Главный бог ацтеков. Религия ацтеков: боги и богини ацтекской цивилизации. Всевластные боги ацтеков: силы, на которых держался мир

Религия ацтеков притягивает к себе внимание исследователей со всего мира и это объяснимо. Дело здесь даже не в самобытности, которой обладали боги ацтеков , (известный факт: мифология индейских цивилизаций Мезоамерики перекликается между собой) и не в их количестве (олимп, которым обладали ацтеки, пантеон богов этого народа, считается одним из самых многочисленных), а в особом отношении ацтеков к вере, в том, как индейцы почитали своих идолов. И действительно ацтеки, их религия не могли не вызвать интерес, что же это за вера, что требует бесконечных подношений и кровавых ритуалов жертвоприношения.

Религия ацтеков: строение вселенной и роль богов.

Мифология ацтекского народа фактически была основана на деяниях богов ацтеков, которые выступали как в качестве творцов мира, так и в качестве создателей цивилизации людей. Религия ацтеков оперирует сразу несколькими теориями зарождения жизни и появления вселенной. Согласно первой, за создание всего и вся отвечало два бога, два владыки религии ацтеков, находящихся в постоянном соперничестве и борьбе за власть, - Тескатлипока и Кетцалькоатль, причем Тескатлипока в легендах встречается сразу в нескольких ипостасях, Черный и Красный Тескатлипока. Божествами религии ацтеков было побеждено мифическое чудовище, из тела, которого впоследствии и была создана вселенная. После своего формирования, как говорит религия ацтеков, мир неоднократно перерождался - своеобразная теория эволюции, такая, какой ее видели ацтеки, боги этого народа. По ацтекской мифологии каждая новая эра, эпоха вселенной и Земли, какой ее задумали религия и боги ацтеков, сопровождалась гибелью старых и рождением новых людей, а вместе с ними растений и животных. Сегодня люди живут в пятую эпоху, а значит, в пятый раз в истории вселенной изменились имена богов у ацтеков, сами боги и окружающий мир.

Другая версия повествует о едином боге, Тлоке Науаке, ставшем творцом вселенной. Религия ацтеков говорит, что Тлоке Науаке создал море, небо и землю и разделил их на уровни, чтобы для всех его детей нашлось место во вселенной. Мир небес, согласно религии ацтеков, был поделен верховным существом на 13 уровней, подземное царство - на 9, а земля, территория людей, осталась нетронутой, лишь четыре могущественнейших сына Тлоке Науаке, первые боги-ацтеки , разошлись по четырем сторонам света, чтобы присматривать за творениями отца.

Впрочем, вне зависимости от гипотез, различных легенд и теорий, религия ацтеков и мировоззрение индейского народа были неразрывно связаны с культом богов, которых в общей сложности насчитывалось несколько десятков. Религия ацтеков, наследие ацтекской веры считается одним из богатейших во всем мире. На территории ацтекского государства располагалось около 40 тысяч построек, принадлежащих религии ацтеков, среди которых были и величественные храмы, и эпичные пирамиды. Огромнейшее влияние богов, религия ацтеков, власть жрецов и правителей, являвшихся представителями божественных сил на земле, - вот, что заставляло ацтеков возводить сооружения, удивляющие своей архитектурной мыслью.

Всевластные боги ацтеков: силы, на которых держался мир.

Ацтекский пантеон насчитывает бесчисленное количество богинь и богов. Однако, необходимо учитывать, что в их числе были если можно так сказать второстепенные существа, а именно локальные боги ацтеков, являвшиеся покровителями отдельных социальных групп, городов-государств и правящих династий. Кроме того, многие боги ацтеков имели различные воплощения, которые также обладали собственными культами.

Если говорить о главенствующих богах ацтеков, то здесь можно выделить несколько групп существ, среди которых наиболее могущественными считались так называемые древние боги, т.е. силы и воплощения стихий, ответственные за создания мира и людей. Не менее важное место занимала каста богов ацтеков нового поколения, в число которых входили подземные боги, боги, воплощающие собой стихии и боги ацтеков, заправлявшие тринадцатью уровнями небес. Важно, что вне зависимости от ранга и мифологической, которую занимали боги ацтеков в мифологических сказаниях и религии индейского народа, все существа и их культы требовали проведения кровавых обрядов жертвоприношения.

Религиозные верования и ацтеки: пантеон богов - творцов вселенной.

Тлоке Науаке - главное божество ацтекской веры. Бог - отец, бог - создатель мира. Ацтеки, пантеон богов, животные, природа - все это было создано верховным богом. Тлоке Нуаке являлся центром мироздания и являлся в некоторой степени уникальным божеством, как говорит религия, боги ацтеков и мифология древних индейцев, Тлоке Нуаке не нуждался в жертвоприношениях, он не зависел от почитания.

Не менее важным божеством ацтеков, пантеона богов являлся Тлалок. Согласно мифологии древних индейцев Тлалок - одно из древнейших существ, ответственных за управление природой, в частности стихией воды, дождем, громом, молниями и огнем. Кроме того Тлалок являлся богом плодородия, а соответственно относился к группе особо почитаемых божеств, ответственных за сельское хозяйство. На гравюрах, на которых видны боги ацтеков, изображение Тлалока обладает несколькими уникальными деталями, в частности в его руках всегда находилась либо погремушка в форме змеи, либо барабан, либо топор. Как говорит мифология, религия, боги ацтеков, культ Тлалока требовал жертвоприношений младенцев и дев.

Кетцалькоатль - один из трех всевластных существ ацтекской версии олимпа. Как говорили ацтеки, пантеон богов индейского мира, Кетцалькоатль - повелитель воды и ветра, отец, нарекший имена ацтекских богов, а также просветитель, даровавший людям науки и знания. Согласно ацтекской мифологии, ацтеки, пантеон богов и никакие другие существа без Кетцалькоатля не узнали бы, что такое искусство и научные знания. Культ этого божества нуждался в постоянных подношениях материальных ценностей: ремесленных изделий, драгоценных камней, образчиков искусства.

Корни культа “пернатого змея”, так переводится имя Кетцалькоатля, отходят в глубокую древность, а именно к 1-10 веку до нашей эры, когда большая часть существовавших индейских племен, да и европейских поселений поклонялась тотемным животным. Чертами, отличающими Кетцалькоатля от его коллег на изображениях, являлись яркое оперение, служившее украшением его одеяний, кетцаль, парящий вокруг бога или восседающий на его плече и посох, выполненный в форме змея и также украшенный яркими перьями птиц.

Третье божество всевластной троицы - Тескатлипока. Это божество являлось покровителем судьбы, созидателем и разрушителем мира. Мир ацтеков, пантеон богов - все, что было создано иными, могло быть разрушено по воле Тескатлипоки. Покровитель судьбы являлся воплощением земляной и воздушной стихии. По поверьям, в гневе Тескатлипока обрушивал на ацтекские земли землетрясения, ураганы и прочие ненастья. Ацтекские изображения богов показывают покровителя Тескатлипоку, как мудреца, с восседающим попугаем кетсалем на плече. Кроме того Тескатлипока был единственным богом, обладавшим двумя обличиями: Красный Тескатлипока и Черный Тескатлипока.

Тескатлипока не сразу стал одним из важнейших обитателей ацтекской версии олимпа. В свое время этот бог являлся духом покровителем воздушной стихии. Однако, уже в те времена его культ считался весьма уважаемым, что и отразилось на дальнейшей судьбе божества.

Уицилопочтли - одно из наиболее влиятельных божеств ацтеков, пантеона богов этого народа. Уицилопочтли - божество солнца и войны. В начале своего пути являлся племенным покровителем, впоследствии, когда менялись боги ацтеков, имена и сущности обитателей пантеона, поднялся на новую ступень, став одним из воплощений стихий. С культом этого божества связаны наиболее кровавые обряды и ритуалы ацтекского племени. Согласно мифологии, ацтеки, пантеон богов и Уицилопочтли в частности вели непрекращающуюся борьбу с силами тьмы, в которой высшим существам требовалась постоянная подпитка сил человеческой кровью и жизнями. Ацтеки, боги, изображения , представляющие их связь, наглядно демонстрируют, насколько кровавыми могли быть обряды. Жертвование сотен рабов, десятков дев и младенцев - лишь вершина айсберга.

Главные боги ацтеков были кровожадными, это ни для кого не секрет. Однако и в их рядах встречаются исключения, в частности бог Миктлантекутли, повелитель Миктлана. Миктлан - загробный мир в ацтекской мифологии, поделенный на девять уровней и Миктлантекутли в нем властитель самого глубокого, девятого, слоя преисподней. Несмотря на свой ужасающий статус, культ этого бога не требовал бесконечных жертвоприношений, согласно легендам, силы подземного бога пополнялись благодаря душам умерших, а не их крови.

Ацтеки, их религия и многочисленные локальные божества.

Омакатль - божество ацтекской мифологии, покровительствовавшее над праздниками и удовольствиями. Боги ацтеков, картинки, гравюры и слепки, изображающие их, показывают Омакатля как черно-белого человека, сидящего на корточках. В руках бога всегда находился жезл.

Уэуэкойтль - божество песен и танцев. “Почтенный старые койот”, так переводится имя божества, был одним из любимчиков ацтекского народа. И в правду, кто не любит танцы, песни и веселье.

Мишкоатль - одно из важнейших локальных божеств. У ацтеков, в их религии Мишкоатль являлся воплощением Млечного пути и звезд, в частности Полярной звезды. Этот бог считался покровителем астрономических знаний, кои в цивилизации ацтеков развивались жрецами. Имя бога переводится как “облачный змей”.

Атлауа - один из покровителей водной стихии, особо почитаемый в городах-государствах ацтекской империи. Считался покровителем лучников и рыбаков, ассоциировался с удочкой и стрелой.

Теккистикатль - старый бог луны в ацтекской мифологии. Несмотря на многие реформы и изменения, которые пережили , Теккистикатль продолжал оставаться почитаемым божеством. Уникальной чертой божества являлась голова в форме луны на изображениях.

Патекатль - у ацтеков, в их религии божество исцеления, целебных трав и знахарей. На немногочисленных изображениях Патекатль предстает в виде старца, смешивающего травы.

Камаштли - почитаемое божество ацтекской мифологии. Культ Камаштли покровительствовал над охотой, судьбой и удачей. Именно этому божеству читали молитвы древние охотники, перед тем как отправиться в лес на поиски дичи. Боги ацтеков с картинками, изображающими их - большая редкость. Вот и Камаштли практически не встречается на образчиках искусства индейского племени ацтеков.

Чантико - в ацтекской вере божество домашнего очага, уюта и вулканов. Ацтекские верования представляли Чантико как богиню двойственного настроения. В добрые дни она даровала счастье и тепло индейским семьям, в плохи - обрушивала на их головы землетрясения и извержения вулканов.

Это далеко не все боги и богини, которым поклонялись древние индейцы. Ацтеки, их религия обладают практически безграничным мифологическим наследием. Пантеон богов этой древней империи считается одним из наиболее многочисленных за всю историю человеческой цивилизации. Перечислить их всех не представляется возможным. К сожалению, знания о некоторых обитателях ацтекской версии олимпа исчезли навсегда во времена испанской конкисты.

– бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Обычно Ах Пуч изображался как скелет или труп или в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы совы или каймана.

Кавиль – один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы и войны. Постоянный его атрибут – топор-кельт.

Камаштли – бог звёзд, полярной звезды, охоты, сражений, туч и судьбы. Творец огня, один из четырех богов, создавших мир.

Кецалькоатль – бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков – Толлана. Кецалькоатль – “змея, покpытая зелёными пеpьями”.

Кукулькан – бог четырех Святых Даров – огня, земли, воздуха и воды; и каждый элемент был связан с божественным животным или растением: Воздух – Орел, Земля – Кукуруза, Огонь – Ящерица, Вода – Рыба.

Мецтли – в мифологии ацтеков – бог Луны. Мецтли часто изображается в виде диска чёрного цвета или сосуда с водой, на котором находится кролик.

Миктлантекутли – владыка царства мёртвых. В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или с черепом вместо головы; его постоянные спутники – летучая мышь, паук и сова.

Мишкоатль – "облачный змей". Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культом Уитцилопочтли и рассматривается как прародитель племён науа.

Синтеотль – бог кукурузы. Он считался покровителем земледельцев. В древности, до ольмеков, Синтеотль почитался у всех жителей Мезоамерики под разными именами.

Тескатлипока – один из трех главных богов; покровитель жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения; он бог-демиург и одновременно разрушитель мира.

Тлалок – бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений; у майя – Чак, у тотонаков – Тахин, у миштеков – Цави, у сапотеков – Косихо-Питао.

Тонатиу – в мифологии ацтеков бог неба и солнца, бог воинов. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. Тонатиу управляет пятой, нынешней мировой эпохой. Изображался юношей с красным лицом и пламенными волосами.

Уицилопочтли – бог голубого ясного неба, молодого солнца, охоты, специальный покровитель молодежи ацтекской знати. В других мифах Уицилопочтли у ацтеков – бог войны, которому приносили самые зверские, кровавые человеческие жертвы.




Голова божества из Копана, IX век

Мифология майя . У народа майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей. Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы.

На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света – востоку соответствовало красное дерево, югу – желтое, западу – черное и северу – белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором.

Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине.

Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов такого рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народа науа.

В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний – Чак (Chaak или Chac); бог смерти и владыка мира мертвых – Ах Пуч (Ah Puch); бог смерти – Кими (Cimi); владыка неба – Ицамна(Itzamna); бог торговли – Эк Чуах (Ek Chuah); богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств – Иш-Таб (IxTab); богиня радуги и лунного света – Иш-Чель (IxChel); верховый бог, пернатый змей Кецаля – Кукулькан (Gukumatz); бог кукурузы и лесов – Юм Кааш (Jum Kaash); бог огня и грозы – Уракан (Huracan); демон подземного мира – Зипакна (Zipacna) и другие. Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др.


Иероглифы майя, барельеф, X век

Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух – храмами. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Многие археологические открытия указывают на то, что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Вокруг площадки расположились три платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Огромные статуи Чак – Мооля изображают его полулежащим, с блюдом для жертвоприношений на животе. На платформе Черепов были установлены колья, на которые нанизывали отрубленные головы жертв.

Письменность майя . Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. Однако после того, как сходные, но более древние знаки были найдены в местах, удаленных от региона майя, стало очевидным, что майя унаследовали некоторые элементы более ранних культур. Письменность майя была иероглифического типа. Иероглифы майя сохранились в четырех рукописях (так называемых кодексах майя, три – в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично).

Иероглифы дают или изображения фигур, или соединены в группы по четыре или шесть иероглифов над фигурными изображениями. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886 года) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887 года). Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого – иероглифически означающего соответствующего бога, и еще двух, сообщающих атрибуты бога. Сами иероглифы – не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы. Пауль Шелльгас систематизировал изображения божеств майя в трех кодексах: Дрезденском, Мадридском и Парижском. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Он определил большинство иероглифов, непосредственно относящихся к этим божествам и обозначающих их имена и эпитеты.

Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей стало возможным прочтение древних текстов. Весомый вклад внес наш соотечественник, Юрий Валентинович Кнорозов, первые публикации которого на данную тему появились в начале 1950-х годов. Он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в XII-XV веках и названных по тем городам, в которых ныне хранятся – Дрезденская, Мадридская и Парижская. В книге также излагались принципы дешифровки, каталог иероглифов, словарь языка юкатанских майя раннего колониального периода и грамматика языка майя. В 1975 году в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Краткие описания занятий богов служили указаниями, что делать соответствующим группам жителей. В свою очередь, жрецы, руководствуясь описаниями действий божеств, могли назначать время проведения обрядов, принесения жертв, осуществления тех или иных работ; они могли также предсказывать будущее.


Рисунок на коже календаря ацтеков

Календарь майя. Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя несколько циклов. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев», имевших собственные названия. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Он состоял из 18 месяцев по двадцать дней и пяти «лишних», или «несчастливых» дней.

Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун); период в 20 катунов (бактун) и так далее. Имелись и другие способы датирования. Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией.

Мифология ацтеков . У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII веке и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу.

Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Собственно ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости – личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба – Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). Богом земледелия был Шипе. Почитали также бога и богиню маиса. Были боги, покровительствовавшие, искусству ткачества, лечению, собирательству. Ацтеки полагали, что, в зависимости от рода смерти, души умерших отправлялись либо в подземное царство, либо в страну бога Тлалока, считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога-солнца. Этой высшей чести удостаивались храбрые воины, люди, принесенные в жертву, и женщины, умершие при родах. У ацтеков была сложная система ритуалов, состоявшая из цикла празднеств, привязанных, главным образом, к земледельческому календарю. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч.

Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными. Очень широко практиковались кровопускания, для чего протыкались язык, мочки ушей, конечности и даже половые органы. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Пятеро удерживали жертву спиной на ритуальном камне – четверо держали за конечности, один – за голову. Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. Считалось, что съедение жертвы, олицетворявшей, по представления ацтеков, бога, приобщало к самому богу. В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать до трёх тысяч человек.

Письменность ацтеков. Для записи исторических событий, календарных, астрономических явлений и ритуалов, а также для учета земли и налогов, ацтеки пользовались письменностью, сочетавшей иероглифические и пиктографические принципы. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя. До наших дней сохранилось несколько ацтекских документов, составленных, очевидно, уже после прихода испанцев, это – кодексы Коспи (Cospi), Маглиабечиано (Magliabechiano), Борджиа (Borgia), Бурбонов (Borbonicus), Иштлильшочитли (Ixtlilxochitl). История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Самым известным был Несауалькойотль (1402-1472 годы), правитель Тескоко.


Для счисления времени ацтеки пользовались двумя календарями, ритуальным из 260 дней и солнечным, который имел восемьнадцать двадцатидневных месяцев и ещё пять несчастливых дней. Названия месяцев в календаре соответствовали названиям сельскохозяйственных растений. Сочетание двух типов отсчета времени давало ацтекам, как и майя, повторяющийся 52-летний цикл.

Мифология ацтеков . У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII веке и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу.

Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. В четвертой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Собственно ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости – личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Богиня земли и огня, мать богов и звезд южного неба – Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, ее изображали в одежде из змей).

Богам ацтеков, по их верованиям, постоянно требовались человеческие жертвоприношения. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Пятеро удерживали жертву спиной на ритуальном камне – четверо держали за конечности, один – за голову. Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. Считалось, что съедение жертвы, олицетворявшей, по представления ацтеков, бога, приобщало к самому богу. В год число людей, принесенных в жертву, достигало десятков тысяч человек.

Пирамиды майя
X – начало XI века


Храм Надписей
Паленке


Храм Солнца
Паленке


Пирамида Солнца
V-VI века, Теотиукан


Пирамида Колдуна
вид три четверти


Пирамида Луны
Теотиукан


Храм гигантского Ягуара
Тикаль, Гватемала


Храмы майя в городе
Тикаль, Гватемала


Пирамиды майя
X-XI столетия, Тикаль

Мифология майя . У майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей.

Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света – востоку соответствовало красное дерево, югу – желтое, западу – черное и северу – белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором. Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой.
Порошковая полимерная покраска osnova.ooo/poroshkovaya-pokraska .

Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа.

Мифология ацтеков очень разнообразна и увлекательна, в пантеоне индейцев насчитывается около сотни богов. Не желая перегружать эту статью избыточной информацией и превращать ее в мини-энциклопедию, мы ограничились наиболее яркими божествами, занимавшими видное место в культуре ацтеков. Это пернатый змей Кецалькоатль, покровитель жрецов Тескатлипока, «поедающая нечистоты» Тласольтеотль и, конечно же, кровавый бог войны Уицилопочтли.

Многие божества Центральной Мексики являли собой воплощения небесных тел, таких как Венера, Солнце и даже звезды Млечного Пути. В этом плане ацтеки удивительно схожи с древними римлянами, которые также обожествляли планеты (достаточно вспомнить культ Марса - покровителя Рима и бога войны). Кстати, планета Венера, которую также называют утренней звездой, вызывала у ацтеков священный трепет. Согласно верованиям индейцев, ее свет способен причинить человеку колоссальный вред и навлечь на него всяческие бедствия.

Индейцы приписывали богам не только сотворение мира и человека, но даже изобретение такой тривиальной вещи, как пульке - крепкий спиртной напиток, получаемый из сока агавы. Согласно представлениям ацтеков, боги решили изобрести средство, побуждающее людей петь и плясать. Дурманящий напиток был передан людям. Жрецы использовали пульке при проведении и прочих религиозных церемоний.

Пернатый змей Кецалькоатль

Этот бог представляет собой некий гибрид змеи и райской птицы. Соответственно, он является воплощением змеиной мудрости и красоты пернатого. Согласно легенде, Кецалькоатль подарил людям пищу - превратившись в муравья, он выкрал зерна маиса из подземных кладовых. Кроме того, пернатый змей считается изобретателем календаря. Благодарные люди строили в честь бога многочисленные храмы и пирамиды.

Кецалькоатль повелевает стихиями, это один из богов-демиургов (создателей мира и человека). Одной из его форм является Эхекатель, почитаемый, как бог ветра. Поначалу поклонение Кецалькоатлю не предполагало принесение человеческих жертв. В качестве подношения богу использовались только колибри и бабочки. Но, видимо, со временем пернатый змей стал более кровожадным, и тогда в ход пошли люди.

Самые ранние изображения Кецалькоатля относятся приблизительно к 8..5 векам до н.э. Иногда божество высекали на камне в виде грозного человека в маске и с бородой, но чаще его можно было встретить в облике змеи, частично покрытой перьями. Ацтеки верили, что пернатый змей способен воплотиться в облике человека. В частности, они считали испанского завоевателя Фернандо Кортеса одной из инкарнаций Кецалькоатля.

Покровитель жрецов Тескатлипока

В мифологии майя и ацтеков Тескатлипока почитается как владыка стихий, способный вызывать разрушительные землетрясения. Это уникальный персонаж, который одновременно является и создателем, и разрушителем мира (этакий индейский аналог бога Шива). Тескатлипока наказывает преступников и благоволит жрецам, он повелевает холодом и звездами. Иногда его воспринимали как колдуна, способного изменить свой физический облик.

Одним из атрибутов бога Тескатлипока является Итлачиаякуе - дословно это можно перевести, как «место, из которого он глядит». Из этого таинственного зеркала исходит дым, который способен убивать врагов бога. В правой руке у Тескатлипока находится четыре стрелы, как символ неотвратимой кары, которую он сулит грешникам.

Надо отметить, что в мифологии индейцев Тескатлипока тяготеет к прекрасным девушкам. Однажды ему даже довелось соблазнить восхитительную Шочикецаль (богиню цветов), которая уже состояла в браке с Шочипилли. Так что добродетельный бог, любитель наказывать людей за их пороки, и сам не без греха.

Уицилопочтли - кровавый бог войны

Это одно из самых темных и жестокий божеств ацтекского пантеона. Уицилопочтли (которого также называют Вицлипуцли) известен как бог войны и покровитель города Теночтитлан. Именно ему древние индейские жрецы приносили наиболее жестокие и кровавые жертвы. По легенде Уицилопочтли постоянно сражался с силами Тьмы, а силу для этого бог получал именно через жертвоприношения.

В качестве изображения божества была выбрана человекоподобная фигура, на голове которой красовался шлем, имитирующий клюв колибри. В левой руке Уицилопочтли располагался лук с четырьмя стрелами, дротики и копьеметалка. В правой руке у божества находилась дубинка в форме извивающейся змеи.

Надо сказать, что нрав Вицлипуцли вполне соответствует его грозному облику. Согласно одной из ацтекских легенд, однажды он отрубил голову своей собственной сестре по имени Койольшауки. Вы спросите, зачем он это сделал? А чтобы доставить людям удовольствие лицезреть Луну - отрубленная голова долетела до неба и каким-то образом превратилась в ночное светило. Оно и правильно. А то как бы мы читали ?

Поедающая грязь Тласольтеотль

Несмотря на довольно неблагозвучное имя (пожирательница грязи или экскрементов), эта ацтекская богиня занимала видное место в пантеоне индейцев. Она помогала людям очиститься от похоти, запретных страстей и тому подобных греховных напастей. Впрочем, богиня Тласольтеотль могла не только гасить страсти, но и возбуждать их, а также насылать на неугодных ей людей венерические болезни и безумие.

Изображали богиню в виде женщины с обнаженной грудью, облаченной в одеяния из хлопка. Непременным атрибутом Тласольтеотль было продетое в нос кольцо в виде полумесяца. На голове богини красовался головной убор, изготовленный из перьев перепелки. На шее Тласольтеотль находилась вымоченная в крови веревка или коралловая змея, символизирующая грехи.

Как и многие прочие боги ацтеков, Тласольтеотль была весьма требовательна по части жертвоприношений. По осени народ устраивал грандиозный праздник в ее честь. Кульминацией события было принесение в жертву молодой женщины. Из ее кожи изготавливали накидку, которую потом носил жрец, олицетворяющий Тласольтеотль. В засушливые годы в жертву богине полагалось приносить мужчину. Пленника привязывали к столбу, а затем бросали в него дротики. Ацтеки полагали, что капающая на землю кровь способна вызвать дождь.