, свечи, мощи, реликвии и тому подобное.

Впоследствии вместе с переселенцами религия vodun перекочевала на другие Карибские острова, наибольшее распространение она снискала на Ямайке и Тринидаде. Кроме того, на Кубе, в частности, она трансформировалась в религию Сантерия (Santeria), где вместо привнесенного французами католического начала, наряду с африканскими, встали испанские католические тенденции. Хотя, в принципе, все религии Карибского бассейна так или иначе схожи между собой, имея общие корни и отличаясь лишь в деталях.

Религия vodun в этом ряду занимает особое место, выделяясь по целому ряду характеристик. Будучи религией более чем гибкой, она трансформировалась при переходе от одного поколения к другому. Будучи гибридом завезенных извне религий и укоренившись на Гаити, vodun в свою очередь стала предметом «на вывоз» и стала потихоньку перемещаться на континент. Особую популярность она снискала в Новом Орлеане, в штате Майами и в Нью-Йоркском мегаполисе, повсюду порождая новые взгляды и убеждения, таким образом снискав по всему миру в общей сложности более пятидесяти миллионов последователей.

Вуду характеризуется прежде всего верой, что мир населен добрыми и злыми лоа, которые формируют всю сущность религии, и от них зависят здоровье и благосостояние всех людей. Приверженцы вуду полагают, что предметы служащие лоа, продлевают и выражают его. Лоа весьма активны в мире и часто овладевают верующими в течение всего ритуала. Только специальные люди такие, как белые колдуны унганы (houngan) и колдуньи мамбо (mambo), могут напрямую общаться с лоа. Во время обряда совершаются жертвоприношение и ритуальные танцы, затем унган впадают в транс и упрашивают лоа о помощи и покровительстве в житейских делах, о благосостоянии. Если лоа остаются довольны щедрыми подарками и обряд проведен правильно, в успешном его результате можно не сомневаться.

В отличие от остальных схожих религий, вуду имеет свои высокоупорядоченные взгляды в отношении «темной» стороны лоаи людей. Колдунов, использующих черную магию, именуют бокорами (bokor), они объединены в тайные общества. Они могут наслать на человека порчу, используя восковую куклу или оживить мертвеца полностью подчинив его себе, наслать на врага и тем самым смертельно запугать его. Последователи вуду в редких случаях обращаются к бокорам, и если это происходит, то недругам приходится не сладко.

Множество книг, в том числе и документальная литература, а так же некоторые кинофильмы неправильные представления об этой религии, сосредотачивая внимание на ложные направления, такие как каннибализм и прочее. Так о вуду в 1884 году в Европе узнали из книги миссионера С.Ст.Джона Гайти, описывающий отвратительные и весьма преувеличенные подробности о ритуалах этой религии, таких как поклонение дьяволу, жертвоприношение младенцев, каннибализм. С тех пор было снято несколько кинолент и написано немало книг утверждающих и преувеличивающих черные обряды этой религии.

Так вот., в 1860 году Ватикан вынужден был признать, что vodun является разновидностью католицизма, но сами гаитяне утверждают, что их религия древнее и глубже христианства, что она впитала в себя лучшее из всех религий прошлого и настоящего. Действительно, вуду очень сложно привязать к какой-то одной системе, потому что вуду. это и празднества в честь богини любви Эрзули (Erzulie) (под маской которой можно заметить черты египетской Изиды, и греческой Афродиты, и римской Венеры, и христианской Девы Марии), и одновременное поклонение змию Уроборосу, заглатывающему собственный хвост, — символу гармонии Вселенной и Вечности в древнем мире.

Уроборос, или, как называют его гаитяне, Дамбалла Ведо (Damballah Wedo), главный и обязательный элемент во всех таинствах вуду, потому что он есть начало и конец всех вещей; Океан Вечности, со всех сторон окружающий материальный мир; безбрежное пространство, из которого все вышло и к которому все рано или поздно вернется вновь.

Дамбалла — это источник Силы и местонахождение всех лоа. Приверженцы религии считают, что все вокруг пронизано незримой силой лоа, что роднит вуду с чисто шаманскими воззрениями как Старого, так и нового Света. Лоа неисчислимы, как песок на морском берегу, и у каждого естьсвой знак, имя и предназначение. Например, есть лоа — Легба (Legba) или Папа Легба (Papa Legba), который как Меркурий или греческий Гермес, является посредником между другими богами и связывает лоа с жрецами унган и мамбо, которые, в свою очередь, доносят ему волю народа через ритуальные танцы и песнопения.

В рамках этой религии существует и колдовство. Жрецы занимаются исцелением больных, снятием проклятий и т.п. Колдуны вуду практикуют черную магию, с чем и связана основная масса негативных представлений об этой религии.

Слово «вуду» имеет африканские корни. В переводе с языка африканского народа фон это слово означает «дух» или «божество». Есть несколько ответвлений этой религии, со схожими святыми и обрядами. То, что называется вуду на Гаити, в Бразилии называется сантерия, что дословно обозначает «вера в святых». В других странах Латинской Америки практикуется ещё один культ, аналог вуду, – макумба.
Вуду практикуется жителями Гаити, Кубы и некоторых частей Соединенных Штатов Америки. Всего последователей вуду (вудуистов) насчитывается около 50 млн.
Как духовная традиция вуду появилась на Гаити — острове Вест-Индии — во время французского колониального рабства. Африканцы разного этнического происхождения силой перевозились на Гаити в качестве сельскохозяйственных рабов.

Когда рабы впервые были привезены на Гаити из Африки в 1503 году, их владельцы (сначала испанцы, затем французы) запрещали им практиковать народные религии, заставляя исповедовать католицизм. Но рабовладельцы не хотели посвящать своих рабов во все аспекты своей веры, так как они боялись, что рабы примут католическое учение и благодаря ему осознают, что они такие же полноценные люди, как их хозяева, и что рабство порочно. Поэтому рабы стали использовать католическую религию как «прикрытие» — приняв католических святых и другие атрибуты этой религии, они поклонялись своим народным божествам.

Рабы включили различные аспекты христианства в свои национальные традиции. Они находили много общего в католицизме и своей традиционной вере. Ведь обе религии поклоняются одному Высшему Богу и верят в существование сверхъестественных существ и жизни после смерти. Католическая месса связывалась с жертвоприношением крови, также общей была идея о помощи духовных существ (loa — у африканцев, святых — у католиков), которые действовали как посредники между Высшим Богом и людьми.

На Гаити вуду является официальной религией. Последователи гаитянского вуду верят в существование Бога-Создателя (Bondieu - Доброго Бога), Который не участвует в жизни Своих созданий, и духов (лоа), которые являются детьми Бога-Создателя и которым молятся и почитают как старших членов семьи. По верованиям вудуистов, в человеке живёт несколько душ. До рождения и после смерти он является гвинейским ангелом. Кроме того, в нём живёт посол Бога - совесть.

Население Гаити и, следовательно, его религия вуду происходит, в основном, из двух африканских регионов: Дагомеи (северное побережье Гвинейского залива в Западной Африке, где проживали племена йоруба, эве, фон и др., ныне территория Того, Бенина и Нигерии) и Конго (бассейн реки Конго и побережье Атлантического океана в западной части Центральной Африки). В обоих регионах проходил длительный процесс эволюции родоплеменных религий, вызванный тем фактом, что ни одна из местных традиций не считалась ортодоксальной, и все они были, таким образом, способны к гибкому приспособлению. Оба региона, особенно Конго, также имели длительный контакт с христианством. Население Конго считало себя христианами, в Дагомеи также присутствовало некоторое знание христианства. После того, как люди из этих регионов попали на Гаити, они стали развивать национальные общины, основанные на взаимной помощи и поддержке людей из их родных областей, а жизнь на плантациях вынудила людей из различных областей Африки жить близко друг к другу. Смесь христианства и вуду обеспечила связи между различными общинами.

Ключевой частью ритуалов вуду являются музыка и танцы. От зла спасают очистительные жертвоприношения и талисманы. В качестве святилища вудуисты выбирают обычное жилище (хунфор - святилище).

Основные атрибуты культа:митан (столб - «дорога богов») и чёрные свечи. Трое барабанщиков, выстукивая чёткий ритм, причём каждый свой, возвещают об открытии церемонии. После чего поётся песня-прошение, обращённая к лоа (искажённое французское «roi»)Легбе: «Папа Легба, отвори ворота. Папа Легба, отвори ворота и дай мне пройти. Отвори ворота, чтобы я смог возблагодарить лоа».

Танцуя вокруг столба-шеста, мамбо (колдунья), вместе со своей помощницей унси и помощником ла пласом, струйкой воды из кувшина создают вокруг шеста магический круг в честь Папы Легби и охранителя дома Огуна Феррея (Ogou Fer), дабы отогнать от себя и присутствующих злых духов. Унган или мамбо посыпает пол мукой и чертит веве (символы лоа). Затем обязательна экстатическая пляска (билонго) под звук барабанов. Женщины участвуют в церемонии в белых платьях, а мужчины в костюмах. Когда публика достаточно разогрелась, бокор пускает петуха, которому отрубают голову. После этого участники сантерии (церемонии) впадают в транс и на них нисходит благодать духов (лоа). Жертву подвешивают за ноги вниз головой и вспарывают живот ритуальным кинжалом.

Пантеон вуду чрезвычайно обширен и не поддаётся строгой классификации. В него включаются как собственно африканские божества, так и божества, заимствованные из других религий: католические святые, духи местного индейского населения и проч. Кроме того, в каждой общине жрецы могут организовывать поклонение собственным божествам местного значения, такими божествами часто становятся прежние руководители общины.

Тем не менее, можно попытаться выделить определённое количество наиболее значимых божеств в пантеоне вуду:
- Агве (Agwe) - дух воды, покровитель моряков и путешествующих по воде.
- Барон Суббота (Baron Samedi, Ghede) - дух смерти и загробного мира. Изображается в виде скелета (черепа) в цилиндре с сигаретой и черных очках. Одержимый им пьет ром.
- Барон Каррефур - дух несчастий, неудач и покровитель чёрной магии.
- Дамбала - дух, связанный со змеями (Святой Патрик).
- Легба (Legba) - дух дверей (Святой Петр, ибо по традиции Пётр изображался с ключами от Рая).
- Эрзули Фреда (Erzuli Freda- Дева Мария) - дух любви в виде прекрасной непорочной девы в наряде невесты. Её символ - сердце. Её цвета - красный и голубой.
- Симби - дух водных источников (пресных).
- Огун (Ogu) - дух огня и молний, бог железа и войны, покровитель кузнецов и воинов.
- Мама Бриджит - супруга Барона Субботы.
- Марасса (Marassa) - духи-близнецы.
- Мадемуазель Шарлот - покровительница молоденьких девушек.
- Собо (Sobo) - дух в виде французского генерала.
- Согбо (Sogbo) - дух молний.
- Ти-Жан-Петро (Ti-Jean-Petro) - злой дух в виде одноногого или хромого карлика, муж Ezili Danto.
- Эшу Рэй (Exu Rei) - управляющий духами Лоа. Ему подчиняются все живые и мёртвые.

В 1791 году на Гаити вспыхнуло восстание под предводительством вудуистов. К тому времени в западной части острова испанские власти сменились французскими. Воспользовавшись тем, что дух французов был сломлен поражением монархии во время Французской революции, вудуисты решили тоже начать свою борьбу. Восстание началось 14 августа в городке Буа-Кайман. После кровавого жертвоприношения верующие впали в религиозный транс и пошли уничтожать своих господ. Это было страшное время, настоящая резня, в которой не щадили ни женщин, ни детей. Чёрные в демоническом экстазе захватывали целые города, в которых к ним присоединялись все бывшие угнетённые. Восстание продолжалось до тех пор, пока в стране не осталось ни одного белого человека. И в 1804 году, после полной победы, Гаити стала независимой республикой, а религия вуду – официальной религией государства. До сих пор культа вуду придерживаются более восьмидесяти процентов населения. Понятно, что достигнутая таким кровавым путём независимость, не могла быть поддержана развитыми странами.

Поэтому Гаити долгое время находилось в экономической блокаде со стороны Америки и Европы. Но когда, наконец, гаитянские власти разрешили католическим священникам въезжать в страну, экономическая изоляция была снята.

Наиболее видной фигурой в истории американского вуду была Мэри Лаво (Marie Laveau), легендарная «Королева Вуду». Благодаря древним обрядам вуду она имела сильное влияние как среди обычного народа, так и среди аристократического дворянства, что почти невообразимо для черной женщины во времена рабства. Согласно легенде, один богатый джентльмен в Новом Орлеане в 1830 году был очень встревожен будущим своего сына, обвинявшегося в убийстве. Джентльмен обратился к местной женщине, известной за ее способность обеспечить сверхъестественную помощь в безнадежных ситуациях. Он предложил ей свой собственный дом на улице Святой Анны во Вьё Кер, если она сможет спасти его сына от несправедливости. В день суда Мэри, которая с детства была католичкой, посетила Собор Святого Луи. Она провела утро в молитве, держа три гвинейских перца во рту.

Затем она вошла в Кабильдо, здание суда, смежного с Собором. Мэри убедила уборщика позволить ей войти в пустой зал суда. После этого колдунья спрятала гвинейские перцы под стулом судьи и ушла. Через некоторое время состоялся суд. Спустя некоторое время после начала заседания джентльмен вышел из суда со своим сыном; молодой человек был признан невиновным и освобожден. Мэри Лаво немедленно стала известной в пределах всех классов общества Нового Орлеана, включая элиту - местных аристократов французского и испанского происхождения.

В 1881 году Мэри Лаво умерла и была похоронена на кладбище Святого Луи. Ее могила посещается приверженцами вуду и любопытными круглый год. Многие помещают на ее могиле небольшие жертвоприношения, а некоторые рисуют мелом на ее каменной могиле кресты. Многие полагают, что 23 июня, в канун дня святого Иоанна, дух Мэри поднимается из могилы. В этот день проводится захватывающий ритуал поклонения Королеве Вуду.

В России общее число приверженцев вуду невелико. Они, как правило, оказываются оторванными от основной традиции. В России имеется община вуду новоорлеанской традиции в Архангельске, поддерживающая связь с новоорлеанским Voodoo Spiritual Temple.

Легендарный сингл британцев The Prodigy, вошедший в число самых успешных записей группы. Клип, снятый на композицию «Voodoo People», содержит видеовставки реальных церемоний вуду:

источники

http://www.nat-geo.ru/travel/36586-proklyatya-vudu/

http://www.yoruba.su/showthread.php?t=189

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=75608

http://bibliotekar.ru/9vudu.htm

http://directmagic.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=143&Itemid=302

Продолжим разговор на религиозные темы: посмотрите на или например Вот вам информация про и . Вот иногда бывает ну и живут такие люди как Вспомним еще про Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -