Протоиерей Игорь Фомин: «Я буду стоять к мощам святителя Николая как все. Как прикладываться к мощам Матроны Московской? Посещение мощей Матроны Московской Мощи николая чудотворца приложиться

Одним из самых главных помощников для верующих людей является Николай Спаситель, который еще при жизни отвечал на просьбы нуждающихся. После его смерти люди молятся перед его образом, а основным местом паломничества являются мощи Николая Чудотворца. Просить у святого можно о решении разных проблем.

Как доставали мощи Николая Чудотворца?

После своей смерти святой был похоронен в городе под названием Мира. В те времена на этих землях проходили войны и люди пытались покинуть города, переехав в более уединенные районы в городе. Этим решили воспользоваться барийцы, которые хотели заполучить мощи святого, поскольку в их городе он считался главным покровителем. В истории, касающейся того, как доставали мощи Николая указано, что в 1097 году отряд напал на храм, и выкрал большую часть мощей святого. По новому стилю реликвия была доставлена в город Бари 9 мая.

Где находятся мощи Николая Чудотворца?

После похищения останков в городе Мира осталась часть мощей, но они также не остались на родине и были похищены. В результате они оказались на острове Лидо в Венеции. Основная часть останков святого находятся в Бари. После перевозки мощи Святого Николая Чудотворца были расположены в местном Кафедральном соборе, а через время был построен храм, получивший свое название в честь святителя. В 1989 году святыню разместили в подземную часовню в Базилике. Ежегодно священнослужители собирают миро с мощей, разбавляют его святой водой и раздают паломникам.

Чем помогают мощи Николая Чудотворца?

Святой помогает людям в разных ситуациях, так возле его мощей можно просить о многих вещах:

  1. Он является покровителем странников и моряков, поэтому если близкие люди находятся в пути, то можно просить у Чудотворца об их благополучии и успешном возвращении домой.
  2. Поклонение мощам Николая Чудотворца можно осуществлять для того, чтобы уберечь детей от проблем, укрепить их здоровье и направить на праведный путь.
  3. Святой является помощником в примирении враждующих людей.
  4. Одинокие девушки и парни обращаются к Чудотворцу, чтобы тот помог найти вторую половинку и обрести .
  5. Существует много свидетельств, что мощи Николая Чудотворца исцелили от разных болезней.
  6. Помогает святой людям, которые хотят исправиться и встать на праведный путь. Родственники молятся о невинно осужденных людях, прося об их освобождении.

Как правильно поклониться мощам Николая Чудотворца?

Иногда мощи перевозят в другие храмы, чтобы верующие в других городах могли приложиться к святыне. Есть некие правила, которые касаются посещения храма, в котором находится реликвия. Используйте следующие советы, как поклоняться мощам Николая Чудотворца:

  1. После того как человек зайдет в храм, он должен наполниться глубокой верой. К реликвии необходимо подходить без спешки. Важно помнить, что это святое место, поэтому толкаться не нужно.
  2. Перед тем, как поклониться мощам Николая Чудотворца подходя к ковчегу мысленно прочитайте молитву, обращенную к святому.
  3. Перед святыней два раза поклонитесь в пояс, крестясь. После этого можно приложиться к мощам, а затем, отойдите в сторону, и третий раз перекреститесь и поклонитесь.
  4. Паломничество к мощам Николая Чудотворца не останавливается уже долгое время и люди с разных уголков мира приходят к реликвии, хоть поклонение и не занимает несколько секунд.

Что просят у мощей Николая Чудотворца?

Если человеку удалось дотронуться до реликвии, то он может просить о самом заветном, например, об исцелении, рождении ребенка, поиске роботы, замужестве и так далее. Важно, чтобы преклонение к мощам сопровождалось искренними молитвами, и каждое слово должно быть произнесено от чистого сердца. Священнослужители утверждают, что святой помогает всем, кто на это заслуживает, но прежде всего, молиться нужно о том, чтобы он помог войти в вечное царство Господа.

Как молиться мощам Николая Чудотворца?

При посещении храма, где находится реликвия, обязательно нужно читать специальную молитву, обращенную к святому. Есть несколько молитвенных текстов и все они разрешены к использованию. Посещение мощей Николая Чудотворца это важное событие в жизни верующих людей, поэтому рекомендуется выучить текст наизусть. Есть короткие молитвы и одна из них представлена выше. После посещения храма рекомендуется молиться перед образом святого дома.


Мощи Николая Чудотворца – чудеса

Существует много историй, которые доказывают Божью силу и мощь реликвии, поэтому огромное количество верующих стремится поклониться мощам Николая Чудотворца, чтобы ощутить на себе все блага.

  1. Когда вторая часть мощей была вывезена из города Мира, епископом рядом с ними положил и пальмовую ветвь, которая была привезена из Иерусалима. Через некоторое время люди заметили, что она дала побеги.
  2. Паломники приезжают к святыне со страшными диагнозами, например, многие женщины мечтали о ребенке, но врачи говорили о бесплодии, а через год после приложения к мощам женщины приезжали в храм опять, чтобы крестить своих малышей. Есть свидетельства об исцелении рака и других серьезных болезней.

В православной традиции есть достаточное количество святых, которые способны слышать молитвы и помогать во всевозможных бедах. Преподобная Матрона Московская пользуется одним из самых великих авторитетов среди религиозных людей России. Большинство уверено, что блаженная угодница не оставляет без внимания тех, кто искренне пришел попросить исцеления или утверждения в вере.

Перед смертью блаженная угодница завещала всем нуждающимся приходить на её могилу и обращаться к иконам. Святая всегда проявляла милосердие и божественное участие в судьбе человека.

Прошения о помощи у святой Матронушки

Обыкновенные миряне не обладают духовным видением, совершают большие ошибки, поэтому им часто необходимо божественное вмешательство. Святые, являющиеся посредниками между Божьей волей и человечеством, способны исправлять неурядицы, если люди искренне раскаиваются и просят помощи.

Многие православные верят, что святая Матрона способна творить чудеса

Матронушка из числа тех, кто с большой любовью исполняет благородные просьбы честных людей. Ее жизнь была примером праведного богослужения, и после смерти блаженная угодника не устает

  • Прежде чем обратиться к преподобной старице, следует прочитать молитву Всевышнему Господу, Пречистой Деве и Иисусу Христу. Место обращения не имеет особого значения: каждый может попросить помощи в родном доме, храме или на могиле Матроны. Однако самым действенным способом многие паломники называют обращение к останкам, находящимся в Покровском монастыре.
  • В том же месте, где находится рака с мощами преподобной угодницы, расположены и два её священных образа, к которым ежедневно желают прикоснуться толпы религиозного народа.
  • Особое отношение у Матроны было к воде, именно через нее матушка чаще всего исцеляла болезни. Поэтому прихожане, посетившие , прикладываются к святому источнику, наполняя тела чистейшей и благословенной субстанцией.
  • Чтобы святая могла выслушать молитвы и ходатайствовать перед Всевышним Отцом, православные верующие обязаны раскрыть свое сердце в беседе с ней. Нужно отбросить бесполезные мысли о пустых объектах материального мира. Следует сосредоточиться на чистоте просьбы, происходящей из благонравного намерения.
  • Преподобная угодница очень быстро откликается на молитвы, обращенные к ней. Если цели не достигаются с первого раза, нужно исправлять собственный ход мыслей, не терять веру в Господа и продолжать молится. Таким образом, святая исправляет наклонности к грешному мировоззрению и учит полагаться не только на себя.
  • К Матроне Московской часто являются с цветами и другими подарками, которые выражают признательность. Человек должен не просто просить помощи, но и благодарить за то, что великая божья угодница дарует блаженство, ведь уже только от обращения к святому простой мирянин обретает спокойствие.
  • Поэтому придел, где располагается рака с останками Матроны, всегда усыпан цветочными композициями. Букеты освящают с благословения церкви и раздают прихожанам, которые забирают их домой, высушивают и ставят на домашнем иконостасе. Святая чрезвычайно любила сирень, хризантемы, тюльпаны и розы.
Важно! Строгих рамок обращения к святой угоднице не существует, она готова выслушивать мольбы в любое время и при всяких обстоятельствах. Важно самим проявлять уважение к окружению и стараться выкорчевать из собственного сознания греховные наклонности, приносящие личности и его окружению только страдания. Рекомендуется раздавать милостыню и оказывать помощь всякому, кто действительно в ней нуждается.

Святая угодница умеет слушать молитвы и знает о наших благих делах, которые повышают шансы на осуществление людских просьб.

Неограниченная помощь святой

Милосердную Матрону, являющуюся славнейшим служителем Господа, православные верующие неустанно просят в самых различных обстоятельствах, надеясь получить желаемое и найти счастье. Прихожане читают мольбы об исцеление от тяжелого недуга. За всю свою жизнь божественная старица поставила на ноги не один десяток несчастных больных, долгое время страдающих и не находящих покоя.

Как молиться:

Блаженная угодница способна восстановить семью, вдохнув в сознание мужа или жены правильные мысли. К тому же Матрона может подарить бездетным парам долгожданного ребенка, который получит такую же большую любовь, какую испытывала она сама.

Если человек имеет большую семью, а обстоятельства требуют изрядного финансирования, святая старица способна одарить человека работой, которая принесет честные деньги.

Некоторые люди приходят к мощам или лику преподобной, чтобы просить вразумления и укрепления веры в Единого Бога. Такие личности вскоре обретают духовное видение и начинают приносить огромную пользу своему окружению.

Иконы и мощи преподобной угодницы способны уберечь истинных верующих от влияния нечистых сил, а также помогают обрести настоящее доверие к делам Господа, который всегда знает, как полезнее и справедливее поступать его детям.

Икона и мощи святой Матроны Московской

Сегодня существует несколько самых популярных способов, которыми пользуются православные верующие, чтобы их мольбы дошли до сердца преподобной Матроны.

  • Большинство людей стремится навестить раку с её мощами и прикоснуться к божественному списку. Покровский монастырь, в котором располагаются останки, находится в Москве по адресу ул. Таганская № 58. Церковные комплекс работает без выходных и открыт с раннего утра до самого вечера.
  • Колоссальным могуществом обладает Именно здесь Матрона Московская была похоронена. Память об этом месте практически стерлась, но почитание возобновилось через 30 лет после кончины блаженной старицы, как она сама и предсказывала. Мощи торжественно перенесли в Покровский монастырь, а на месте гроба установили чудодейственный сосуд с песком, которые тоже помогает в трудные минуты.
  • Блаженной матушке можно написать письмо, которое следует отправить на адрес Покровского монастыря. Это прошение будет возложено на мощах Матроны.
  • Часто православные верующие обращаются к священным иконам с изображением преподобной старицы. В России практически нет церкви, где не находился бы такой список. Большинство прихожан стремиться именно прикоснутся к реликвиям, потому что считают этот жест более прямым и скорым. Однако не стоит забывать о чистоте помыслов, потому что дурные запросы, приносящие вред, святая исполнять откажется.

Правила прикладывания к мощам и иконам

Многие христианские паломники посещают столицу для того, чтобы повидать место упокоения блаженной старицы и прикоснуться к ее образам. В этих людях не утихает надежда, что обращение к Матроне способно исцелить от болезней и придать духовных сил на жизненном пути.

Прикладывание к мощам Матроны Московской

В Москве есть несколько мест, где паломники могут воочию рассмотреть останки и помолиться:

  • На ул. Даниловский Вал № 22 находится Свято-Даниловский церковный комплекс.
  • Останки блаженной старицы также хранятся в храме Георгия Неокесарийского.
  • На Измайловском шоссе № 2 - церковь Воскресения Христова.
  • На Нахимовском проспекте № 6 - храм Ефросиньи Московской.
  • На ул. Осипенко № 6 - собор святого Георгия Победоносца.
  • Погребальная рака Матроны хранится в церкви Мартина Исповедника (ул. А. Солженицына № 16).

О мощах Матроны:

Для прихожан существуют определенные правила, которым должно придерживаться, находясь в Божьей Обители:

  • Поведение должно быть смиренным и воспитанным, необходимо спокойно дождаться своей очереди. Перед мощами делаются поклоны и дважды крестное знамение.
  • К раке с останками прикасаются сначала губами, а после лбом. Далее, прихожанин делает крестное знамение и отходит в сторону. Не нужно долгое время задерживаться перед святыней, так как желающих очень много. Поэтому следует заранее сформулировать просьбу и четко выговорить её перед мощами или образом.
  • Разрешается взять с собою маленькую икону и приложить её к раке. После всех действий традиция велит подойти к церковнослужителям, которые раздают освященные цветы.
Совет! Чтобы просить помощи у святой Матроны Московской следует держать свое сердце и помыслы в чистоте. Блаженная старица не отказывает честным людям, вселяя в сердца веру во Всевышнего.

За помощью к Матроне приходит огромное количество мирян и, зная о ее милосердии, заранее благодарят святую поклонением, цветами и небольшими иконами.

Как просить Матрону Московскую о помощи?

26 июля 2018, 22:02 Авг 2, 2018 19:23

В Россию впервые за 930 лет привезли мощи святого Николая Чудотворца . Святыня доступна для поклонения в Москве, затем ее перевезут в Санкт-Петербург. Ожидается, что поклониться мощам придут не менее полумиллиона паломников, во всяком случае, в первый день храм Христа Спасителя в Москве, где выставлены мощи, посетило не менее 25 тысяч человек.

Кто такой Николай Чудотворец

Николай Чудотворец, которого в России иногда называют Николаем Угодником , один из самых почитаемых в христианстве святых.

Он родился в третьем веке в греческой колонии в Малой Азии в христианской семье и с ранних лет посвятил себя служению богу и борьбе с пережитками язычества. Святителю Николаю приписывают многочисленные чудеса, он также славен добрыми делами и абсолютным бессребреничеством.

В западной традиции святой Николай ассоциируется с рождественским дедом Санта-Клаусом , поскольку есть предание, что святитель тайно помог бедным бесприданницам, бросив им кошель денег через дырку в крыше. Также Николая Чудотворца считают покровителем детей, поскольку именно они ждут от Санты рождественских подарков.

Кроме того, святой Николай считается покровителем купцов и мореплавателей. Это связано с тем, что святитель много путешествовал по морю и по преданию даже умел молитвой усмирять бурные волны. Также рассказывают, что он как-то воскресил матроса, разбившегося при падении с высокой мачты.

В православии Николай Чудотворец считается наиболее близким богу святым. Прозвище Угодник означает, что он угождал богу. На Руси святитель Николай с установления христианства считается не только покровителем мореплавателей (например, Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления в Санкт-Петербурге в народе называется попросту - Никола Морской), он еще и заступник бедных, больных, сирых и убогих. Он помогает безвинно осужденным и оклеветанным. Короче, очень русский святой, что уж тут говорить.

Мощи Николая Чудотворца

Умер святитель Николай в середине четвертого века в глубокой старости, оставшись в памяти христиан символом глубокой веры, добрых дел и милосердия. После окончания земной жизни святого его нетленные мощи находились в городе Мира на территории нынешней Турции. Однако чрезвычайно почитавшие его венецианские купцы опасались за сохранность святыни там, где власть постепенно переходила в руки мусульман. Поэтому, как нередко бывало в Средневековье, купцы, люди отчаянные, решили украсть мощи, что им и удалось сделать в 1087 году.

Украденные мощи купцы перевезли в Италию, где с тех пор часть их хранится в специально построенной крипте базилики Св. Николая в итальянском городе Бари. А поскольку городок миновали войны и другие катаклизмы, мощи хорошо сохранились до наших дней.

В Бари хранится бо льшая часть мощей святителя, здесь им могут поклониться паломники, в том числе из России. Другая часть мощей находится на противоположном конце Италии - в Венеции, на острове Лидо, в храме, также посвященном святителю Николаю.

Маленькие частицы мощей святого Николая находятся в десятках храмов по всему миру, есть они и России.

Из Бари в Россию привезены не все мощи, а только ребро святителя. В раке, покрытом защитным стеклом, - частица девятого ребра Николая Чудотворца, того, что у сердца. Считается, что это особенно важно для верующих. Николаю Угоднику молятся о здоровье, о материнстве, об удаче, икону с ликом святителя иногда берут с собой в дорогу.

Как мощи оказались в России

Договоренность о том, чтобы привезти мощи святителя Николая в Россию, была достигнута на исторической встрече патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска в прошлом году.

Почему мощи привезли именно сейчас

22 мая православные отмечают день Николая Чудотворца, как раз посвященный перенесению его мощей в город Бари. Это так называемый Никола Летний , день, в народной традиции связанный с переходным периодом между весной и летом.

Есть еще один важный праздник, посвященный Николаю Чудотворцу, - это так называемый Никола Зимний , который в православии отмечается 19 декабря и связан с днем окончанием земной жизни святого.

Есть ли в России другие частицы мощей святителя Николая

Да, есть, и немало. Например, в Александро-Свирском монастыре в Ленинградской области, в Александро-Невской лавре в Петербурге, в Свято-Даниловском монастыре в Москве, в Николо-Угрешском монастыре в Московской области, в храме святителя Николая в Котельниках и в других храмах.

Почему все хотят поклониться именно мощам, привезенным из Италии

Тут сыграло роль широкое освещение в прессе привнесения мощей в Россию. Кроме того, потрудиться в паломничестве к важной святыне считается делом богоугодным, поэтому трудности паломников не пугают.

Напомним, активное паломничество в России было также к широко освещавшимся в прессе другим святыням: поясу пресвятой Богородицы и дарам волхвов.

Сколько времени мощи пробудут в Москве и Петербурге

Затем мощи будут перевезены в Петербург, о том, как будет проходить поклонение святыне в Северной столице, Федеральное агентство новостей расскажет позже.

Долго ли стоять в очереди

Нужно рассчитывать на несколько часов, в выходные дни это может занять до восьми часов.

Во сколько занимать очередь

На сайте РПЦ советуют приходить не позднее 17 часов, но по опыту известно - чем раньше - тем лучше. Можно занять очередь с ночи, чтобы попасть к святыне с утра.

Что брать с собой

Московские власти обеспечили паломников бесплатными туалетами, а также установили палатки с едой и напитками. Но еда и питье достаточно дорогие, цена за чай доходит до 120 рублей, что уже вызвало серьезные нарекания. Поэтому рекомендуется запастись едой и жидкостью, особенно актуальна чистая питьевая воды. Также очень важно надеть теплую удобную одежду - в Москве вновь ожидается похолодание - и удобную обувь. С собой нужно взять запасные носки, если есть планы стоять ночью, то шерстяные, не помещают шапки и куртки. Также крайне удобная и нужная вещь - складной стульчик.

Можно ли брать с собой детей

Это сугубо на усмотрение родителей и законных представителей несовершеннолетних, но никаких противопоказаний к паломничеству детей нет. Кроме того, к святыням такого рода идут, как правило, за здоровьем, так что взять с собой детей и больных, как говорится, сам бог велел. Для многодетных и инвалидов-колясочников, кстати, предусмотрен отдельный вход.

Не опасно ли прикладываться к святыне

Конечно, целовать стекло не слишком гигиенично. Но ничего страшного в этом нет, тем более что люди, идущие к святыне, настроены позитивно, а значит, их защищает вера и положительные эмоции. Организаторы поклонения знают о возможных рисках и принимают соответствующие меры по минимизации возможности распространения каких-либо инфекций. Что касается прикладывания детей, это опять-таки полностью на усмотрение их родителей или законных представителей. В любом случае уже почти лето, эпидемическая обстановка в Москве и Петербурге благополучная, так что можно на этот счет особо не беспокоиться.

От чего лечат мощи

Да, в общем, от всего, была бы вера. Но при наличии каких-либо серьезных заболеваний паломничество к святыне не должно поменять прописанные врачами медикаменты и процедуры. Как говорится, одно другому не мешает.

Священник Максим Крижевский, старший преподаватель кафедры Культурологии ПСТГУ

Встреча со святым

- В храмах Москвы есть множество великих святынь. Но если привозят, вот как сейчас, мощи святителя Николая , одного из самых известных и любимых в России святых, частицы мощей которого есть во множестве московских храмов, все бегут. Зачем?

— Ну, смотрите: вот приезжает к вам очень дорогой для вас человек. Можно, наверное, помахать ему издалека. А можно подойти и пожать ему руку.

Святыня — это не просто останки, вещи, чудотворные иконы или какие-то предметы, которыми святые пользовались при жизни.

Все, что связано со святыней — это событие , связанное с жизнью святого в Царстве Божием, и может быть, с моей жизнью на земле.

И в этом свете вопрос, зачем идти к одной святыне, частицы которой есть в других храмах, получает новый смысл.

Я сам в какой-то мере поддался этому соблазну и начал рассуждать так же «технологично»: есть в одном месте, зачем же бежать в другое?

Когда в 2011 году к нам в Москву привозили Пояс Пресвятой Богородицы, я тоже сначала так подумал: ну что, я служу, причащаюсь, к частице Ризы Богородицы в Соборе Христа Спасителя прикладываюсь регулярно. И когда меня от Патриархии послали на послушание беседовать со стоящими в очереди в храм Христа Спасителя, и я прикоснулся к Поясу, я понял: это же Богородица приехала! Сама Пресвятая Богородица пришла в нам! Как же не пойти, не встретиться с Ней?

То, что Ее Пояс привезли в Россию, причем впервые, — ведь это сюжет из Ее жизни, совершенно новый сюжет, событие, которое происходит здесь и сейчас! Да, Она присутствует в Москве и в других святынях, но впервые Ее Пояс был вывезен с Ватопеда, горы Афон, Ее удела. Это Она о нас так сегодня позаботилась, так выразила свою любовь!

Думаю, так и с мощами святителя Николая.

Ведь для христианина время — категория нелинейная. Когда мы празднуем Благовещение, мы же не просто вспоминаем, как более 2000 лет назад архангел Гавриил принес Деве Марии и всему миру Благую весть. Мы празднуем это как Благую весть, которую мир получает вновь и вновь!

Как и другие праздники, как и Воскресение Господа мы не просто вспоминаем за каждой литургией, а приобщаемся Его воскресению.

Вот, например, икон Богородицы очень много, но каждый ее образ — это событие в Ее исторической жизни, Ее участие в жизни какого-либо человека.

И человек чувствует это, хотя и не всегда может объяснить, почему ему так хочется прийти, вроде нет конкретных просьб. Но есть радость встречи.

Я потом очень благодарил Бога за то, что меня туда направили в эти дни. Я смотрел на людей и думал, что сам бы поленился прийти, сидел бы и умничал, а когда все увидел, то понял, что происходит, какой я бесчувственный.

Многих искренне верующих отпугивает сама мысль о том, что придется «пробиваться» к святыне, в толпе, в ажиотаже, а помолиться хочется в тишине и «без свидетелей».

А на литургии мы тоже молится «без свидетелей»? Слово «литургия» в переводе с греческого означает «общее дело». И на ней, между прочим, выстраивается очередь к причастию, иногда длинная.

Конечно, когда на литургии тебя теснят со всех сторон, это не способствует молитве. Понятно и желание уставших от многолюдия москвичей побыть с Богом в тишине. Но поэтому в этом вопросе нет никаких руководств и инструкций: когда, кому и у какой святыни надо побывать.

Если у церковного человека есть сомнения, он может спросить у духовника, если нет - он поступает так, как подсказывает сердце.

Вот побывал человек в Иерусалиме, приложился ко многим святыням, а тут в Москву тоже привезли святыню, - надо идти «обновлять благодать»?

Разве мы не регулярно молимся, исповедуемся, причащаемся? Когда мы после причастия грешим и теряем благодать, мы с сожалением о своих грехах приносим покаяние и укрепляемся Святыми Христовыми Тайнами.

Во всем этом есть повторяемость. Вся жизнь в Церкви строится по определенному кругу: суточному, годичному. Повторяются службы, праздники.

Наша человеческая природа энтропийна, человеку свойственно забывать, остывать.

Мы сейчас помним, переживаем, а в какой-то момент нам для укрепления и поддержки опять необходимо вернуться в то же символическое окружение, чтобы снова понять, как общаться с Богом.

Мы нуждаемся в восстановлении и обновлении своих сил, очищении своей памяти. Не случайно святые отцы называют исповедь вторым крещением, когда восстанавливается мир человека с Богом, с Церковью.

А если у человека нет личных отношений с тем святым, мощи которого привезли, нет никакого особого чувства близости? Но этот святой велик, все идут. Может человек сохранить дистанцию или это будет как-то неблагочестиво?

Это будет искренне. Бог видит наше сердце и лучше понимает, что у нас на душе, чем мы сами. Не всегда можно понять, надо или не надо идти к святыне.

Общение с Богом происходит на глубоко личном уровне, а каждый человек уникален. И что именно происходит в тайне общения души с Богом, никому не ведомо.

Какой этап отношений сейчас у человека с Богом - кто точно на это ответит? Никакие схемы здесь не подходят, они могут быть только ориентирами.

Один мой знакомый считал приезд Пояса не то что пиаром, но все же некой акцией. Но к Поясу пошел, сохраняя при этом скепсис.

А когда приложился, с ним произошло невероятное: он ощутил такой мир в душе и любовь к нему Пресвятой Богородицы, что словами почти ничего не мог выразить, кроме восклицаний: «Как хорошо!».

Вот то, чего мы, православные, порой боимся, помня о хранении чувств, трезвении и пр. А тут не сработала защита, пробило этого скептика, потом он так радовался, как ребенок. Человек этот много лет уже в Церкви.

Но и хорошо, что мы всего не знаем, потому что в противном случае возникал бы соблазн свести все к схеме, превратить в технологию. Господь хранит тайну, потому что он уважает нашу свободу.

«Развели православные язычество»

Паломники в очереди в храм Христа Спасителя к дарам волхвов. Фото с сайта rtvi.com

Нередко можно услышать обвинения верующих, стремящихся непременно приложиться к святыне, освятить на ней какие-то предметы, в язычестве, магизме. Действительно, зачем прикладываться? Бог по-другому не услышит?

Бог и по-другому услышит. Один священник, дежуривший в храме Христа Спасителя во время пребывания Пояса Богородицы, мне рассказывал, что исцеления были в самой очереди, то есть у тех, кто еще не прикоснулся к Поясу, а только собирался. И таких исцелений было больше, чем непосредственно у святыни.

Но никакого язычества в самом желании прикоснуться к святыне нет.

Разве можно упрекнуть в язычестве кровоточивую жену, прикоснувшуюся к одежде Господа, тут же получившую исцеление, да еще и похвалу от Него? («Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». Мф 9: 20-22).

Святыня и оставлена нам Богом для того, чтобы мы могли и телесно, а не только умозрительно, мистически, духовно, участвовать в богообщении.

Бог сотворил мир из материи, освятив ее духом, наш Спаситель был богочеловеком, Сама Церковь - это Тело Христово, — на этом основании и стоит наше отношение к святыне.

В основе природы святыни - действия тех божественных нетварных энергий, о которых свт. Григорий Палама говорил, что они не есть Сущность, но из Нее исходят.

Эти энергии присутствуют в каждой точке исторического существования Бога и его святых. Собственно, эти точки мы и называем святынями.

Для верующего человека они остаются источниками благодати.

Святой Иоанн Дамаскин писал, что «святые и при жизни исполнены были Св. Духа, когда же скончались, благодать Святаго Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их, - не по существу, но по благодати и действию».

Почему святыни не всем «помогают»?

Христос похвалил кровоточивую жену за ее крепкую веру, по которой она получила исцеление. Но многие приходят с очень крепкой верой и даже с последней надеждой, но не все получают помощь. Почему?

Потому что вера нужна не только дерзновенная, но и смиренная. Не только в то, что Господь силен нас исцелить, помочь, но и в то, что Ему лучше ведомо, что человеку нужно: поболеть или исцелиться, что-то получить или подождать.

Это смиренная вера помогает принять Его волю, не настаивать на своем. Ведь Бог помогает исцелиться, если это помогает нашему спасению, то есть важно не только в земной жизни, но и в жизни вечной.

«Да будет воля Твоя», - таков истинный мотив любого христианского прошения, в этом и проявляется согласие двух воль, Божественной и человеческой, - синергия, как говорят богословы.

Спаситель Сам нам подает такой пример согласия с Божественной волей и послушание ей, и послушания не по долгу, тем более корысти, а по любви.

Только в христианстве отношения между творением и Творцом - это отношения любви. Конечно, бескорыстные отношения с Богом, когда уже нет страха, по слову ап. Иоанна, а есть только любовь, — это наша цель, по сути, это святость. Но мы к этому призваны, и Бог дает нам эту возможность, снисходя к нашей немощи, младенчеству, предлагая идти путем сначала наемника, а потом сына.

Именно доверие Богу, признание Его воли большей, нежели своя, открывает для человека подлинные отношения с Богом, отношения со-бытия, причастия Его божественной жизни.

И именно в этом - принципиальная разница с язычеством.

Христианские философы эту разницу видят к двух модусах отношения человека к Богу и миру: иметь или быть?

Христианин, приступая к святыне, хочет не иметь, а быть, то есть он хочет не просто что-то получить от Бога, а он хочет быть «вместе с Богом», приобщения Богу. Для него именно это - самое важное.

Язычник, приступая к святыни, хочет иметь. В «иметь» есть некая интровертная направленность.

Для язычника идол - средство, использовав которое согласно определенной инструкции (ритуалу), можно получить то, что просишь. Это отношения чистой выгоды, корысти. Сам идол при этом человеку просящему может быть вовсе неинтересен, он для него - источник того, что можно взять.

Приступая к святыне или к тому, что он считает святыней, язычник предполагает, что он должен знать особый код, пароль. Таким образом он уже изначально предполагает свою способность управлять ею. Языческая молитва может заканчиваться каким-то юридическим определением, типа: дай мне то-то, а я тебе за это то-то. И это в лучшем случае.

Есть ритуалы, когда надо какое-то количество раз протанцевать вокруг костра, и все получится. А вот если не получится, то тут можно с «богом» и расквитаться.

Например, у якутов в некоторых древних традициях шаманизма есть такая форма, как наказание «богов», если они не помогают.

Я сделал все, что положено! Честно исполнил все предписания, но если «бог» не помог, я его высеку, я даже его выкину и нового вырежу (из дерева, кости), раз старый испортился.

Конечно, в этих практиках еще не было понятия о монотеистическом Откровении, поэтому для них вопрос, откуда у нового идола возьмется божественная сила, не стоял. Работал принцип: есть пароль, я его набрал и вошел, а если не вошел, надо что-то делать.

Этот принцип работает в языческой религии и сегодня, несмотря на то, что некоторые его культы стремятся к монотеистическому сознанию. Но всегда в язычестве нарушается равновесие синергии.

Как мировоззрение, отношение к миру, пусть и неотрефлектированное, язычество очень распространено. Не секрет, что многие люди, идущие сегодня ко христианским святыням, идут с чисто языческими мотивами. Может быть, неосознанно.

И тогда, если они не получают просимого, возникает разочарование, обида: как же так, был, стоял, приложился, а то, что просил - не получил. Значит, зря ходил? Не сработало?

А почему не получил, на благо ли это ему - во всем этом человек разбираться не хочет, потому что это предполагает труд, честное заглядывание в себя, и можно встретить то, что тебе не понравится, а это внесет беспокойство в жизнь. Но именно такой взгляд на себя и мог бы стать первым шагом к истине.

Но, на самом деле, просящий человек всегда что-то получает от Господа, да, не всегда то, что сам просит, но то, что ему нужней в данный момент. И очень важно прислушаться, чтобы не пропустить — что же хочет дать тебе вот сейчас Господь?

А между двумя полюсами: иметь и быть, в общем, все мы находимся, кто-то к какому-то полюсу ближе, кто-то дальше. Наверное, в абсолютной точке полюса «иметь» находится Денница.

Нужны ли святому фотографии наших близких?

Было замечено, что православные прикладывают к святыням фотографии близких, которые не могут прийти. Это неправильно? Почему? Добрая воля есть: человек верит, очень хотел прийти, и близкий думает: пусть он тоже прикоснется к святыне. Он поступает так из любви, мотив хороший.

Все зависит от того, каким смыслом человек наполняет это действие, как он сам себе объясняет эту связь: почему он решил принести именно фотографию? И от этой связи очень многое зависит. Как люди церковные, мы должны понимать, что просто молитвы достаточно, я подошел, от всего сердца помолился, зачем же еще прикладывание фотографии?

- Получается, если я сам прикладываюсь, это нормально, а фото близкого - уже магизм? Непонятно.

Если, прикладывая фотографию, я святому так намекаю, чтобы он «запомнил» в лицо моего ближнего, которого надо исцелить, подстраховываю святого, на всякий случай, от ошибок, тогда я выстраиваю, пусть неосознанно, связь магическую, манипулирую святыней.

Сам термин святой - святость - означает отделенный от обычного, профанного. И если мы к святыне прикладываем какой-то предмет, то он тоже должен быть уже не профанным.

Он должен значить что-то в наших отношениях с Богом, иметь богослужебное символическое значение. Можно прикладывать крестики, иконки, четки, можно даже платок, который вы надеваете в храм, для молитвы. А, прикладывая предмет, не имеющий отношения к нашей духовной жизни, мы пытаемся привнести в область священного несвященные смыслы. Вот есть традиция, что крещальную рубаху потом не надевают.

Есть и такая традиция, что предметы, вещи из храма нельзя использовать в простом быту, обиходе. Например, если ковер лежал в алтаре, его нельзя стелить ни в трапезной части храма, ни в притворе. То есть существует определенная иерархия предметов в наших отношениях с Богом. Обратного хода нет - это неблагочестиво.

- Если человек идет к святыне, не понимая четко даже своих мотивов, принесет ли это ему пользу?

Мы очень мало знаем о том, как и с чем человек идет к святыне. В очереди к Поясу я видел детей, которые уже в детскую очередь не проходили, но все равно были еще маленькими для многочасового стояния, их привела мама, поставила и они стояли по 10 часов, не понимая, в чем они участвуют, и не имея к тому личного отношения. Может, это малодушие, но мне до сих пор больно их вспоминать. Не знаю, надо ли бы было их вести? Я не мог себе ответить на этот вопрос.

Конечно, ребенок может получить милость от Бога по вере матери, даже если она не церковная, но она пришла, привела ребенка, значит, она на что-то надеялась, это уже усилие и направление воли. Не знаю.

Но в очереди были и такие, которые пришли даже не по языческим соображениям, а по принципу: все идут и я должен, ведь чем больше толпа, тем большим психологическим магнетизмом она обладает. А если человек не понимает смысла происходящего, ему легче подпасть под эффект массового психоза. И вот пришел такой человек, и что? А мы не знаем. Господь видит сердце человека. Может быть он, отстояв в очереди, вдруг испытал к окружавшим его людям какие-то чувства сострадания, и Пресвятая Богородица коснулась и его сердца. Это тайна.

Есть мнение, что если бы не было предварительных объявлений о том, что, например, Спиридон Тримифунтский помогает в решении финансовых проблем, а Пояс Богородицы - исцелиться от бесплодия, а святитель Николай — вообще «во всем», паломников было бы гораздо меньше.

Пожалуй, большинство людей, приходящих к святыням, которые в последнее время привозят в Москву, - это люди нецерковные. И им очень не хватает разъяснений: что такое святыня, зачем к ней идти? Думаю, Церкви такую работу нужно начинать еще до того, как святыню привезут. И не в церковных СМИ, где все это есть, а по центральным каналам ТВ провести несколько передач с разъяснением в понятных для людей формулировках, может быть, с прямой связью в вопросах- ответах.

Это поможет предупредить и нелепые ситуации, которые случаются, и несчастные случаи. И многие подходили бы к святыне уже с совершенно другим отношением. Конечно, всегда нужно взвешивать свои силы. Если человек не имеет возможности по состоянию здоровья или другим причинам, например, выстоять длинную очередь, в этом нет ничего предосудительного. Во время обострения болезни есть другие возможности молиться Богу, чем стоять по 20 часов на холоде, жаре или ветре.

Святыня «в тираже»?

Сегодня стало очень много копий святынь, например, копий отпечатка стопы Богородицы, Гроба Господня. Такое тиражирование сакрального не грозит благочестию?
- От того, что крестов много, наше отношение ведь к Кресту не меняется. Копирование - это один из способов выражения смысла, инструмент человеческой памяти. Повторение для религиозных культур - наиболее распространенная форма такой передачи смысла. Есть «эксклюзивные» повторения - отпечаток стопы Пресвятой Богородицы в Почаеве, на горе Вознесения, другие святыни, связанные с непосредственным физическим контактом святого. Но любая икона - уже копия. Принцип копирования получил осмысление на Седьмом Вселенском соборе (787).

Хотя нельзя не согласиться, что проблема тиражирования святынь есть. Мы видим, как на каждом углу висят календари с иконами вместе с календарями с котятами.

Но главная опасность девальвации святыни - в неблагоговейном к ней отношении. Если вам не удается сохранить здоровое духовное напряжение, внимание и любовь к святыням, лучше не надо прикладываться к ним, не покупать их изображение.

Надо соизмерять свои действия и свои возможности. Ведь почитание икон - это тоже духовный труд. Иконы нужны для того, чтобы им молиться. Они дают возможность ощутить себя в присутствии Бога, Богородицы, святых. И если вы не чувствуете способности молиться тем иконам, которые вы дома развесили, благочестивее будет даже оставить только те, которым вы молитесь, читаете тропарь, а остальные поставить одна за другой, чем вообще их игнорировать.

Согласно сложившейся на Руси благочестивой традиции при входе в монастырь женщины покрывают голову, мужчины снимают головной убор. Принята также закрытая скромная одежда - для женщин платье или юбка, брюки для мужчин. При входе в монастырь необходимо трижды осенить себя крестным знамением и поклониться святыне. Несмотря на теплую погоду, всем прихожанам рекомендуется надевать одежду с длинными рукавами. Иногда допускается, чтобы женщина вошла в монастырь в брюках, если ее решение зайти в церковь не было запланировано заранее, но при этом необходимо воспользоваться одеждой (платком и юбкой), выдаваемой при входе в храм.

Входить в храм

Входить в храм нужно спокойно, молча, с благоговением. При этом мужчина должен снять головной убор, а женщина, наоборот, надеть платок на предварительно собранные волосы. Когда вы вошли в храм, совершите три земных поклона (в праздники – три поясных поклона), после чего поклонитесь молящимся в правую и левую сторону. Такие правила иногда сложно соблюсти в полной прихожанами церкви, поэтому разрешается немного пройти в сторону и три раза осенить себя крестом, совершив при этом три поясных поклона. Также сотворить крестное знамение необходимо при входе в храм.

Для крестного знамения

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони. Затем нужно возложить крестное знамение на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую. В некоторых церквях (и особенно в монастырях) до сих пор соблюдается древнее правило, по которому во время богослужения женщины стоят на левой стороне, а мужчины – на правой. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать. Креститься и преклонять голову нужно, когда священнослужители осеняют крестом, Евангелием, образом или святой чашей. Во время осенения свечами, крестным знамением и кадилом нужно только преклонять голову. Если службы нет, разрешается подойти к любой иконе, дважды осенить себя крестом, приложиться к нижней части образа и перекреститься в третий раз. Прикладываться к иконам следует перед началом богослужения и после него или в установленное время - например, на всенощной за елеопомазанием. В храмах запрещено проведение фото- и видеосъемок. Разрешаются они только после благословения священнослужителей.

Свечи во здравие

Свечи во здравие ставят в особенные подсвечники, которые располагаются под образами. Свечи за упокой ставятся на специальном канонике, узнать который легко по квадратной форме и наличию малого распятия. Ставить свечку допускается любой рукой. Очень хорошо поставить первую свечу перед главной святыней храма. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайтесь духом: жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом. В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть в случаях нездоровья. Хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах».

Как правильно прикладываться к иконам и мощам святых

Как правильно прикладываться к иконам и мощам святых: Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим - то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем - получает Божью благодать. Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после - крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик. Если на иконе изображен Господь во весь рост, то нужно целовать ноги, во всех других случаях - руку; на иконах Божьей Матери и святых - руку. Если же изображена только голова - целовать волосы. На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме. Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед мощами святителя Тихона: «Святителю отче Тихоне моли Бога о рабе Божием (имя)» или другие молитвы святому. Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.