Религия в грузии. Грузия была мусульманской страной Религия армении и грузии

Большинство грузин исповедуют православное христианство. Грузия - вторая страна в мире (после Армении), принявшая христианство в качестве государственной религии в 326 г. н.э. Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь - одна из древнейших христианских церквей в мире. Ее юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали, а также на территорию частично признанных Абхазии и Южной Осетии и на север Турции.

В Грузии на протяжении веков помимо православных христиан проживали последователи и других христианских направлений (монофизиты, католики, лютеране), а также иудеи и мусульмане (шииты, сунниты, суфии). Грузины южных и юго-западных районов (Аджара и др.) исповедуют ислам суннитского толка. Азербайджанцы, ассирийцы и курды, проживающие в Грузии, тоже мусульмане. Армяне, греки и русские имеют собственные православные церкви. Также в стране проживает небольшое число католиков. Между верующими различных конфессий никогда не было вражды на чисто религиозной почве. Основой мирного сосуществования было терпимое отношение православия, как ведущей религии страны, к другим конфессиям.

До IV века н.э. (времени, когда на грузинских землях официально утвердилось христианство) здесь были сильны языческие традиции. В высокогорных частях страны патриархальный семейный уклад способствовал наличию сильного культа предков. На этой основе развивались политеистические верования, большой пантеон богов. Каждый из них имел собственное имя, образ (как правило, человеческий) и властвовал в определённой сфере жизни. Кроме того, грузины обожествляли растения и животных, поклонялись горам, долинам и камням. Повсеместным также было почитание идолов - статуй, изготовленных из различных материалов. Основными кумирами в языческой Грузии были Луна и Солнце. Традиционное обожествление последнего помогло распространению на этих землях митраизма. На заре становления в Грузии христианской религии большое влияние на её территории имело маздеанство (поклонение огню). Эта религия активно насаждалась с территории современного Ирана.

ПЕРВОХРИСТИАНСКИЙ ПЕРИОД

По преданию, христианство Грузия приняла практически из первых рук. Православные легенды гласят, что впервые весть о Христе на землю Иверии в I веке принес один из 12 апостолов — Андрей Первозванный. В те времена на территории современной Грузии существовали два крупных государства: Восточно-Грузинское Картли (по-гречески Иверия), Западно-Грузинское Эгриси (по-гречески Колхида). В этот край, который много позже назовут Грузией, Андрей пришел не самовольно, а по желанию Девы Марии, которая отправила апостола в избранный ею удел. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.

Известно четыре удела Божьей Матери — четыре земных святых края, к которым Богородица наиболее благосклонна и которые находятся под ее особым покровительством. Эти уделы: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция), Киево-Печерская Лавра (Украина) и Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия). Но лишь один из этих уделов — целая страна. По православному преданию, покров Девы Марии простерт над всей Грузией (древней Иверией), которая одной из первых услышала весть о Христе и начала поклоняться Ему.

======================================================================================

После вознесения Иисуса Христа на небо, Его ученики (апостолы) стали бросать жребий, чтобы узнать, кому из них в какой стране проповедовать Евангелие. Пресвятая Богородица также захотела участвовать в жребии. По этому жребию Ей досталась Иверийская земля. Получив с радостью этот жребий, Пречистая Богородица хотела тотчас же отправиться в Иверию. Но Ей явился ангел Божий и сказал: «Не отлучайся теперь из Иерусалима, но оставайся до времени здесь; доставшийся же Тебе по жребию удел просветится светом Христовым впоследствии, и владычество Твое будет пребывать там. А вместо себя пошли на проповедь Слова Божия Андрея Первозванного».

Дева Мария пожелала, чтобы Иверия узнала ее в лицо. По преданию, Богородица попросила принести ей чистую доску и приложила ее к лицу. На доске в точности отпечатался образ Богоматери. Святой Апостол Андрей Первозванный взял с собой этот нерукотворный образ и отправился на проповедь Евангелия. Он проповедовал как в Западной, так и в Восточной Грузии. Это подтверждают не только грузинские хроники, но и также греческие и латинские церковные авторы. Уже в первом же городе, куда он пришел, ему сопутствовала удача. Местные жители уверовали во Христа и попросили Андрея оставить им образ Богородицы, которая через апостола передавала свое благословение избранной стране. Но Андрей поступил иначе: по примеру Девы Марии попросил чистую доску и приложил к ней чудотворную икону. Образ с точностью отразился на новой доске, и отпечаток Андрей оставил новообращенным жителям.

Апостол Андрей проповедовал и крестил в разных местах Восточной и Западной Грузии, Абхазии и северной Осетии. В городе Ацхура (недалеко от Боржомского ущелья) по молитве Апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Cвятое Крещение. Там Апостол основал церковь и оставил чудотворный образ Божией Матери, который пользовался великим почитанием не только у христиан, но и среди неверующих горцев. Сейчас нерукотворный образ находится в Гаенатском монастыре, недалеко от Кутаиси, и называется Ацхурским (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа). Часть мощей Андрея Первозванного находится в Храме Светицховели (город Мцхета).

В Грузии проповедовали и своим присутствием благословили эту землю также Апостолы Матфей, Фаддей, Варфоломей и Симон Кананит . Варфоломей и Фаддей проповедовали в Восточной Грузии, а Симон и Матфей - в Западной. Существует мнение, что в крепости Гонио (регион Аджара) находится могила апостола Матфея. Наличие христианских храмов в Грузии I-III веков подтверждается археологическими находками и упоминаниями о местных епископах.

СТАНОВЛЕНИЕ ГРУЗИНСКОЙ ЦЕРКВИ

Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям со стороны правящих царей. Многие христиане во время этого гонения приняли мученичество вместе с апостолом Симоном Кананитом (вскоре могила Симона Кананита, находящаяся в горах Абхазии близ Сухуми, сделалась предметом глубокого почитания). Христианам приходилось скрываться в горах и лесах для общих собраний и молитв.

Однако уже в 326 году христианство стало государственной религией Иверии (Картли) благодаря проповеди святой равноапостольной Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня - в Грузинской Церкви эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой Богородицы, святая Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову, став инициатором строительства множества храмов в память великомученика Георгия Победоносца , который являлся ее близким родственником. Грузия избрала святого Георгия своим небесным покровителем. Также Пресвятая Богородица считается небесной покровительницей страны. Святая Нино сначала крестила царицу Нану, потом царя Мириана.

Царь Мириан построил первый храм Двенадцати апостолов (Светицховели) в столице государства - Мцхете, и, по совету святой Нины, отправил послов к императору Константину I Великому (272-337), прося прислать епископа и клир, которые продолжили бы обращение грузин. В этом же 326 году император Константин прислал в дар Грузии часть древа Животворящего Креста, один из гвоздей, которыми было прибито Тело Спасителя к Кресту, мощи святых, богослужебную утварь, а также прислал епископа и духовенство. Тогда же царское семейство, знатные вельможи и народ картлийский приняли Святое Крещение в водах реки Арагви.

Церковные хроники сообщают о том, что император Константин также подарил первому грузинскому христианскому царю Мириану III (265-360/361) землю около Иерусалима, где впоследствии в VI веке был построен знаменитый монастырь Святого Креста и где, по некоторым сведениям, окончил свою жизнь великий грузинский поэт Шота Руставели .

Сначала «молодая» грузинская церковь подчинялась Антиохийской Церкви. Существует мнение, что Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью еще со времен царя Мириана III, но полную автокефалию (самостоятельность) получила лишь в V веке. Именно в 467 году при царе Вахтанге I Горгасали (440-502) Грузинская Церковь стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в городе Мцхета (резиденция верховного Католикоса). Святой царь Вахтанг Горгасали создал основы нового автокефального церковного устроения: во главу иерархии был поставлен архиепископ с титулом католикоса, увеличено число епархий до 12, образован Синод, состоявший как минимум из 14 архиереев. При нём был отстроен в камне Мцхетский храм Светицховели, намечен перенос столицы в Тбилиси, где Вахтанг Горгосали заложил основание Сионского собора .

В 30-е гг. VI века был сделан следующий шаг к расширению автономии Грузинской Церкви - при византийском императоре Юстиниане было предоставлено право избирать католикоса из представителей грузинской иерархии. Так, во время правления грузинского царя Парсмана V (ок. 540-558) католикосом стал грузин Савва I (542-550) и «от сей поры уже не привозили католикосов из Греции, но назначали их из знатных родов грузинских».

В царстве Лазика (территория современной Западной Грузии) христианство также стало господствующей религией в IV веке. Это подтверждают некоторые церковные историки и археологические раскопки древней столицы Лазского царства - города Археополиса (современный Накалакеви, Сенакский р-н Грузии). После восстановления прямого контроля Византии над Западной Грузией в середине VI века здесь были учреждены церковные кафедры, состоявшие в ведении Константинопольской Церкви.

В VI веке в Грузии начинается новая веха в истории христианства. Из Антиохии в Иверию по велению Божьей Матери приходят 13 ассирийских отцов , которые упрочили христианскую веру и стали основоположниками монашества в Грузии . Их называют вторыми апостолами Грузии. Основанные ими монастыри до сих пор являются крупными религиозными центрами станы.

Монастыри ассирийских отцов

В VI веке Грузинская Церковь на некоторое время подпала под влияние монофизитской Армянской (Григорианской) Церкви, но уже в 608-609 гг. порвала с ней, признав решения Халкидонского Собора (IV Вселенский Собор, 451 год). Армянская Церковь решения этого Собора не приняла.

Епархии Западной Грузии подчинялись Константинопольскому престолу до IX века. Восточно-грузинская (Картлийская) Церковь на протяжении VI-IX вв. старалась распространить свое влияние на Западную Грузию и активно вела там церковное строительство. К X веку церковная кафедра Западной Грузии отделилась от Константинопольского Патриархата, что сыграло впоследствии значительную роль в формировании единого Грузинского царства. Также в Западной Грузии с IX века греческий язык в богослужении был заменен грузинским, появились и первые эпиграфические памятники на грузинском языке.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИСЛАМУ. ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ

На заре своей самостоятельной церковной жизни Грузия была вынуждена начать многовековую кровопролитную борьбу с исламом, носителями которого выступили прежде всего арабы. С VII века арабы захлестнули обширные земли Персидской и Византийской держав, выдохшихся во взаимной борьбе. В VIII веке Грузия подверглась страшному опустошению со стороны арабов во главе с Мурваном, прозванным «Глухой» за беспощадность. Несмотря на стойкое сопротивление грузин, значительный перевес в силах привёл к подчинению многих земель Грузии, её раздроблению и частичной исламизации. К X столетию в ряде мест Грузии, но не среди самих грузин, был насажден ислам. В 931 году осетины разрушили свои христианские храмы и приняли магометанство.

Однако Православие сохранялась среди грузин, и некоторые грузинские земли добивались независимости. В IX веке возникает новое Тао-Клареджетское царство (ныне территория Турции), ставшее средоточием противостояния арабам и крупным культурно-религиозным центром. Царство основал Ашот I Багратиони (?-826) — грузинский царь Картли, вступивший в союз с византийскими императорами с целью освобождения Грузии и Армении от арабского владычества и принявший титул куропалата. Столицей стал город Артанудж, удачно расположенный вдоль Великого шёлкового пути. Ашот I Багратиони создал обширное и сильное княжество, с ним считались современные ему грузинские и иноземные государственные деятели. Весьма ценили его и потомки. В середине X века государство достигло вершины своего могущества при куропалате Давиде III (?-1001). Давид III проводил политику объединения Грузии, в которой он добился успеха, посадив на абхазский престол своего ставленника — Баграта III-го. При куропалате Давиде, Грузинское царство украсилось сетью новых храмов и монастырей: монастырь Тбети, храм Долискана, монастыри Хахули, Ишхани и множество других. Особую ценность представляет храм Ошки Х века - блестящее творение древнегрузинских зодчих.

В 1008 году абхазский царь из династии Багратиони, Баграт III (960-1014), объединил свои земли с Тао-Кларджети, а затем завоевал Кахети. Столицей объединённой грузинской монархии стал Кутаиси. После объединения Западной и Восточной Грузии при царе Баграте III, юрисдикция Мцхетского католикоса распространилась и на Западную Грузию. Первое время во главе церкви еще находилась два католикоса, хотя главным считался Мцхетский католикос.

В 1054 году, во время раскола Христианской Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе, вновь возник вопрос о законности автокефалии Картлийской Церкви, полученной при святом царе Вахтанге Горгасали в V веке. Благодаря настоятелю Иверского монастыря на Афоне, преподобному Георгию Святогорцу (1009-1065) автокефалия Грузинской Церкви была сохранена. В 1057 г. прп. Георгий Святогорец посетил Антиохию и вступил в диспут с Антиохийским патриархом Феодосием III. Опираясь на преемственность Картлийской Церкви от апостолов Андрея и Симона Кананита, постулаты церковного права и факты истории Церкви, прп. Георгий доказал правомочность автокефалии Церкви Картли и безосновательность претензий Антиохийской Патриархии.

Новая волна разрушений нахлынула во второй половине XI века, когда в Грузию вторглись турки-сельджуки, уничтожавшие храмы, монастыри, поселения и самих православных грузин. Однако, освобождение от арабского владычества и объединение грузин в единое царство создало предпосылки для последующего расцвета.

Во 2-й половине XI века Грузинская Церковь испытывала внутренний кризис: епископские кафедры занимали выходцы из знатных семей, нередко люди светского образа жизни, иногда кафедры передавались по наследству членам семьи или рода, существуют документально подтвержденные сведения о случаях симонии (продажа и покупка церковных должностей, духовного санa, церковных таинств и священнодействий (причастие, исповедь, отпевание), священных реликвий и т. д.).

Грузинский царь Баграт IV (1018-1072) пытался навести порядок в Церкви. Но реально это удалось сделать только великому царю Давиду IV Строителю (1073-1125). В личной жизни царь отличался высоким христианским благочестием, был духовным книголюбом и не расставался со Святым Евангелием. Необходимо было централизовать церковное управление, искоренить симонию и установить порядок передачи кафедр по наследству, поставить на высшие церковные должности поддерживавших политику царя священнослужителей.

Давид IV успешно возглавил борьбу с сельджуками и способствовал упорядочению церковной жизни, строил храмы и обители, основал Гелаткий монастырь и при нем - духовную академию. В 1103 году он созвал Руисско-Урбнисский Собор, утвердивший православное исповедание веры и принявший каноны для направления жизни христиан. Церковь была превращена в оплот царский власти. При царе Давиде Строителе в Православие были обращены кочевники-кипчаки.

Знаменитая царица Тамар (1166-1213) продолжала дело своего прадедушки, царя Давида Строителя. Она сохранила и расширила свою державу от Чёрного до Каспийского морей, способствовала широкому распространению христианства по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. Легенды приписывают ей почти все замечательные памятники прошлого своего народа, в том числе многие башни и церкви на вершинах гор. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 году сделал Грузию могущественнейшим христианском государством во всём Восточном Средиземноморье. При святой Тамаре в стране появилось большое число людей просвещённых, ораторов, богословов, философов, историков, художников и поэтов. Были переведены на грузинский язык сочинения духовного, философского и литературного содержания.

В XII-XIII вв. влияние Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) распространилось на соседние страны Северного Кавказа: так, в ее юрисдикцию вошли церкви с грузинским населением в Осетии, где возводились также новые храмы, в Дагестане образовалась епископская кафедра. Церковь поддерживала культурные связи с армянами: на армянский язык переводились сочинения грузинская авторов (например «Картлис Цховреба», «Жизнь царя царей Давида»), в Армении существовала «грузинская обитель» - монастырь Пгндзаханк. Грузинская Церковь имела множество монастырских и церковных центров за рубежом: Крестовый монастырь в Иерусалиме, монастырь Петрицон (Бачковский), церковь св. Георгия в Фустате (Аль-Хамра) и в Каире и др. В XI-XIII вв. Грузинская Церковь придерживалась принципа свободы вероисповедания: иудеи имели одинаковые права с православными, лояльным было отношение к католической Церкви.

В начале XIII века Грузия распалась на 2, а позже - на 3 царства (Картли, Кахети, Имерети) и 5 княжеств. В 1220 г., в правление царя Георгия IV, в Восточную Грузию вторглись монголы. Нашествие в 1226 году хорезмшаха Руми Джалал ад-дина расшатало государство и Церковь: были разорены и осквернены храмы, на их месте выстроены мечети, происходило массовое истребление православных грузин. Упадок экономики сопровождался и падением нравов: укоренилось многоженство, особенно в высших слоях общества (даже в царской семье). Анонимный летописец XIV века сообщал, что в Патриаршество католикоса Николая (ок.1250-1282) «царство, храмы и Мцхета с окрестными землями и монастыри никем не защищались, т.к. знать заботилась только о своих владениях». Начались посягательства азнауров на церковные владения.

Начиная с XIII века - со времени присылки в Грузию папой Григорием IX доминиканских монахов в ответ на просьбу царицы Русудан (1194-1245), дочери царицы Тамар, оказать военную помощь в борьбе с монголами - и вплоть до первых десятилетий XX века, в Грузии проводилась настойчивая католическая пропаганда. Многие папы Римские присылали к грузинским царям, митрополитам и вельможам послания, домогаясь склонить грузин к своему вероисповеданию. Однако, все эти попытки окончились безрезультатно, а на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1439 гг.) грузинские архиереи проявили свою верность Православию, отказавшись принять унию (союз) с Римо-католической Церковью.

В 30-х гг. XIV века царь Георгий V Блистательный (1286-1346), сын святого царя Димитрия Самопожертвователя, своей гибкой политикой сумел ослабить монгольское влияние в Грузии, а затем и вовсе освободил страну от монгол (1335 год), объединил Восточную и Западную Грузию, возродил государственность и экономику страны. Грузия под властью Георгия V вновь превратилась в сильное государство, с которым считались соседние страны. Оживились культурные отношения с соседними христианскими странами. Египетские султаны, под властью которых в то время находились все святые места в Палестине, предоставили грузинам особые привилегии - им было разрешено на конях и с развернутыми знаменами без уплаты пошлины въезжать в Иерусалим.

Георгий Блистательный с самого начала царствования проявлял заботу об улучшении тяжелого положения грузинских обителей в Иерусалиме. Так, грузинам была отдана церковь Аль Хамра (святого Георгия), в 1308 году - Голгофа, также грузины получили ключ от Гроба Господня. Был возобновлен Крестовый монастырь, выстроена новая церковь в Иерусалиме. Греческая сторона передала грузинам монастыри св. Иакова, святителей Иоанна Богослова, Феодора, Димитрия, великомученицы Екатерины и др. В самой Грузии на особом положении находились царские монастыри Шиомгвиме, Гелати и Гареджи . Царствование Георгия Блистательного считается периодом возрождения как государственного, так и церковного законодательства.

С 1386 по 1403 года полчища Тамерлана вторгались в Грузию 8 раз. Эти вторжения отличались особой жестокостью: войска Тамерлана разрушили большую часть городов, церквей и монастырей, вырубили сады, виноградники и леса, сожгли хлебные поля, физически уничтожили большую часть населения. В результате значительных разрушений страны и уничтожения большой части населения, одни епархии были упразднены, другие объединены. По словам одного арабского летописца, «неверных здесь взмахами мечей отправляли в ад». Армянские историки считают, что убитых было больше, чем оставшихся в живых. Тамерлан вывез много церковных ценностей и книг. В 1401 году царь Георгий VII (1393-1407) и Тамерлан подписали договор, по которому грузинская сторона обязывалась платить дань и «в сражении поддерживать войском», за что была разрешена свобода вероисповедания для православных.

К концу 80-х гг. XV века грузинское государство окончательно распалось на 3 царства - Кахети, Картли и Имерети, а также владетельное княжество Самцхе-Саатабаго (Самцхе-Джавахети). Позднее в Западной Грузии в полунезависимые княжества превратились Гурия, Мегрелия, Абхазия и Сванети, которые фактически не признавали власть царя Имерети. Эти «малые Грузии» на протяжении 3 веков вели неравноправную борьбу против почти непрерывающейся агрессии Персии и Османской империи, а позднее и против набегов дагестанских племен (леков). Изоляция от внешнехристианского мира отразилась и на духовной жизни общества. Политический сепаратизм страны породил сепаратизм и в церковных кругах. Так в XV веке Церковь Западной Грузии выделилась из Грузинской Церкви как Абхазский (Западногрузинский) Католикосат, который не признавал верховную власть Мцхетского патриарха аж до упразднения в 1814 году. Резиденция Абхазского католикоса находилась в Бичвинте (нынешний город Пицунда). Абхазский (Западногрузинский) Католикосат всячески поддерживал Антиохийский патриарх.

ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА КАК НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Грузия - одна из тех стран, где религия сыграла ключевую роль в становлении национальной государственности и самосознания. Для грузин сохранить свою веру всегда считалось, как сохранить нацию, государство. И Грузия постоянно защищала свою православную веру от многочисленных завоевателей (персов, арабов, монголов, турок), и смогла сохранить и пронести ее через века. За веру Христову приняло мученическую смерть множество людей, как духовного и царского звания, так и простых граждан. Они были возведены Грузинской Церковью в лик святых.

Мировая история не знает такого примера самопожертвования, когда одновременно 100.000 человек приняли мученический венец. В 1226 году жители Тбилиси, отказались выполнить приказ Хорезмшаха Джалалетдина - пройти и осквернить иконы, положенные на мосту Метехи. Были казнены мужчины, дети и старики (их память грузины чтят 31 октября/13 ноября). В 1386 году орда Тамерлана уничтожила монахинь Квабтахевского монастыря (на полу храма до сих пор видны отпечатки сожженных тел Квабтахевских мучениниц). По народному преданию, Тамерлан приказал подвести к Калоубанской церкви в Тбилиси детей и затоптал их конницей.

В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса приняли мученическую смерть 6.000 монахов Давид-Гареджийского монастыря. В конце XVII века царь Арчил II (1647-1713) собрал кости мучеников и упокоил их слева от алтаря храма Давидгареджийской лавры.

В конце XVII века бандой лезгин (леков) вместе с другими монахами Гареджийской лавры св. Давида были замучены Гареджийские преподобномученики Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел. Изрубленные куски тел мучеников захоронили на юге от могилы св. Давида Гареджийского.

Именно в XVI-XVII вв. понятие «грузин» стало идентичным понятию «православный». Грузины, перешедшие в друшую веру, с этого времени стали называться негрузинами: грузин-католиков называли «пранги» (француз), грузин-монофизитов - «сомехи» (армянин), грузин-мусульман - «татари» (татарин).

В списке святых мучеников такие известные имена, как: царица Шушаник (V век), царь Арчил II (VI век), князья Давид и Константин Мхеидзе (VIII век), Або Тбилисский (VIII век), царь Димитрий II (XIII век), царь Луарсаб II (XVII век), царица Кетевани (XVII) и мн. др.

Грузинские святые и мученики

И в наши дни православная религия играет важную роль в жизни грузин. В опросе, проведенном в 2012 году, людей просили оценить, что важно в восприятии человека грузином. Результаты опроса показали, что 74% граждан Грузии считают, что это православие. Для 89% важно иметь предков-грузин, быть гражданином Грузии - 67%, провести большую часть жизни в Грузии - 66%, уважать грузинские законы и традиции - 86%.

Исходя из представленных цифр, можно сделать вывод, что граждане Грузии гордятся: а) своей национальностью и вероисповеданием, б) большее значение придают этнической принадлежности и религии, чем более широким понятиям идентичности, и в) считают обязательными атрибутами для того, чтобы считаться «грузином», православие, соблюдение традиций и этническое происхождение.

РОЛЬ РЕЛИГИИ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ГРУЗИИ

На протяжении почти всего исторического пути, который прошла Грузия, православное христианство существенно влияло на культурное и духовное развитие страны. Здесь было построено множество церквей и монастырей, которые стали центрами просвещения. Духовные лица составляли и переписывали хроники, становились авторами жизнеописаний мучеников и святых. По мнению многих исследователей, «мргвловани» - специфический тип грузинской письменности - получил распространение на этой земле именно благодаря православию.

В Грузии существовали две академии: при монастырях Гелати и Икалто. Академия в Гелати была основана царем Давидом IV Строителем (1073-1125). Здесь работали лучшие ученые, философы и мыслители того времени. Здесь находилась богатейшая библиотека, изучались математика, астрономия, физика. Кроме того, Гелати являлся крупным духовным центром. В старинном монастыре Икалто (VI век) Давид Строитель также основал академию , которая была одним из важных культурных и просветительских центров Грузии и вошла в историю тем, что в ней учился великий грузинский поэт Шота Руставели (1160/1166-1216).

Многие знаменитые грузинские христианские храмы - Светицховели, Джвари, Алаверди, Гелатский монастырь, Храм Баграта, Зарзма и многие другие - признаны выдающимися архитектурными шедеврами. На грузинской земле находится множество христианских святынь, к которым осуществляют паломничество христиане со всего мира.

Христианские святыни в Грузии

Хитон Господень ● Крест Святой Нино ● Риза и Пояс Пресвятой Богородицы

Ацкурская икона Божией Матери ● Милоть (плащаница) святого пророка Илии

Рассказы христианских пастырей об ужасах ада и райском блаженстве способствовали небывалому всплеску народного творчества. На основании проповедей поборников новой веры в те времена было создано множество стихотворений, легенд и сказаний. В них ярко и образно описывается загробная жизнь, благодатная и безблагодатная, грешная и праведная, обитель ангелов и владение бесов. Проблема свободы выбора становится стержнем и сущностью этих поэтических созданий народного творчества. Какой жизни отдать предпочтение, чтобы душа, отделившись от плоти, безмятежно предстала на суд Господень? Говорится в этих стихотворениях и о важности церковной жизни. Все, кто отказывается блюсти ее уставы, посещать богослужения и следовать традициям обрядности, причисляются к силам зла и греха. Злые души попадают в ад, а добрые — в рай. Добрые души привечают ангелы, а злые утаскивают в преисподнюю черти. Для жителей той далекой эпохи это было познавательно-эмоциональным откровением.

Первыми произведениями Грузинской церковной литературы, дошедшими до нас, считаются переводы книг Священного Писания, которые отличаются совершенством литературного стиля. Вскоре после принятия христианства, в Грузии зарождается агиографическая (мартирологическая и житийная) литература, в которой подробно освещается борьба Грузинского народа против иноземных захватчиков. «Мученичество святой царицы Шушаник» — древнейший дошедший до нас памятник оригинальной грузинской литературы (476-483 года создания писания). Самая ранняя сохранившаяся рукопись восходит к X веку. Автор сочинения — Яков Цуртавели, современник и участник описанных событий. Однако на сегодняшний день существует мнение, что самым ранним грузинским произведением является «Житие святой Нины» (Цминда Нинос цховреба). Другим древнейшим агиографическим памятником является «Мученичество Або Тбилели» . Иоанэ Сабанидзе написал его деяния и мученичество по благословению католикоса Картли Самуила VII.

Позже появляются произведения житийной грузинской литературы, такие как «Житие Серапиона Зарзмели» (вторая половина X века) автор Василий Зарзмели и «Житие Григория Хандзтели» (951 год) автор Георгий Мерчуле. «Житие Григория Хандзтели» является одним из лучших агиографическо-национальных произведений грузинской литературы.

К X веку наивысшего расцвета достигает грузинская гимнография, один из видов религиозной поэзии. Первые памятники грузинской гимнографии датируются VIII-IX веками. В X веке уже существует огромный сборник песнопений, снабжённый нотными знаками. Помимо византийской ямбики, грузинские церковные поэты также использовали размеры грузинской народной поэзии. Самым известным произведением грузинской гимнографии является «Похвала и славословие грузинского языка» написанное подвижником Саввинского монастыря в Иерусалиме.

В XI-XII веках высоко развивается церковно-философская и богословская литература.

ПОТЕРЯ АВТОКЕФАЛИИ ГРУЗИНСКОЙ ЦЕРКВИ В XIX ВЕКЕ

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. В 1811 году Грузинская Церковь потеряла автокефалию и получила статус - Грузинский экзархат Святейшего Правительствующего Синода Православной Российской Церкви . Католикос Антоний II, имевший статус постоянного члена российского Святейшего синода, был уволен от управления духовными делами Грузии, а вместе с тем упразднено и звание католикоса. Главе Грузинского духовенства велено было именоваться митрополитом Мцхетским и Карталинским со званием члена Святейшего Синода и экзарха Грузии. Первым экзархом стал Варлаам (Эристави). Число епархий, доходившее тогда в Грузии до 13, было сокращено до двух - Мцхетско-Карталинской и Алавердско-Кахетинской.

Последний католикос-патриарх Западной Грузии Максим II (Абашидзе) (1776-1795) с дипломатической миссией дважды побывал в России, скончался во время 2-го путешествия (30 мая 1795) в Киеве и был похоронен в Киево-Печерской лавре. Его преемником имеретинский царь Соломон II назначил митрополита Кутаисского - Досифея (Церетели) (1795-1814), ставшего местоблюстителем католикоса-патриарха и последним «управителем Католикосата». В 1814 году (по другой версии, в 1820) была упразднена автокефалия Западногрузинской Церкви, территория Абхазского Католикосата вошла в состав Грузинского Экзархата РПЦ.

В 1817 году была открыта Тифлисская духовная семинария, в 1894 году - Кутаисская духовная семинария, а вдобавок к ним - многие епархиальные женские училища и церковно-приходские школы. На грузинском языке издавалась религиозно-нравственная литература, проводились чтения, духовные концерты и т.п.

Много было сделано на поприще миссионерской деятельности в продолжение трудов известного благовестника Северного Кавказа святого Иоанна Манглисского и Осетинской духовной комиссии, на базе которой в 1860 году возникло Общество восстановления христианства на Кавказе .

После Варлаама (Эристави) с 1817 года экзархами назначали епископов-негрузин, что приводило к разладу в церковной жизни из-за незнания последними грузинских традиций и насаждения ими русской церковной практики. Было введено богослужение на церковнославянском языке и русские песнопения. В конце XIX века стало набирать силу движение за восстановление грузинской автокефалии, которое поддержали как представители духовенства, так и видные миряне во главе с князем Илией Чавчавадзе. После паде-ния российской монархии недовольство грузинского духовенства синодальной русской политикой приняло формы автокефалистского и антирусского движения; русские епископы в несколько месяцев вынуждены были покинуть свои кафедры.

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В ГРУЗИИ В XXI ВЕКЕ

В 2001 году между правительством страны и руководством православной церкви был подписан конкордат (соглашение), согласно которому православной церкви в Грузии предоставлялись определенные преимущества по сравнению с другими конфессиями. Такая ситуация существовала до 2011 года.

7 июля 2011 года Парламент Грузии принял поправки к гражданскому кодексу, дающие возможность любым религиозным организациям, имеющим официальный статус хотя бы в одном из государств-членов Совета Европы, получить в Грузии юридический статус («субъекта публичного права»).

Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».

С 2014 года в Грузии начало свою деятельность Государственное агентство по религиозным вопросам. Организация создана при институте премьер-министра Грузии и осуществляет информационную, исследовательскую, научно-просветительскую деятельность, связанную с религиозными вопросами и выдает рекомендации. Эти исследовательские данные затем предоставляются правительству Грузии в целях более эффективного диалога между государством и религиозными организациями. Руководителем агентства является Заза Вашакмадзе.

Последние годы ознаменовались расцветом духовного песнопения и иконописи, массовым возвращением грузин к традиционной вере.

Чем мне приглянулась религия в Грузии? Наверное, самое главное, что когда я поднимался в главный храм Самеба (а это был не воскресный день), то мне навстречу спускалось большое окличество верующих. Причем, среди них, что самое главное, не было так называемых юродивых в массе своей, инвалидов. И было сранивтельно не много стариков. Шла в основном молодежь.

Для меня это было культурным шоком. Потому что, если мы будем посещать российские церкви, то в них мы увидим, наверное, больше пожилых людей. Как говорил сам патриарх Кирилл, церковь - это госпиталь души и здоровых там не так уж и много. Вот в Грузии как-то наоборот.

Поспрашивал уже теперь у своих грузинских друзей, почему у них так. Оказывается, у них там у всех свои настоятели. Почти у каждого юноши и девушки. В принципе, у каждого жителя. Молодежь студенческая часто на каникулах уезжает в монастырь, чтобы просто помогать там священникам, служителям монастырей. Есественно, за бесплатно. Сидели-сидели и подумали, ребят, поехали в монастыре поживем. Встали и поехали. Едут совершенно бескорыстно. Помогают.

Еще один интересный момент, Грузия действительно очень религиозная страна в отличие от современной России. Доверие к полиции у них, например, до реформы, было что-то около 7%, а после реформы стало - 92%. Невероятный скачок. Но они сами говорят, что выше уровень доверия среди жителей только к патриарху (каталикосу грузинскому) и к церкви - 96%. А теперь посмотрим, что у нас. У нас нет такого доверия к церкви среди населения. И не говорите мне про коммунистическую эпоху, которая, мол, вырезала веру. Она и там эта эпоха была. Своего каталикоса они считают почти что святым человеком. Грузины уверены, что после его смерти, он будет причислен к лику святых.

В самом Тбилиси очень много церквей. Они на каждом шагу. В них ходит очень много людей. Очень много, также, церквоных лавок и магазинов на улицах города. На одной улице я насчитал аж четыре подряд и 2 на противоположной стороне тут же. Ближайшая церковь, при этом, была метрах в 500. Представьте, уровень доверия жителей к церкви 96%. К полиции - 92%. К властям в разы меньше. Не это ли демократия?

Подумайте, 96%. Разве при таком проценте могло ли в их стране, их главном храме возникнуть что-то по типу Pussy Riot (письего бунта)? Не ставится вопрос, что бы с ними потом было. Посадили бы их или нет. Отделались бы они просто штрафом или нет. Это другой вопрос. Это вопрос к их демократии, особенностям судебной системы. А вот возможность такого случая как такового - вопрос здоровья общества. У них такого, мне кажется, не случилось бы. И не ставится тут даже вопрос, как у нас, что виновата церковь, что она такая сегодня, а должна быть вот такой. Не поднимаются они. У нас все виноваты и церковь, и общество. Мы такие, мы делаем церковь, церковь делает нас. Все зависит от всего, но все это - часть нашего общества. Ладно, это уже очень глубоко.

Это печально и немного завидуешь их отношению к религии, их отношению к церкви. В общем-то - их вере. К сожалению, в России сегодня такого нет. Но, какое общество, такие и попы. Мы не верующие люди по сравнению с ними. Вообще неверующие.

А теперь фотографии.


2.


3.


4.


5. Тут же можно сесть. Люди отдыхают. И пожилые и молодые. Не обращайте внимания, что много пожилых. Просто служба закончилась и молодежь пошла тут же заниматься своими делами. Пожилых осталось больше именно в этот момент просто.


6.


7.


8.


9. Батюшка с ребенком целуют крест.


10.


11. Кажется, эта икона - одна из современных святынь Грузии. Написана по заказу их каталикоса и на ней отражены все святые. Кажется, так.


12. грузинской веры.


13. Гораздо удобнее. Вместо стоек под каждую свечу, как то делают в российских церквях, здесь насыпают песок в ванночки и они удерживают свечки. Ставить так тоже гораздо удобнее для прихожан.


14.


15.


16.


17.


18.

Армения — первая страна, принявшая христианство в качестве государственной религии в 301 году. Это государство с богатейшей историей, уходящей корнями в сказание о Ноевом ковчеге, оставленном на горе Арарат. Армянское нагорье стало местом расположения и легендарного древнего государства Урарту, соперничавшего за право первенства в этом регионе с Вавилоном и Ассирией. Затем Армения попала под влияние Мидии, а вскоре стала частью Персидской империи Ахеменидов. Эта территория была завоевана Александром Македонским и вошла в состав обширного эллинистического мира. После смерти великого завоевателя армянское государство попало под протекторат сирийских Селевкидов.

Христианское вероучение стало распространяться по территории Армении еще в I веке нашей эры, впрочем как и в соседней Колхиде (нынешней ). Существует легенда, согласно которой армянский правитель Авгарь, узнав о появлении Спасителя на палестинской земле, отправил к нему своих послов с приглашением посетить столицу, Эдессу. В ответ на приглашение Спаситель отправил двух своих учеников Варфоломея и Фадея с благословением и Своим Нерукотворным Образом. Придя на армянскую землю из Ассирии и Каппадокии, они начали нести слово Божье в период с 60 по 68 годы нашей эры. В армянской традиции Фадей и Варфоломей стали известны как «Просветители армянского мира». Первые два века армянские христиане все еще притеснялись язычниками — их было большинство, а язычество оставалось государственной религией. Гонения на новую веру в Армении велись параллельно с гонениями в Риме. Оба тогдашних правителя Трдат III и римский император Диоклетиан считали первых христиан маргинальными элементами, разлагающими основы государственности. Однако, постепенно гнет на официальном уровне угасал и уже к началу IV века вовсе сошел на нет — в 313 году император Константин Великий подписал Миланский эдикт, узаконивший христианскую религию в Римской империи. Намерения Трдата были еще более радикальными — он решил в одночасье искоренить язычество, а христианство сделать единой верой для всех армян.

Левон II. (wikipedia.org)

Поводом такого поступка стала история о мученической гибели святых дев Рипсимеянок. Несколько христианских девушек — римлянок бежали от гонений на родине и, посетив Иерусалим, пришли в Армению, где и поселились неподалеку от города Вагаршапата. Трдат восхитился красотой одной из них, Рипсиме, однако не встретил взаимности, от чего пришел в бешенство и повелел казнить всех римлянок. Показательная казнь произошла в 300 году, а последствия ее тяжело сказались на душевном здоровье правителя: случившуюся с Трдатом болезнь часто называли «свиной», именно поэтому в изображении царя фигурировала свиная голова. А в это же самое время в заточении находился один из бывших сподвижников царя, христианин Григорий, которого Трдат обвинил в убийстве своего отца и посадил в яму со змеями и скорпионами. Проведя в нечеловеческих условиях 13 лет, Григорий чудом был освобожден, так как сестре царя приснился вещий сон, сообщающий, что только этот узник способен исцелить ее брата от душевного недуга. Освобожденный Григорий повелел предать земле со всеми христианскими почестями замученных рипсимеянок. И отслужив 66 дней проповеди, в конечном счете исцелил правителя. Восхищенный чудесами Григория, Трдат принял христианскую веру и сделал ее официальной религией Армении.

Святой Григорий Просветитель. (wikipedia.org)

Древнее грузинское государство в том же IV веке приняло христианство благодаря Святой Нино, которая с этого момента считается покровительницей Грузии. Как и в случае с Арменией, поводом для принятия христианства стало чудо исцеления, а в 324 или 326 году грузинский царь Мириан утвердил новую официальную религию. Святая равноапостольная Нино родилась в Каппадокии около 280 года. Происходя из весьма знатного рода, юная девочка в 12-летнем возрасте оказалась в Иерусалиме, где ее родители приняли сан священнослужителей. Оказавшись на воспитании у старицы Нианфоры, Нино с восторгом внимала ее рассказам о далекой и сказочной стране Иверии (нынешняя Грузия). Вдохновленная рассказами, Нино захотела однажды посетить эту страну и вскоре ей представился такой случай: однажды во сне ей привиделась Дева Мария, которая вручила ей крест из виноградной лозы, сказав — «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею». Этот крест и поныне хранится в кафедральном соборе Сиони в Тбилиси. Нино обратилась за благословением к своему дяде Иерусалимскому патриарху, который отпустил ее в далекую страну.

По пути в Иверию Нино едва не погибла от руки армянского правителя Трдата III, уже упоминавшегося выше в связи с крещением Армении. Чудом избежав смерти, Нино достигла Иверии в 319 году. Войдя в древнюю столицу Грузии, Мцхету, будущая покровительница всех грузин нашла приют в семье бездетного царского садовника. Молитвы святой Нино чудесным образом помогли жене садовника Анне, которая вскоре забеременела и после этой истории уверовала во Христа. Вскоре о чудодейственной Нино узнали сначала в ближайших окрестностях, а позже слухи дошли до грузинской царицы Наны, которая страдала от тяжелой болезни. Однако на царя Мириана чудесный случай с женой произвел обратный эффект — он возненавидел святую Нино и даже хотел убить ее.

Но после несчастного случая на охоте, царь, попав под грозу, ослеп и пообещал принять христианство в случае своего исцеления. Святая Нино вскоре исцелила Мириана и тот в благодарность уверовал в Бога и обратил в христианскую веру сначала всех своих подданных, а затем и весь иверийский народ. По преданию летописей святая Нино указала царю, где находится Хитон Господень и на том месте (в Мцхете) сначала возвели сначала деревянный, а затем каменный храм в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели. В 324 (или 326) году христианство стало официальной религией грузинского народа. После воцерковления Иверии, святая Нино отправилась в соседнюю Кахетию, где обратила в веру местную царицу Софию.


Святая Нино. (wikipedia.org)

Свершив свою благую миссию, святой Нино вскоре привиделся сон, в котором она узнала о своей скорой смерти. Она попросила царя Мириана прислать епископа Иоанна, чтобы тот ей помог подготовиться к последнему пути. Вскоре святая Нино с епископом и иверийским царем отправились в Бодбе, где на смертном одре свершила свои последние исцеления и там же поведала о своем происхождении. Эти сведения нашли свое отражение в летописях, уцелевших до наших времен. 27 января 335 (или 347) году святую Нино захоронили в Бодбе, как она сама завещала. Грузинская православная церковь с согласия Антиохийского патриархата именовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислила к лику святых. В Грузии 27 января учредили праздник Нинооба — в этот день православная церковь поминает святую Нино. В честь нее по всей стране возвели множество храмов, в одном только Тбилиси их минимум пять. А в Сионском кафедральном соборе Успения Божией Матери хранится крест из виноградной лозы, обвитый её волосами.

Вопрос религии в каждой стране – это очень тонкая и острая вещь, поскольку практически везде есть инакомыслящие, мнение которых не сходится с мнением основной массы населения. В этом плане не выделяется на фоне остальных, хотя львиная доля грузин – православные христиане. Но как бы там ни было, исторически на этой территории проживало много разных народов и на данный момент, мусульмане, православные и люди других религиозных убеждений, проживают в границах одной страны.

Как все начиналось

Христианство, как таковое, на территорию современной Грузии пришло в 337 году нашей эры, хотя есть источники, где упоминается дата 326 года. «Виновником» её прихода называют апостола Андрея Первозванного, но также её основу здесь выстраивали апостолы Матфей и Симон. А укреплением веры в народе занималась Святая Нина (Нино), благодаря которой православие и стало национальной верой. Но еще порядка почти трех столетий, четкого вектора религиозного развития среди всех слоев населения не было. Тем не менее, как описывают многие источники, Андрей Первозванный, с ликом Святой Богородицы в руках, воскресил при людях мертвеца, что заставило людей поверить в силу православного христианства.

Только в VI веке постепенно стали строиться монастыри, которые и дали возможность уже более активно развиваться конкретно взятым направлениям и доносить их суть до людей. Постепенно все это переросло в массовое признание православия, и в настоящее время львиная доля населения являются его сторонниками. Конечно же, как это часто происходило в истории, изначально верующие почувствовали на себе все сложности принятия новой веры, поскольку гонения были ужасными. Но результат все равно был положительным.


Религиозные меньшинства

Как и упоминалось немного выше, большая часть Грузии (от 65% населения) – это православные люди, тем не мене, здесь нашлось место и для других вероисповеданий, а именно:

  1. Порядка 3% населения ходят в Русскую православную церковь;
  2. До 5% населения посещают Армянскую Апостольскую церковь;
  3. И приблизительно 1,5% людей, ходят в Римско – католическую церковь.

Но при этом стоит отметить, что жители юго – запада страны, исповедуют мусульманство, это до 10% от общего количества живущих там людей (Суннитского толка). Азербайджанцы и абхазы – тоже мусульмане, а вот греки и армяне с русскими, даже имеют собственные церкви на территории Грузии. Само собой, нашлось здесь место и для католиков (2% населения) и для протестантов, но их очень мало. Иудаизм и атеизм имеет место быть, но в минимальном количестве.

Как все утроено на государственном уровне

Если раньше в самом зародыше любые попытки выразить свое желание быть православным сильно наказывалось, то теперь ситуация в стране очень сильно изменилась. В 2011 году, на уровне государства, был принят закон, который позволял любым религиозным деноминациям, получать право действовать в качестве юридического лица. С этого момента Грузинская Церковь больше не имела доминирующей позиции над всеми остальными, и вероисповедание в стране стало действительно свободным.

Что самое интересное, самые большие праздники религиозного характера на данный момент даже сопровождаются помилованием заключенных, так что это один из тех случаев, когда правительство страны в некотором роде сумело создать коллаборацию между законом и верой, давая возможность осужденным искупать свою вину уже в церквях и самостоятельно.

Религиозные праздники

Основных религиозных праздников, действительно больших, в стране всего 4:

  • Рождество Христово (7 января);
  • Успение Богородицы (28 августа);
  • День Святого Георгия (23 ноября);
  • Светицховлоба (14 октября).

Но помимо них, есть и другие, которые считаются достаточно масштабными:

  • 19 января празднуется день святого Богоявления – Крещение;
  • Пасхальные дни;
  • 12 мая отмечается день Святого Андрея Первозванного, который, как описывалось немного выше, сыграл ключевую роль в становлении веры в Грузии.

Кстати, процент населения, который действительно посещает храмы и церкви очень большой, и если сравнивать Грузию с Россией и Украиной, то тут людей смело можно называть набожными. Возможно именно поэтому местные жители настолько гостеприимные и добрые.

Святые места, церкви и храмы

На данный момент времени, в Грузии сохранились десятки очень древних, а также средневековых сооружений религиозного характера. Это примерно (самые крупные и популярные):

  • 36 церквей и соборов;
  • Более 30 объектов древних руин;
  • Более 40 исторических и архитектурных достопримечательностей.

Для того чтобы ближе познакомиться с религиозной составляющей страны, разумно будет посетить хотя бы наиболее известные монастыри и церкви, которые отражают всю свою историческую важность.

Лучшие места для посещения

Для интеллектуального и духовного обогащения, стоит съездить в следующие места:

  • Бодбийский монастырь (2 километра от Сигнахи). Как раз здесь хранятся мощи равноапостольной Нино, которая привнесла неоценимый вклад в развитие православия в Грузии. Это место очень живописно в летний период времени, красивое оформление и богатое духовное наследие – атмосфера тут невероятная;
  • Патриарший собор Светицховели (город Мцхета). Его считают одним из самых важных духовных центров страны. Он находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, а сооружен был еще в IV столетии. Имеется информация, что под собором хранится хитон Иисуса;
  • Монастырь Самтавро (территория города Мцхета). В монастыре находятся уникальные орнаменты, которые нельзя встретить больше ни в одном из храмов Грузии. К тому же, Самтавро является местом расположения целого ряда святынь, начиная от особых икон, заканчивая могилой царицы Наны;
  • Собор Сиони (Тбилиси). Один из двух главных соборов православия в стране. Построили его в VI столетии, но уже много раз реставрировали из-за разрушений. Самый важный атрибут – крест святой Нино. В писаниях указано, что его ей вручила сама Богородица. Собор достаточно большой и красиво оформлен, так что туристам будет на что глянуть;
  • Монастырь Джвари (недалеко от Мцхеты). Он также находится в списке ЮНЕСКО, а ко всему прочему, архитектура здания одна из самых необычных во всей стране. Старинные залы и сам монастырь, дадут возможность прочувствовать всю атмосферность этого величественного места;
  • Церковь Эртацминда (находится недалеко от одноименной деревни). На стенах постройки повсеместно изображены сюжеты из жизни святых, в формате фресок. Церковь многократно разрушалась, но, тем не менее, её восстановили и сохранили до наших времен.

Помимо этих мест, обязательно стоит съездить в:

  • Женский монастырь Ахали Шуамта;
  • Бодбе;
  • Бетания;
  • Вардзия;
  • Икалто;
  • Сапара;
  • Гелатский монастырь;
  • Храм Метехи;
  • Собор Влахернской иконы Божьей Матери и другие.

Для тех, кому эта тема интересна, Грузия может стать настоящей находкой, поскольку очень старых монастырей и церквей здесь невероятное количество. А самое главное, что на данный момент государство стремится к абсолютной толерантности к любым вероисповеданиям, ведь народов на территории страны живет очень много и принуждать кого – либо к чему-то конкретному никто не планирует насильно.

Видео:

Вконтакте

Религии Грузии, как и сами народы, живущие тут, многообразны. Несмотря на то, что представители разных конфессий, обитая на одной территории, чтят разные традиции и относят себя к этнически разным культурам, они, все-таки научились сосуществовать в мире и согласии друг с другом.

История религий

Большинство грузин считают себя православными. Однако, мало кто знает, что эта страна стала второй в мире, где христианство получило статус государственной религии.

И хотя православная община страны является самой многочисленной, нельзя не отметить присутствие на этой земле представителей других религий: ислама, католицизма, протестантизма, иудаизма и прочих. Их появление на территории страны обусловлено многочисленными историческими событиями, приведшими к появлению здесь носителей различных вероисповеданий.

Религиозный состав населения

На территории страны действуют около 40 религиозных организаций. Давайте подробнее поговорим об основных из них, включая православные. Рассмотрим историю их появления на территории Грузии, основные особенности и святыни.

Православие

Православная община Грузии представлена Грузинской Апостольской автокефальной Церковью, которая занимает 6-е место среди славянских поместных церквей по численности приверженцев. К ней принадлежит более 3 миллионов грузин. Во главе церкви стоит Патриарх (католикос) - архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II.


История

История принятия христианства в Грузии уходит своими корнями к апостольским временам. Тогда проповедовать в Иверии по жребию выпало самой Божией Матери. Но Христос повелел ей отправить вместо себя апостола Андрея Первозванного и дать ему в дорогу свой нерукотворный образ. Что и было сделано. Позже на территории Грузии проповедовали также апостолы Матфей, Фаддей, Варфоломей и Симон Канонит.

Царь Фарсман I, не будучи христианином, начал первые в стране гонения на верующих. Это привело к некоторому упадку веры. Но уже через два с половиной столетия святая Нина, пришедшая по велению Божьей Матери, обратила в христианство сначала царицу Нану, а затем и царя Мириана. Благодаря этому совершилось крещение Грузии и избавление ее от язычества.

В 609 году Грузинская церковь приняла постановление Халкидонского собора о двух природах во Христе, тем самым отделившись от монофизитской Армении. А в 9 веке при царе Вахтанге I получила автокефалию от Антиохии.

Немало испытаний пришлось пережить православным, защищая веру грузинского народа сначала от огнепоклонников сассонидов, а затем в период турецких завоеваний в 16-18 веках от мусульманских правителей.

Известно несколько случаев, когда грузины христиане массово исповедовали свою веру и принимали мученическую кончину. Так, например, в 17 веке жители Тбилиси отказались выполнить приказ персидского шаха пройти по кресту святой Нины, брошенном на мосту через реку Куру. В результате 100 тысяч человек были казнены шахом. Такой пример защиты православными грузинами религии своей страны достоин уважения.

С 1811 по 1917 гг. Грузинская православная церковь имела статус Грузинского экзархата РПЦ (Русской Православной Церкви), а в преддверии русской революции она вновь была провозглашена автокефальной.

До недавнего времени православная церковь Грузии законодательно была наделена привилегиями перед другими конфессиями, но с 2011 года все религиозные организации страны были уравнены в правах.


Святыни и храмы Грузии

Говоря о православной Грузии, нельзя не упомянуть о святынях, хранящихся тут:

  1. Первой и самой ранней святыней по дате появления является Светицховелли (животворящий столп) - храм 12-ти апостолов в городе Мцхета. В первозданном виде сооружение существует с 1010 года. Помимо самого Животворящего Столпа и Хитона Господня, в храме находится еще несколько христианских реликвий, первой из которых является плащ святого пророка Илии. Здесь же хранится частица мощей св. ап. Андрея, крест с частью Животворящего Креста Господня и баптистерий, в котором был крещен царь Мириан.
  2. Собор Цминда Самеба - кафедральный собор Святой Троицы в Тбилиси. Еще в 17 веке армянский чеканщик Бебут выкупил тут землю, построил храм Богородицы и заложил вокруг него кладбище. Во времена СССР по приказу Берии это место было подвергнуто осквернению и разрушено. В 1989 году возникла идея восстановления храма. Распад СССР и война в Грузии в 1992 году не позволили сразу начать строительство. Заложить первый камень в основание храма удалось лишь 23 ноября 1995 года. Сегодня Цминда Самеба является одним из самых больших православных храмов в мире. Его высота составляет более сотни метров, а площадь - около 5000 метров квадратных, еще на 40 метров здание уходит вглубь холма. В соборе 13 престолов, несколько из них располагаются под землей. На территории комплекса находятся монастырь, колокольня, 9 часовен, семинария, резиденция патриарха, гостиница и парк. Размах и красота этого грандиозного сооружения поражает. Пол и жертвенник выложены мраморной плиткой с мозаичными узорами, стены покрыты фресками. Часть икон в храме написана самим католикосом Илией II. Главными святынями, хранящимися здесь, являются огромная рукописная Библия и икона «Надежда Грузии». Образ, как и сам собор, огромен. Его размер составляет три метра в высоту, и столько же в ширину. В центре изображена Божья Матерь, окруженная почти четырьмя сотнями грузинских святых.
  3. Монастырь Джвари - еще одно значимое сооружение страны. По преданию, именно на этом месте святой Ниной был установлен огромный крест в честь обретения Иверией христианства, который сегодня и является главной святыней Джвари.
  4. Женский монастырь в Бодбе. Обитель знаменита тем, что здесь жила и была похоронена святая равноапостольная Нина. Позже над ее могилой был возведен храм, вокруг которого и разросся монастырь. А мощи его святой покровительницы покоятся тут же под спудом, как того и хотела св. Нина.
  5. Еще одной православной святыней Грузии является крест святой Нины, который был дарован ей Божьей Матерью при благословении на апостольский подвиг.


Ислам

На территории страны ислам впервые появляется в 645 году вместе с вторжением арабов. Но мусульманство принимает небольшое количество грузин. Позже действующая власть эмирата ослабевает, а ислам приходит в упадок. В 15 веке западная Грузия переходит в состав Османской империи, а восточная часть страны в это время находится под властью персов. Идет активная исламизация населения, которая заканчивается лишь после сближения Грузии с Россией.

Сегодня численность мусульман в Грузии составляет около 400 тысяч человек, что выводит эту конфессию на 2-е место среди грузинских церквей.

В стране насчитывается около 200 мечетей, находящихся в основном в Аджарии. Что касается Тбилиси - то в столице расположена всего одна действующая Джумма-мечеть (т.е. пятничная), построенная в 1864 году. Здесь сунниты и шииты молятся вместе, несмотря на различия и многолетнее противостояние этих двух течений.

Еще одна мечеть находится в Батуми, она также единственная в городе. Орта Джаме возвели в 1866 году между двумя другими мусульманскими храмами, которые позже были разрушены и перестроены. При мечети действует школа, где учащиеся изучают историю, ислам и Коран.


Иудаизм

Первые евреи пришли в Грузию после завоевания Новохудоносором Иерусалима. Кроме того, еврейское население Византии Армении, Турции, России временами мигрировало сюда. По мнению историков, именно в связи с прибытием евреев, страна получила название Иверия.

В IV веке евреи стали принимать христианство вместе с коренным населением, что привело к уменьшению их числа. Главным отличием грузинских евреев является то, что здесь никогда не существовало гетто.

Сегодня здесь проживает около 1300 евреев. В столице действует еврейская школа, аттестованная министерством образования Грузии.

Среди 19 действующих еврейских святынь самой красивой является синагога в г. Они. Она возведена в 1895 году. В годы советской власти синагога должна была быть закрыта, но местное население (в том числе и православное) встало на ее защиту. Святыня была сохранена.


Католицизм

Католицизм в Грузии исповедует меньше одного процента населения. Данная ветвь христианства представлена тут римско-католической и армяно-католической церквями.

Первые римские миссионеры были посланы в Грузию в 1240 году папой римским Григорием IX. До этого момента страна, хоть и контактировала с Римом, но в незначительной степени. В 1318 году здесь уже была организована первая Тбилисская епархия.

Главным католическим храмом страны является собор в Тбилиси в честь Вознесения Пресвятой богородицы.

Разрешение на его постройку было получено католиками столицы лишь в 1804 году. Собор был возведен, а позже перестроен и расширен. В годы советской власти его закрыли. Богослужения в нем удалось возобновить лишь в 1999 году после повторного освящения понтификом Иоанном-Павлом II.


Протестанты

Основными протестантскими направлениями в стране являются: адвентисты, лютеране и баптисты. По данным переписи населения 2014 года, в стране насчитывается около 2,5 тысяч верующих различных ветвей протестантизма. Первыми здесь появились лютеране-переселенцы из Германии. Затем прибыли адвентисты, баптисты и пятидесятники. В 2000-х численность лютеран сократилась до 800 человек.

Верующие других религий

Кроме традиционного протестантизма, на территории страны действуют также представители неопротестантизма. «Свидетели Иеговы» отличаются достаточно большим количеством (12 тыс.) верующих от остальных церквей данного направления. Здесь действуют также Грузинская евангелическо-протестантская церковь, Новоапостольская церковь, Армия спасения и др.

Особое место среди церквей Грузии занимает Армяно-апостольская церковь. После принятия Грузинской церковью постановления Халкидонского собора произошло отделение ее от Армянской церкви. Последняя продолжила свое существование на территории Грузии. Ее приверженцами считаются около 110 тысяч человек, что делает ее третьей по величине в стране.


Атеисты

Грузия традиционно считается одной из самых религиозных стран в мире, однако по данным переписи 2014 г., почти 63 тысячи человек не отнесли себя ни к одной религиозной организации.

Атеисты все чаще встречается в городах, чье население менее религиозно, чем сельское. Среди них в основном азербайджанцы, попавшие в страну в период существования СССР и впоследствии осевшие здесь.

Процентное соотношение конфессий Грузии

Данные 2014 года указывают на следующее распределение населения по конфессиям:

  • Православие - 83,41%;
  • Ислам - 10,74%;
  • Армяно-апостольская церковь - 2,94%;
  • Католицизм - 0,52%;
  • Свидетели Иеговы - 0,33%;
  • Езидизм - 0,23%;
  • Протестантизм - около 0,07%;
  • Иудаизм - около 0,04;%
  • не ответили или не указали религиозную принадлежность - 1,70%.

Всего на территории страны было зафиксировано около 40 религиозных организаций.

  • Пасха и Рождество Христово;
  • Светицховлоба - праздник в честь обретения Хитона Господня и явления Животворящего Столба (отмечается 14 октября);
  • Нинооба - праздник в честь прибытия в Грузию святой Нины (отмечается 1 июня);
  • Тамароба - праздник в честь царицы Тамары, приведшей Грузию к процветанию (отмечается 14 мая);
  • День Святого Георгия - празднуется в честь покровителя Грузии, родственника святой Нины (отмечается 23 ноября).

Возникновение письменности, культура и архитектура страны, семейные ценности и нравственные идеалы - все это неразрывно связывает грузин с православием. По данным социальных опросов 70% жителей страны идентифицируют свою национальность именно с доминирующей религией Грузии. Это говорит о том, что вера грузинского народа сегодня является неотъемлемой частью его существования.

Видео о вере в Грузии

Видео о вере в жизни грузинского народа.