Описание храма богини артемиды в эфесе. Храм Артемиды в Эфесе (Артемисион). Экскурсии к храму Артемиды

Интересный факт — на территории современной находятся остатки сразу двух из семи чудес света античного мира. Мы, конечно же, не упустили возможности и посмотрели оба (первое чудо — ). Сегодня я хочу рассказать про Храм Артемиды Эфесской , который был построен недалеко от древнего Эфеса.

Храм Артемиды был построен в 6 в. до н.э. в честь покровительницы города (Эфеса) богини Артемиды. Причем культ богини уходит корнями в глубокую древность — еще до появления в этих местах греков в городе поклонялись богине, которую называли «Великая мать». Греки назвали ее Артемидой и возвели огромный и невероятный по тем меркам храм в ее честь.

Артемида — одна из самых значимых богинь в древнегреческой мифологии, покровительница всего живого на земле, богиня охоты, целомудрия и плодородия, прекрасная, но жестокая.

Для постройки храма было выбрано очень необычное место — на болоте. В те времена многие постройки разрушались частыми землетрясениями, поэтому архитектор решил возводить храм на болотистой местности в надежде, что при землетрясении почва самортизирует и храм останется целым. В последствии это решение оказалось ошибочным — в настоящее время практически все остатки храма ушли на дно болота.

Когда храм был достроен (а на строительство ушло почти 120 лет!), окончательные размеры составляли 110 м в длину и 55 м в ширину, в храме было установлено 127 колонн высотой 18 м . Так что зрелище действительно впечатляющее.

5. Видео

И, конечно, небольшое видео, которое мы сняли на болоте с храмом Артемиды:

А Вы видели когда-нибудь чудеса света или, может, были в тех местах, где они когда-то были построены? Какие ощущения возникают, когда находитесь в таком значимом месте с богатой историей? Где стоит побывать? Поделитесь в комментариях!

Фото которого сегодня изображают всего несколько колонн, по праву считается одним из чудес античного мира.


По легенде, Артемида - сестра-близнец Аполлона - заботилась о животных и растениях, опекала домашний скот и диких зверей, могла вызвать рост деревьев, цветов и кустарников. Не обделяла она своим вниманием и людей, давая им счастье в семье и благословение на рождение детей. Женщины часто приносили ей жертвы как покровительнице продолжения рода.

Первый храм Артемиды был построен в шестом столетии до нашей эры в греческом городке Эфес, который в настоящее время является турецкой провинцией Измир. В середине четвертого века до н.э. он был сожжен Геростратом, затем восстановлен и снова разрушен готскими варварами.

Храм Артемиды стоял на месте находившегося в этой области святилища карийской богини, покровительницы плодородия. Средства на его строительство были пожертвованы знаменитым лидийским богачом царем Крезом, надписи которого до сих пор сохранились на базах колонн, а проект, как пишет Страбон, был разработан архитектором Херсифроном из Кносса. При нем была установлена коллонада и возведены стены, а когда он скончался, строительство продолжил его сын, а после - зодчие Деметрей и Пеоний.

Огромный белокаменный храм Артемиды вызывал восхищение и удивление. Точных сведений о том, каким именно образом он был украшен внутри, до нас не дошло. Известно лишь, что скульптурным убранством одного из чудес Древнего мира занимались лучшие мастера, а сама статуя богини была создана из слоновой кости и золота.

Это священное место использовалось не только для проведения религиозных служб и церемоний, оно почти сразу же стало деловым и финансовым центром Поскольку им управляла коллегия только из жрецов, он был практически независимым от городской власти.

В 356 году до н.э., в ночь, когда родился Александр Македонский, тщеславный Герострат, желая прославиться, поджег этот великолепный храм. Однако к началу третьего до нашей эры века храм Артемиды был полностью восстановлен и получил прежний вид. Деньги на реконструкцию были выделены Александром Македонским, а проводил работы архитектор Хейнократ, который на этот раз поднял здание на еще более высокое основание. Размеры храма были внушительными: 51 метр в ширину и 105 - в длину. Крышу поддерживало 127 колонн в восемь рядов.

Храм фото которого, к сожалению, сегодня изображают только одну восстановленную колонну, внутри украшали статуи и рельефы Скопаса и Праксителя. Эфесцы, в благодарность заказали его портрет, который изображал великого полководца подобно Зевсу - с молнией в руке.

А в середине третьего столетия святилище Артемиды разрушили готы. Позже на его месте была построена небольшая церквушка, которая тоже была снесена.

Облицовочные были разграблены, крышу разобрали, вскоре колонны начали падать из-за нарушения единства конструкции. Падающие каменные блоки со временем засосало болото, на котором был построен храм Артемиды. А несколько десятков лет спустя то место, на котором стояло одно из лучших архитектурных произведений Ионии, было даже забыто.

Долгие годы понадобились английскому исследователю Вуду для того, чтобы найти хоть какие-то следы храма, и в 1869-м ему, наконец, повезло. Работы по вскрытию фундамента храма были закончены только в прошлом веке, и в это же время были найдены и следы колонн самого первого варианта, сожженного Геростратом.

Считается, что легендарный город Эфес - второе по посещаемости туристическое место в Турции после района Султанахмет в Стамбуле. В городе действительно сохранилось много древних памятников, и он имеет потрясающую историю. Даже беглое перечисление исторических фактов и вымыслов связанных с Эфесом приводит в благоговейный трепет. Еще во времена хеттов город носил название Апаса (от которого и произошло более позднее Эфес) и был столицей могущественного государства Арцава, длительно враждовавшего с Хеттской империей. Он был крупнейшим городом античного мира, здесь находилось одно из семи чудес древнего мира - храм богини Артемиды. Здесь жил греческий философ Гераклит, длительно проповедовал апостол Павел, здесь записал свою часть Нового Завета апостол Иоанн, в Эфесе он был и похоронен, также здесь находятся могилы апостола Луки, Тимофея, Марии Магдалины и, страшно сказать, самой Богородицы - Святой Марии.

Город многократно менял свое местоположение вдоль устья реки Каистр, поэтому сейчас логично говорить не о какой-то точке на карте под названием Эфес, а о целом районе, куда входят развалины античного Эфеса и современный турецкий город Сельчук, о котором и пойдет сейчас речь.

Наиболее вероятно, что именно крепость нынешнего Сельчука была первым Эфесом. На этом холме были найдены погребения микенского периода - II тыс. до н.э. Эфес всегда был портовым городом, поэтому его история - это бесконечная борьба местных жителей с наносами реки Каистр, впадавшей в Эгейское море. Когда-то море плескалось непосредственно у стен цитадели Сельчука, но с течением времени река заболачивала округу, и морская линия отодвигалась на запад. В силу этого городское поселение мигрировало вслед за морским побережьем. Прибывшие сюда в 11 в. до н.э. ионийцы основали акрополь уже несколько западнее, примерно там, где сейчас находятся руины римского Эфеса.

В историю города вмешивались также могущественные правители центральной Малой Азии, они вносили свои корректировки в расположение Эфеса. Во времена правления лидийского царя Креза город опять переместился на восток, дальше от моря, но ближе к величественному храму Артемиды - одному из семи чудес древнего мира. Видимо основой экономики Эфеса тогда стал сбор денег с многочисленных паломников, стекавшихся в храм Артемиды со всего света. Затем, при эллинистическом правителе Лисимахе, город опять сместился к побережью, туда, где сейчас находятся многочисленные античные руины. Здесь Эфес пребывал вплоть до конца I тыс. н.э. В византийскую эпоху порт опять начал терять значение для граждан, и городское поселение сдвинулось обратно к исходной точке - нынешнему холму Сельчука. Здесь была построена византийская крепость, которую можно наблюдать и сейчас, пусть и несколько перестроенной последующими турецкими правителями. В византийское время крепость получила название - Агиос Теолог (Святой Богослов) в честь апостола Иоанна Богослова погребенного внутри ее стен в огромной базилике Св. Иоанна. Впоследствии, турки превратили название Агиос Теолог в Айясолук.

На фото три важнейших достопримечательности Сельчука - на переднем плане шедевр исламской архитектуры мечеть Иса-бея, правее, руины величественной базилики Св.Иоанна, а на заднем плане - византийско-турецкая крепость. Фотографировал я это великолепие, стоя в канаве, где когда-то находилось чудо древнего мира - храм Артемиды Эфесской.

Храм Артемиды - древнейшее и важнейшее сооружение в Эфесе. По греческому преданию, первый храм богини был возведен амазонками, они же основали, по мнению греков, город Эфес. Стоит отметить, что паранойя греков по поводу существования амазонок очень устойчивая, амазонки и их влияние упоминаются многократно. Для древнего грека амазонка совершенно реальный персонаж, и как это интерпретировать не совсем понятно. Археологически известно, что Эфес существовал задолго до греков, но кого нужно считать амазонками в его истории вопрос сложный. Миф об амазонках перекликается с самим культом Артемиды - в сущности древней малоазиатской богини, Великой матери Ма, Амма или Кибелы древних фригийцев и лидийцев. Видимо, стоит думать, что культ богини матери в Малой Азии восходит еще к Чатал-Хююку, древней индоевропейской прародине.

Заболоченный котлован, где теперь "плавают" остатки храма Артемиды Эфесской.

Один из первых храмов Артемиды, найденных на месте позднего чуда света, был очень маленьким по размерам, наполовину деревянным. В силу его размеров нельзя сказать, что это было очень значимое святилище. В сущности, значительный интерес к культу Кибелы-Артемиды появился в Эфесе после его захвата лидийцами в 6 в. до н.э. Именно лидийский царь Крез дал денег на строительство огромного храма, а денег у него было много - "богат как Крез" - известная поговорка древнего мира. И стоит вспомнить, что в столице Лидии городе Сарды также располагался гигантский храм Артемиды, который, кстати, намного , чем знаменитое чудо античности из Эфеса. Стоит думать, что возможно строительство храмов Артемиды было способом проталкивания государственной идеологии Лидии по всей Малой Азии. Т.е. в каком-то смысле амазонками были лидийцы)

Интересна и некоторая взаимосвязь амазонок и кочевников киммерийцев. Как и последние, амазонки активно воевали в Малой Азии, но потом почему-то откатились на периферию греческого мира в степи Причерноморья. Последующая традиция часто связывала их с сарматами, скифами и другими кочевыми народами юга современной России.

Один из первых храмов Артемиды, найденный на месте нынешнего.

Местоположение для храма было выбрано тоже интересное. Как видно на фото, святилище находилось в очень низменном месте, не зря одним из эпитетов Артемиды было определение - Болотная. Кстати, в Сардах храм Артемиды стоит хоть и несколько повыше, но тоже не на горе, как, например, знаменитый храм Афины в столице Греции. И ведь такие святилища, не говоря о наводнениях, значительно сложнее оборонять, чем храмы в акрополях. А ведь эти храмы были очень богатыми - баснословно богатыми. Древние источники пишут, что храм Артемиды в Эфесе был банком всей Малой Азии, считалось, что если отдать свои деньги на хранение в храм они не пропадут. Правда, известно, что киммерийский царь Тугдамме все же разграбил святилище в 7 в. до н.э., отчего Артемида наслала на него смертельную болезнь.

Как всем известно, храм построенный на деньги царя Креза был сожен Геростратом в 356 г. до н.э., по преданию, он сгорел в ночь, когда появился на свет Александр Македонский. Собственно, именно этим объяснялось, почему могущественная Артемида не смогла уберечь свой собственный храм - она якобы в это время помогала при родах будущего покорителя Азии. И божественный Александр помог богине отстроить ее святилище, следующий храм в Эфесе (и кстати в Сардах тоже) был построен уже на его деньги.

Нужно признать, что от великого храма не осталось практически ничего. Он был полностью уничтожен христианами в 4-5 вв. Для новой религии было очень важно разрушить святилище Великой Матери, так как ее культ был главным конкурентом христианства в Малой Азии.
Об этом писал, посетивший Эфес в 1880-90 гг., российский дипломат В.А. Теплов

>>>Эфесский храм был в особенности ненавистен христианам, так как там они встретили наибольшее сопротивление со стороны жрецов. Поэтому лишь только позволили разрушать древние храмы, все, что только можно было взять и вывезти — колонны, статуи, мраморные плиты — все это было растащено и употреблено на постройку частных домов. Императоры сами подавали тому пример: Константин опустошил Азию, забрав оттуда разные художественные произведения и перевезя их в свою новую столицу. Когда Юстиниан стал строить храм Премудрости Божией, Эфес явился для него как бы каменоломней, где находились уже вполне готовые материалы: двенадцать колонн, которые украшают ныне св. Софию были вывезены из Эфеса. Близость моря облегчила возможность увоза разных остатков древности; быть может даже, что великолепное сооружение Динократа было разрушено нарочно до основания, под влиянием реакции против старой, поверженной уже в прах религии.

Реконструкция храма Артемиды в Эфесе.

Храм Артемиды был обнаружен в 1869 г. английским археологом Джоном Вудом. Для этого ему потребовалось вырыть котлован глубиной 6 метров, так как немногочисленные остатки храма были занесены наносами реки Каистр. Все что Вуд нашел полезного в этом котловане он увез в Лондон, в те времена все древние города в Азии активно грабились европейскими археологами. Поэтому, на месте ничего не осталось. Более того, вызывают определенные сомнения те остатки храма, что сейчас выставили в котловане для туристов. Дело в том, что у них нет масштабности, которая, по идее, должна была быть свойственна храму Артемиды в Эфесе. Тут, правда, нужно признать, что очень сложно выяснить, каковы были размеры храма, прежде всего высота, так как площадь его проясняется при раскопках.

Но вот какой высоты были колонны храма не очень понятно, я встречал мнения, что высота храма Артемиды - 18 м. и высота одной колонны тоже 18 м., что как-то странно, так как кроме колонн на высоту здания влияли и другие элементы. Исходя из размеров и пропорций поставленной в болоте одной колонны, я бы предположил, что 18 м. это общая высота сооружения, ибо колонна откровенно мелковата - на глаз 10-12 м. высотой (хотя часто врут, что 14 м.) И заметно, что в основании новодельной колонны храма Артемиды, сложенной из кусков, вставили какие-то дополнительные элементы, тем самым пытаясь сделать ее выше. Но, бесконечно наращивать высоту нельзя, так как колонна откровенно тонковата для этого, можно предположить, что ее изначальная высота не превышает той, что мы сейчас наблюдаем, а возможно и меньше. А если это так, то значит храм Артемиды был весьма приземистым сооружением с колоннами примерно 12 м. и общей высотой в 18 м.

Для сравнения я специально вставлю здесь фото колоннад аналогичного по всем параметрам , он имеет те же габариты - примерно 100 м. на 50 м. Почувствуйте разницу, размер колоннады святилища в Сардах воистину эпический. Плюс там сохранились две колонны на полную высоту - 16 м.

И вот, что можно увидеть в эфесском котловане - достаточно жалкое подобие колонны, никаких 18 м. высоты у которой быть не может. Т.е. или эфесское чудо света существенно уступало размерами храму Артемиды в Сардах, или в котловане находятся обломки какого-то другого сооружения. Но, вероятнее здесь первое, видимо храм Артемиды не выделялся какими-то значительными размерами.

Сейчас в этом болотце обитают специальные водоплавающие собаки)

Почему-то очень грустные. Хотя почему - понятно, история здешних мест грустная, вот собаки и грустят, а еще тогда было очень жарко)

Можно предположить, что святилище Артемиды в Эфесе погибло из-за агрессивной рекламы и близости к побережью (стройматериалы храма можно было легко грузить на корабли и растаскивать по всему свету) Поэтому крупные античные святилища в Сардах и, например, в Дидимах сохранились лучше, чем широко разрекламированное чудо древнего мира.

Река Каистр видимо создавала в Эфесе настоящие бедствия своими разливами, так как результаты ее деятельности - речные наносы, ощущаются здесь повсеместно. Даже средневековые турецкие мавзолеи 15 века вросли в землю очень глубоко - на 3-4 метра, что уж тут говорить о постройках до н.э. Эту территорию можно перекапывать еще 1000 лет, весь древний город находится глубоко под землей.

В византийское время город пришел в серьезный упадок, когда турки-сельджуки захватили Эфес в 1090 г. от него осталась только маленькая деревня. Следующий расцвет Эфеса или Айясолука начался с приходом сюда турецкой династии Айдыногуллары в начале 14 века. Они превратили город опять в порт, здесь базировался сильный флот бейлика Айдын с помощью которого турки занимались пиратством и держали в страхе все Эгейское море. Они понастроили в городе значительное количество мечетей, караван-сараев, мавзолеев, многие из них дошли до нашего времени.

Средневековая турецкая баня тоже вросла в землю по самую крышу. К сожалению, баня была полностью огорожена забором и закрыта на замок. К своему удивлению, я выяснил, что Эфес самый "огороженный" город в Турции из всех, где я бывал. Как правило, эта болезнь здесь не очень распространена, но видимо в Эфесе сказывается высокая туристичность места. Поэтому буквально все закрыто решетками, например, в верхнюю крепость Сельчука тоже попасть нельзя, она постоянно закрыта на якобы реконструкцию, и продолжается это не одно десятилетие.

Теперь приступим к осмотру второго значительного объекта в Сельчуке - руинам базилики Св. Иоанна, расположенной на замковой горе. Апостол Иоанн, как известно, долго жил в Эфесе и здесь же был похоронен. Знаменитый Апокалипсис Иоанна, часть Нового Завета, был написан тоже тут. Все действие Откровения Иоанна происходит на западе Малой Азии, все семь церквей апокалипсиса находились вблизи Эфеса.

"Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию"

Крепостные стены крепости Агиос Теолог (Святого Богослова).

Базилика Св.Иоанна была возведена императором Юстинианом I (483-565 гг.) на месте старой небольшой церкви, которая, по преданию, стояла на месте могилы любимого ученика Иисуса Христа. Эта базилика стала крупнейшим храмом Византии, длинной более 100 метров, с шестью куполами, она была схожа с церковью Св. Апостолов в Константинополе.

В 7-8 вв. церковь была окружена крепостными стенами, так как начались суровые времена арабских набегов. Внутрь крепости вели единственные ворота, их прозвали Воротами Гонений, так как они были украшены рельефом с изображением погибших греческих героев. Вот как описывает крепость В. Теплов, чье мнение я здесь уже приводил:

>>>На горе Прионе ныне стоят развалины замка позднейшей конструкции, построенного мусульманскими эмирами из материалов, извлеченных из древних зданий; интереса этот замок представляет довольно мало, да в добавок доступ к нему от наваленных камней чрезвычайно труден. Над воротами этой крепости в былое время красовался барельеф, изображавший смерть Гектора или Патрокла. Изваяние это долго принималось за изображение страстей христианского мученика, почему и ворота эти были названы “вратами гонения". Англичане увезли к себе и этот барельеф.

Внутри замка, башни которого четырех-угольные — небольшая мечеть, несколько жалких лачуг и груды обломков.<<<

Ворота Гонений крепости Сельчука.

Интереснейшая деталь рассказа Теплова в том, что он не упоминает о существовании церкви Св. Иоанна в крепости. Он вообще не знал, где она находилась, и считал, что возможно на ее месте находится главная мечеть Сельчука. Т.е. во время посещения Тепловом Эфеса (в 1880-90 гг.) никаких руин базилики в крепости не было.
А более ранний его предшественник - русский путешественник Норов Авраам Сергеевич, кстати, министр просвещения Российской империи, в 1840-х годах ничтоже сумняшеся считал, что мечеть Иса-Бея и есть церковь Св. Иоанна, и премного по этому поводу сокрушался.
Все это лишний раз доказывает, что нынешние руины церкви Св. Иоанна являются новоделом в самом чистом виде. Остатки базилики откопали только в первой половине 20 века, и весь 20 век шла реконструкция храма.

Ворота Гонений вид изнутри крепости.

Платформа где располагался атриум - открытый двор базилики. Когда смотришь на это строение, сложно представить, какой объем восстановительных работ здесь проводился.

Недостатка в стройматериалах у строителей базилики естественно не было, рядом находились руины античного Эфеса. Возможно именно с этим обстоятельством связаны огромные размеры строения.

Внутренний объем церкви, вид от алтаря на запад. В центре четыре колонны отмечают место могилы Иоанна Богослова.

Могилу апостола попытались вскрыть, но внутри ничего не нашли.

Так выглядела базилика Св. Иоанна возведенная императором Юстинианом в 6 веке. На переднем плане платформа с открытым двором.

Вид сбоку. Здесь виден баптистерий и небольшая сокровищница на переднем плане.

Апсида церкви Св. Иоанна.

Плиты алтарной преграды.

Несущие столбы сооружения.

Руины баптистерия

Базилика Св. Иоанна перестала существовать в 14 веке, возможно она погибла при землетрясении в 1360-х годах. Ее гибель часто связывают с нашествием Тамерлана, как известно, Железный Хромец взял Эфес приступом в 14 веке. Правда, маловероятно, что воины Тимура целенаправленно разрушали такое огромное здание. Вероятнее всего, что здание постепенно ветшало и разрушалось. Оно, кстати, успело побывать и исламской мечетью, видимо базилика Иоанна выполняла функции пятничной мечети Айясолука, пока не построили соборную мечеть Иса-Бея. И скорее всего мечеть Иса-Бея возвели именно потому, что погибла византийская базилика - нужно было строить новое большое здание.

Капители колон.

Мраморный ящик с отверстием.

К юго-востоку от церкви располагался дворец епископа, от него остались достаточно внушительные руины. Это скопище колон и стен видимо и есть бывший дворец.

Вид на современный город Сельчук.

Как я писал выше, доступ в крепость Сельчука сейчас закрыт, но я попытался туда пробраться.

Я заметил, что по уступам стены прыгают турецкие ребятишки, значит заграждения здесь не сплошные, и где-то есть зазор, куда можно пролезть. Я нашел эту дырку и тоже пошел вдоль стены цитадели.

Стены крепости возводились по классической схеме в две линии, где передняя стена была существенно ниже задней. Правда, передняя стена хуже сохранилась.

К сожалению на воротах крепости стояла решетка, внутрь попасть было нельзя, и мне пришлось возвращаться.

Башня крепости сложенная из многочисленных сполий.

Вода в цитадель поступала по акведуку, его длина более 600 метров. Возвели его также при Юстиниане в 6 веке.

Вода из акведука попадала в цистерну рядом с Воротами Гонений. При этом цистерна эта находится за крепостными стенами. В крепости естественно тоже есть цистерны, но я их не заметил. Когда-то этот резервуар имел крышу, ее держали колоны с коринфскими капителями.

И последней осмотрим мечеть Иса-Бея, из всех трех великих сооружений Сельчука этот шедевр исламской архитектуры сохранился лучше всего.
Мечеть возвели в 1375 г., видимо, после разрушения базилики Св. Иоанна. Серьезные размеры соборной мечети свидетельствуют о приличном населении Айясолука при династии айдынских беев. Видимо, пиратство приносило ощутимый доход, Эфес опять стал городским центром, а не деревней.
Бросается в глаза сходство мечети Иса-Бея и знаменитой - мечеть Айясолука действительно строил выходец из Дамаска.

Мечеть Иса-Бея вполне гармонично смотрелась бы и в Стамбуле, она может конкурировать размерами со многими более поздними османскими строениями. Уже многие признаки стамбульских мечетей здесь присутствуют - открытый двор и общая устремленность вверх, не хватает только большого купола.

Сталактитовый портал и характерное для Сирии черно-белое украшение фасада.

Над порталом главного входа высится только один минарет, как правило всегда делали два вблизи стоящих минарета, такое архитектурное решение характерно для иранских мечетей. Я думал, что изначально их действительно было два, просто один обвалился, но, видимо, так и было задумано. Второй минарет здесь был, но он располагался аналогичным способом на противоположном входе в мечеть.

Минарет мечети Иса-Бея вид из внутреннего двора.

Арки и своды минарета.

Внутренний двор мечети с садом. Когда-то по краям двора здесь существовали крытые галереи, как и в мечети Омейядов, сейчас от них осталось лишь несколько колонн. Колонны, естественно, позаимствовали из руин Эфеса.

Арка противоположного входа в мечеть.

Во дворе выставлено множество турецких надгробий

Внутри сходство с мечетью Омейядов еще больше, чем снаружи. Гранитные колоны позаимствовали тоже из Эфеса.

Когда-то изразцы покрывали весь купол, сейчас они сохранились только на парусах.

Реставрация в мечети закончилась совсем недавно, еще в середине 20-го века здесь не было крыши, а в 19 веке мечеть использовали как караван-сарай.

Обломки потолка, видимо, из воротной башни.

Сейчас похоже на то, что потолок сделали металлическим.

Надо признаться, что я осмотрел Сельчук поверхностно, если походить по улицам города, можно найти много других объектов - ранних турецких мечетей, мавзолеев. Я же ограничился только самыми известными. И к сожалению, я не смог попасть в известный музей Эфеса, там выставлено много артефактов из раскопок, он был закрыт на реконструкцию. По хорошему, на один район Эфеса нужно потратить несколько дней на осмотр, я же там был чаще проездом. Пост о римском Эфесе я сделаю позднее.

Мои посты посвященные западу Малой Азии.

В далекой древности греческий Эфес был крупным торговым портом. И именно здесь располагалось одно из семи древних чудес света - храм Артемиды Эфесской.

Храм Артемиды в Эфесе: история, краткое описание, интересные факты

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

Артемида

В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига - остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

К III веку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

Территория Древней Греции почти совпадает с границами современного государства, но некоторые части теперь отошли другим странам. Так произошло с Эфесом, теперь он принадлежит Турции. Древний город был заложен на берегу Эгейского моря, постепенно оно мелело, унося с собой былую славу и процветание. Но на пике расцвета в городе возвели храм, равного которому по величине и красоте еще никто не видел. Позже всемирную известность принесли археологические раскопки, при которых обнаружились многочисленные руины древних построек. Храм Артемиды в Эфесе ученые опознали по единственной уцелевшей колонне.

История храма полна величественных и трагичных событий. Об облике сооружения можно судить только по реконструкции на основе найденного фундамента и нескольким мелким фрагментам. Но и этого оказалось достаточно, чтобы обнаружить много интересных фактов об одном из 7 чудес света.

Великий храм Античного мира

Артемида почиталась как покровительница охоты, животных, семейных отношений, плодородия. К ней обращались с мольбами о помощи беременным и роженицам. Символично, что место для строительства храма выбрали неподалеку от древнего святилища, посвященного карийской богине плодородия.

Первые постройки были из дерева. Они постоянно разрушались от землетрясений, сгорали при пожарах, приходили в негодность от влажного климата и древесных вредителей. После многочисленных попыток сохранить здание, было принято решение возвести для почитаемой богини большой светлый храм.

Краткое описание, история

Строительством занялись самые известные мастера того времени. В город пригласили из Кносса архитектора Херсифрона. Он создал проект, по которому начал строится храм Артемиды в Эфесе, впоследствии ставший чудом света.

Сооружение одного их самых величественных храмов шло долго и конечно, одной человеческой жизни не хватило. Следующим, кто продолжил строить храм Артемиды в Эфесе, стал сын архитектора Метаген, после него - зодчие Деметрий и Пеонит.

Полностью воссоздать облик храма не удалось, о внутреннем убранстве можно судить только по оставшимся описаниям и уже не определить, факты ли это или художественный вымысел. Достоверно известно, что длина основания составляла 105 м, ширина 51 м. Количество колонн, поддерживающих свод, достигало 127, высота каждой - 18 м. Ко входу вели широкие ступени, портик был украшен искусно высеченными барельефами. Центральную часть опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.

Основным материалом стал мрамор, им же облицована часть внутренних помещений. Перекрытия и часть декоративных элементов выполнили из дерева. Центральной точкой храма был постамент со статуей богини высотой 15 м., инкрустированная драгоценными камнями и золотыми пластинами.

Следует знать! Статуя удивительной красоты стала еще одной причиной того, что храм Артемиды в Эфесе причислен к семи чудесам света.

Над постройкой и украшением трудились выдающие мастера древности:

  • рельеф колонн - Скопас;
  • украшение алтарной части - Пракситель;
  • росписи и фрески - Апеллес.

Каждый из них вложил кусочек души в свое творение, поэтому храм был не просто чудом света - им восхищался каждый, кому довелось побывать в нем или даже посмотреть на величественное здание издали. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для почитания богини.

Место для постройки искали долго. Жители и мастера, наученные горьким опытом обрушения предыдущих конструкций, подошли к решению вопроса творчески. За аксиому взяли факт, что в городе и окрестностях регулярно происходят сильные колебания почвы. Значит, следует их погасить. Путем расчетов пришли к выводу, что болотистая местность меньше подвержена резким сотрясениям. Так были найдены руины древнего капища, на месте которых начали рыть котлован. Чтобы создать надежную основу, гасящую колебания, котлован заполнили углем и шерстью, уложив их слоями. В процессе постройки возникало еще много сложных ситуаций, но они успешно решались, благодаря находчивости строителей.

Интересные факты о храме Артемиды в Эфесе

В постройке участвовали многие, одни помогали финансами, другие вкладывали умение, третьи предлагали новые технические решения. Совместными усилиями было возведено уникальное по тем временам здание, постепенно ставшее центром политической и культурной жизни города.

Важно! Жрецы давали на территории храма неприкосновенность при условии, что человек пришел без оружия.

Вокруг возведения здания возникло несколько легенд. Учитывая пристрастие греков к всевозможным мистическим событиям, это не удивительно.

  1. Считается, что мрамор в окрестностях нашли с помощью баранов. Два самца затеяли драку и один стукнул рогами по скале, открыв мраморный скол. Проблема материала для постройки и облицовки была решена.
  2. Долго не могли решить задачу транспортировки колонн. Их размер и вес глубоко вдавливал повозки в песчаную поверхность. Их стали обшивать деревом, вбивая при этом в торцы прутья. Затем волы волоком тащили колонны к подножию здания.
  3. Иначе как вмешательством Артемиды трудно объяснить феномен установки колонн в идеально вертикальное положение, а также укладку каменной балки порога.
  4. Горизонтальные перекрытия, архитравы, нужно было уложить так, чтобы не повредить капители колонн. Снова применили нестандартный подход, предварительно уложив несколько пешком. Архитравы весом выдавливали песок, он постепенно высыпался, а перекрытия плавно становились на место.
  5. Кроме статуи богини, во внутренних помещениях хранилась уникальная картина, на которой изображен Александр Македонский в образе Зевса с мечом - молнией в руке. Причем мастерство художника было таково, что создавалось впечатление, будто острие выходило за рамки картины, а глаза героя следили за перемещением посетителей.
  6. В исторических летописях зафиксировано, что значительную сумму на строительство пожертвовал Крез.