Икона «Вера Надежда Любовь и мать их София. Икона «Вера, Надежда, Любовь и Мать их София Кто мать веры надежды и любви

30 сентября – важное число для многих, ведь в этот день Церковь чтит память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а значит и большинство женщин с этими именами отмечают свой день ангела. Впрочем, вопреки представлениям, далеко не все обладательницы этих прекрасных имен празднуют именины именно этого числа, у некоторых из них день ангела приходится на другую дату.

В этом материале мы собрали подробную информацию о празднике Веры, Надежды, Любви и матери их Софии: о жизни святых мучениц, традиции их почитания, молитвах к ним и других датах праздников, связанных с этими именами.

Жизнь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Вера, Надежда, Любовь и матерь их София – раннехристианские мученицы, жившие во 2 веке нашей эры в Римской империи. Известно, что София была родом из Милана. Она рано овдовела, после чего перебралась в Рим. Своих дочерей София воспитывала в христианской вере и даже дала им имена в честь главных христианских добродетелей – Вера, Надежда и Любовь.

В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа. Маленьких девочек (старшей Вере тогда было всего 12, а младшей Любови лишь 9) арестовали, подвергли истязаниям, а затем умертвили на глазах их матери. Сама София скончалась на следующий день у могилы своих дочерей. Но трагическая судьба на земле обернулась для мучениц вечной славой в ином мире. Церковь причислила их к лику святых и сегодня по молитвам к ним происходят чудеса.

Интересно, что в русской традиции имя София (что по-гречески означает «Мудрость») так и осталось без перевода, а вот имена ее дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) прижились у нас уже в русском переводе.

Подробнее о житии и канонизации Веры, Надежды, Любви и матери их Софии можно прочесть в нашем большом материале.

Именины (день Ангела) Веры, Надежды, Любови и Софьи – не только 30 сентября!

Большинство девушек с именами Вера, Надежда, Любовь и София отмечают именины именно 30 сентября. Но в церковном календаре есть и другие праздничные даты, связанные с этими именами. Более того, в последние годы таких дат стало больше, потому что Русская Православная Церковь канонизировала новых святых, пострадавших за веру уже в 20 веке.

Даты именин Веры, Надежды, Любови и Софии приведены ниже:

Дни Ангела для Веры:

Дни Ангела для Надежды:

День Ангела для Любови:

Дни Ангела для Софии:

28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.

Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София издавна почитаются во Франции, в Эшо близ Страсбурга, куда частицы их святых мощей были перенесены более 1000 лет назад. 10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима, который был тогда центром католического аббатства.

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.

В монастыре собирались свидетельства о чудесах, которые происходили у мощей святых мучениц. Они привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».

Вплоть до Французской революции мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии хранились в аббатстве.

Однако в 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а святые мощи были растоптаны и сожжены революционерами.

В монастыре был устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.

После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников, остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.

С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.

К мощам не оскудевает поток паломников, в том числе и из России. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.

Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии

Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии Православной Церковью был составлен акафист, а также написана краткая молитва.

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Кондак мучениц

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Иконы, картины с изображением мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

С вятые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София (+ ок. 137) пострадали в Риме при императоре Адриане. Святая София, твердая христианкa, сумела воспитать своих дочерей в горячей любви к Господу Иисусу Христу. Слух о благонравии, уме и красоте девиц дошел до императора Адриана, который пожелал их увидеть, узнав, что они христианки. Святые девы, понимая, с какой целью их призывает император, обратились с горячей молитвой к Господу, прося Его об укреплении их духовных и телесных сил в страданиях. Их самоотверженная мать радостно благословила их на мученический подвиг, убеждая дочерей не бояться кратковременных мук и твердо стоять за веру в Христа Спасителя.

Когда святые предстали пред императором, все были изумлены спокойствием их духа. Казалось, они пришли на пир, а не на мучения и смерть. Адриан призывал по очереди всех трех сестер и ласково убеждал их принести жертву богине Артемиде, но получил от всех твердый отказ и согласие претерпеть все муки за Господа Иисуса Христа. Император приказал жестоко истязать сначала старшую - Веру, затем Надежду и младшую - Любовь, стремясь устрашить юных христианок лютостью мучений старших сестер. Но Господь Своей невидимой силой сохранял их непоколебимыми. Мать их, святая София, видя истязание дочерей, проявляла необыкновенное мужество и находила в себе силы убеждать их терпеть страдания, ожидая награды от Небесного Жениха. И святые девы радостно приняли свой мученический венец. Святой Софии разрешили взять тела дочерей, чтобы предать их земле. Она положила их в ковчег, с почестью отвезла на колеснице за город, похоронила, три дня сидела у могил и, наконец, предала свою исстрадавшуюся душу Господу. Верующие погребли ее рядом с могилами ее дочерей. За великие муки матери, пережившей страдания и смерть своих дочерей, без колебаний предав их в волю Божию, святая София удостоилась быть прославляемой как великомученица.

Мощи святых Веры, Надежды, Любови и Софии покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.

Вера, Надежда и Любовь – это не просто три женских имени, но и три христианских добродетели, упомянутые в Первом послании к Коринфянам апостола Павла. Они имеют огромное значение для христианства. Именами этих библейских добродетелей назвала своих трёх дочерей святая София, которая вместе с ними пострадала за христианскую веру.

Когда праздник Вера, Надежда, Любовь?

Ежегодно 30 сентября отмечается праздник в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, пострадавших во II веке за христианскую веру. В церкви в этот день проходит молебен в честь святых мучениц, а у их икон верующие люди просят помощи и заступничества. Молитвы этим святым помогают обрести семейное счастье и построить крепкий брак. Им часто молятся о рождении ребенка и здоровье детей, а ещё молитвы святому семейству помогают избавиться от болей суставов и женских болезней, вернуть в дом радость и покой, оградить близких от искушения, направить их на путь истинный.

Вера, Надежда, Любовь: история и значение праздника

Во времена правления императора Адриана (117-138) в Рим прибыла из Милана вдова София с тремя дочерями, которые были названы в честь главных христианских добродетелей – Вера, Надежда, Любовь. И хотя в те годы жестоко преследовали верующих во Христа, мать воспитала своих детей в христианском благочестии.

Девочки подрастали, возрастали в них и добродетели. Постепенно по всему Риму распространился слух об их красоте и премудрости. Дошел слух и до императора, приказавшего привести мать с дочерьми к нему.

Побеседовав с девочками, Адриан был поражен твердостью веры юных дев (на тот момент Вере исполнилось 12, Надежде – 10, а Любови – 9 лет). Он приказал приводить их по-отдельности, надеясь, что сможет убедить отречься от Христа.

Первой перед тираном предстала Вера. Она уверено ответила на льстивые речи императора, осудила его злые и нечестивые замыслы против христиан. В гневе Адриан приказал раздеть девочку и бичевать её нещадно. Потом ей отрезали сосцы, но из ран вместо крови потекло молоко. Веру не смогли сломить и другие мучения, выпавшие на её долю, ведь она была ограждена силой Божией. Тогда правитель приказал обезглавить мученицу.

Потом император приказал привести Надежду. Она тоже была тверда в вероисповедании, как и её сестра. Её бичевали, а затем отправили в горящую печь, но огонь погас. После долгих мучений она тоже приняла смерть от меча.

Затем разгневанный Адриан призвал к себе девятилетнюю Любовь, которая проявила такую же стойкость, как и её старшие сестры. Её подвесили на дыбы и так сильно растянули, что начали ломаться суставы на руках и ногах. Девочку тоже бросили в пылающую печь, но её спас ангел. Тогда мученицу усекли мечом.

Император не стал пытать Софию, понимая, что никакие мучения не поколеблют веру женщины, которая так стойко наблюдала за страданиями и смертью своих детей. Он разрешил ей забрать тела дочек. София положила их останки в ковчег и на колеснице отвезла за город, где похоронила на высоко месте. Три дня мать сидела у их могилы, а потом мирно предала свою душу Господу.

Тело Софии верующие погребли на том же месте, где она похоронила своих детей. Её, как и дочерей, причислили к лику святых мучеников, хотя страдания за Христа она приняла не телом, а сердцем.

Мощи мучениц в VIII веке из крипты кладбища святого Панкратия в Риме были перенесены в построенную церковь святого Сильвестра на Марсовом поле. Часть мощей мучениц преподнесли в дар монастырю святой Иулии (Италия). В мае 777 года по просьбе епископа Ремигия мощи мучениц перенесли в женский монастырь святого Трофима в Эшо под Страсбургом.


Храм святого Трофима в Эшо

Святыня привлекла к себе множество паломников и для приезжих построили большую гостиницу. Во времена Французской революции монастырь был разграблен, а мощи похищены. По одной из версий, монахини, чтобы укрыть мощи мучениц от поругания, зарыли их на монастырском кладбище в неизвестном месте, где они находятся и сегодня.

В 1898 году монастырский храм святого Трофима объявили историческим памятником и начали постепенно его восстанавливать. В апреле 1938 года католический епископ Шарль Руш из Рима привез в Эшо две новых частицы святой Софии. В настоящее время в храме находится рака с частицей мощей.


Мощи святой мученицы Софии, матери свв. мцц. Веры, Надежды и Любови, пострадавших за Христа в правление императора Адриана (117-138)

Праздник Вера, Надежда, Любовь: традиции, приметы, что можно и нельзя делать

На Руси в этот день отмечали девичий (бабий) праздник, который ещё называли кумовник или всесветная бабья выть. Только начинался он не с веселья, а с плача, оттого и получил такое название. Плакали все: и те, кому было о чем плакать, и те, у кого все в жизни хорошо складывалось. Женщины плакали о судьбе близких и родных, ведь «бабья судьба не бывает одна». Традиция в этот день плакать связана со святой Софией, которой пришлось смотреть на то, как мучают её дочерей за приверженность к христианству. Женщина страдала и плакала о своих дочерях, но была непоколебима в своем мужестве и убедила девочек терпеть во имя Христа.

В понимании наших предков, слезы и плач в этот день служили своеобразным оберегом. Они верили, что если женщина хорошо поплачет, то в течение года никакие беды, болезни и неприятности её семье будут не страшны. Вообще в народной традиции слезы – это не только выражение горя или печали, но и форма ритуального поведения. Например, невеста всегда перед свадьбой плакала, прощаясь с родным домом.

Представительниц прекрасного пола в этот день поздравляли с праздником. Праздновали бабьи именины обычно три дня в честь женских Добродетелей и материнской Мудрости. Делали это широко и щедро. Особенно чествовали девочек и женщин, которых звали Верой, Надеждой, Любовью и Софией: для них пекли особые крендельки. Женщины освобождались от любой работы, даже по дому.

Эти женские имена народная мудрость слова запечатлела в пословицах и прибаутках:

Хоть и Любовь, да не люба.

Люба парню девка Любаша – к венцу, а не люба – к отцу.

Надейся Надежда на добро, да жди худа.

Бабушка Надежда, на чужое надейся, да своё паси.

И Вере не поверю, если сам не увижу.

По традиции, сохранившейся с дохристианских времен, в селах в этот день устраивали «деревенские святцы»: вечером молодежь собиралась вместе, чтобы себя показать и на других посмотреть. Влюбленные девушки читали специальные заговоры, чтобы понравившийся им парень ответил взаимностью, чтобы любовь «в огне не горела, в воде не тонула и зимой студеной не замерзла». Верили, что у них все обязательно сбудется.

Замужние женщины, чтобы уберечь свою семью от всего дурного, утром шли в церковь, где покупали три свечи. Одну ставили перед ликом Богородицы, вторую – перед иконой святых мучениц, а третью забирали домой. Днем пеки каравай, а в полночь в его центр ставили последнюю свечу, зажигали её и читали молитву Вере, Надежде, Любови и Софии о любви:

Девушки, которые хотели поскорее выйти замуж, тоже в этот день пекли обрядовую выпечку, над которой читали молитву святым мученицам о замужестве:

Затем этой выпечкой угощали понравившегося парня.

Последний день сентября получил и другое название – Кумовник. Он несет в себе довольно давние корни и празднуется народом не только как именины Веры, Надежды, Любви и Софьи. В былые времена в этот день почитали славянских богинь, однако не сохранилось достоверных сведений об этом, поэтому имя Любовь связывали с богиней Ладой, Вера – с богиней Лелей, Софья – с богиней Зарей, Надежда – с Макошью.

В это время чествовали высшие силы. Важность праздника Кумовник заключается в том, что даже в мыслях нельзя желать кому-либо зла и вреда, чтобы не прогневить богинь, почитаемых в этот день. А ещё, это наилучшее время, когда можно избавиться от сглаза и порчи даже без специальных очистительных обрядов. Главное – никому не желать плохого и быть настроенным на позитивный лад.

Приметы дня:

  1. Если в этот день полетели журавли, то на жди мороза, а если нет, то зима наступит позже.
  2. Пасмурное утро сулит хорошую погоду в ближайшие дни.
  3. Если день солнечный и теплый, то зима наступит поздно.
  4. Люди, родившиеся 30 сентября, обладают даром мирить людей. В качестве талисмана им подходит цитрин.
  5. Сон с 29 на 30 сентября осуществиться через месяц. Особенно велика вероятность исполнения для именинников дня. Сновидение, увиденное днем 30 сентября, сбудется, но не скоро.

В этот день не забудьте помолиться святым мученицам. Если молитва будет идти от самого сердца, то она обязательно будет услышана.

Видео: Жития святых – мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София

30 сентября 2018 года православная церковь отмечает праздник великих святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Этот церковный праздник в простонародье называют еще Бабьими именинами. С этой датой связывают множество интересных традиций, которые дошли до наших времен. В данной статье речь пойдет о краткой истории праздника, а также о том, какими делами можно заниматься в этот день, а на какие наложен запрет.

История праздника

Итак, 30 сентября отмечается церковный праздник, полное название которого - День святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. История своими корнями уходит глубоко в прошлое. Это случилось во 2 веке в Италии. В одном из городов жила София и было у нее три дочери. Они исповедовали христианство. Тогда были достаточно тяжелые времена в плане религии, так как в Италии большинство людей были язычниками. Однако, мать и девочки совершенно не скрывали своей веры, за что и поплатились. Семью подвергли жестоким испытаниям, а потом расправились с ними. Все четыре мученицы, претерпевшие страдания во имя Христа, были причислены к лику святых.

Молитва Вере, Надежде, Любови и матери их Софии о любви

«О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие! К вам ныне со усердною молитвою притекаем. Что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия добродетели пребывающия, во ихже образ нареченныя, самою вещию оныя явисте? Умолите убо Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, и сохранит, и Того славу, яко солнце незаходимое, зрети да сподобит. Споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных, и щедрот Своих да сподобит нас Христос Бог, Емуже славу возсылаем, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Что можно и нужно делать в этот день

В старину люди считали, что в этот день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии необходимо выговориться, поплакать, высказать все свои страхи и обиды вслух. Выплакав все накопившиеся слезы и высказав весь негатив, считалось, что человек получал так называемый оберег на один год, который защищал семью от всего плохого.

Бабьи именины отмечали стандартно и с широким размахом 3 дня. А для тех, кто родился в этот день, пекли особенные угощения. Молодые люди устраивали смотрины, знакомились друг с другом. Если между парнем и девушкой образовалась взаимная симпатия, шли знакомиться с родителями. И спешили это сделать побыстрее, так как 14 октября - праздник Покрова, с приходом которого начинался свадебный сезон.

Для тех женщин, которые вышли замуж, рекомендовалось в этот день сохранять мирную и спокойную обстановку в семье. Для этого они организовывали специальные обряды. Приобретали в церкви 3 свечи, 2 из них ставили там же перед иконой Иисуса Христа. Третью приносили домой. Когда время близилось к полуночи эту свечу втыкали в центр хлебного изделия. Потом поджигали и 40 раз говорили об исчезновении всего дурного из дома и просили о том, чтобы в нем поселился мир и спокойствие. Когда наступало утро, этим хлебом кормили всех, кто обитал в доме, за исключением гостей. Необходимо было крайне аккуратно кушать хлеб, не проронив ни крошки, но в случае, если крошка падала на пол, ее обычно не выкидывали.

Что нельзя делать в этот день

В этот день женщинам не разрешалось работать, в том числе нельзя было выполнять даже мелкую домашнюю работу. Им нужно было только плакать и плакать. И поэтому праздник получил еще одно неофициальное название - Бабье вытье. Весьма интересный факт - в этот день рекомендовалось рыдать без исключения всем женщинам, которые хотели получить заветное семейное счастье, а также любимого суженного.

Вконтакте

Святые мученицы ВЕРА, НАДЕЖДА и ЛЮБОВЬ и их мать СОФИЯ (†137)

Вера, Надежда, Любовь и мать их София (греч. Мудрость) — святые мученицы, жившие во II веке в Риме. Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершался их мученический подвиг.

Прошло уже более 100 лет с тех пор, как ученики Иисуса Христа, святые апостолы разошлись по всему миру проповедовать Святое Евангелие. В те времена самым большим государством была Римская империя, которую населяли языческие народы. Но с каждым днём христиан в Римской империи становилось всё больше и больше. Их ненавидели и боялись ревностные язычники, их проклинали языческие жрецы. Христианам не разрешалось строить храмы и для богослужений они собирались в отдалённых домах или горных пещерах. Преследовали христиан и римские правители. Император Траян издал указ против христиан, повелевающий открыто их обвинять, привлекать к суду и казнить. Тысячи последователей Христа были распяты на крестах, сожжены на кострах, обезглавлены или затравлены дикими зверями.

В это тяжёлое для Церкви время жила благочестивая христианка София, что в переводе с греческого означает «Премудрость ». Она родилась и выросла в богатой семье. Её окружали многие искушения и соблазны мира, но она ревностно исповедовала веру Христову. Даже, когда она вышла замуж за язычника, любящий муж не запрещал ей верить в Господа.

Живя в честном супружестве, благочестивая София родила трех дочерей и назвала их именами главных христианских добродетелей: Пистис , Эльпис , Агапэ , что в переводе с греческого означает Вера , Надежда , Любовь . Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Отроковицы росли в труде и послушании, много времени уделяли молитве и чтению духовных книг.

Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Располагая достаточными материальными средствами, София всецело предалась подвигам христианского милосердия, помогая бедным. Она разделила своё имущество между бедняками и переселилась вместе с дочерьми в Рим. Всё своё внимание и заботу она обратила на воспитание детей.

По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.

Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и правитель той части Рима, где жила София - претор Антиох, и пожелал их видеть. Святые отроковицы явились к нему и не стали скрывать своей веры во Христа. Разгневанный Антиох донёс на них императору Адриану (117-138), и тот велел привести их к нему во дворец на суд и заставить отречься от своей веры.

София хорошо понимала, что ожидает ее на этом суде, если она твердо исповедает христианскую веру и знала, что за неповиновение их ждет там только одно - смерть….


София беспокоилась за своих дочерей, которых, как она знала, судьи не постесняются предать на мучения. Устоят ли они в исповедничестве или нет - вот что её беспокоило. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти.

Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет) оставались непреклонны.

Удивленный смелостью юных христианок, император, не желая вступать с ними в продолжительную беседу и судить их, отослал Софию вместе с дочерьми к одной знатной римлянки-язычнице Палладии, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой святые девы не изменили своих убеждений. Тогда через 3 дня их снова привели к императору Адриану.

Видя, что "по-хорошому" убедить не получается, разгневанный император приказал жестоко истязать их и предать различным пыткам: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их.

Палачи начали с Веры, старшей дочери Софии. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее кнутами, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.

Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки.

Юную Надежду сначала подвергли бичеванию, а потом бросили в огонь. Но огонь не причинил ей вреда. Тогда её подвесили на дереве и стали царапать тело железными крючьями. После этого Надежду бросили в котёл с кипящей смолой. Но тут случилось чудо: котёл раскололся, а смола разлилась, обжигая палачей. Однако это не вразумило императора - гнев затмил его совесть и разум. Он приказал отрубить ей голову.

Младшую, Любовь, привязали к громадному колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенеся невиданные муки, святая Любовь тоже была обезглавлена.

Святую Софию не подвергли телесным мучениям. Её подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Господа Иисуса Христа. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.

Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Пострадали они в 137 году.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.

ИСТОРИЯ МОЩЕЙ

Мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с 777 года вплодь до Французской революции (1789г.) покоятся в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо (Eschau, ранее Hascgaugia, Hascowia, Aschowa, Eschowe, что буквально переводится как "ясеневый остров").

Церковь святого Трофима в городе Эшо на востоке Франции, недалеко от Страсбурга. Церковь св. Трофима ранее была центром обширного бенедиктинского аббатства св. Софии, разрушенного после французской Революции (1789).

Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. Владыка Ремигий "торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму" (Завещание Ремигия, 15 марта 778 года).

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.

Мощи святых мучениц привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, "гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих".

В 1792 году, спустя 3 года после Французской революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10 100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями. После того, как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены историческим памятником, началось постепенное восстановление обители.


Саркофаг из песчанника XIV века, в котором до Революции хранились честные мощи свв. Софии и ее дочерей. Саркофаг с одной из частиц мощей св. Софии украшен стершимися от времени рисунками сцен из жития святых мучениц. С 1938 года в нем содержится одна из двух частиц мощей св. Софии, принесенных из Рима в том же году.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи св. Софии и ее дочерей, а другую - в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями. С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей св. Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.


Над саркофагом расположены скульптуры (слева-направо): св. мученика Христофора (250), свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, епископа Ремигия, основателя аббатства.

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ В ИСКУССТВЕ

Вера, Надежда и Любовь - это имена святых мучениц. Однако Вера, Надежда, Любовь - это еще и христианские добродетели, которые упомянуты в Новом Завете (1-е послание к Коринфянам апостола Павла): «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» .


Васнецов. «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)». Триптих (левая часть). Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха. Праведников, стремящимся к вратам Рая, сопровождают ангелы, поддерживая их и указывая дорогу. Вера, Надежда и Любовь испуганно льнут к своей матери Софии, не веря, что их нечеловеческие страдания позади.

В православном искусстве принято изображать Веру, Надежду и Любовь именно как святых мучениц, поэтому на иконах они представлены в виде маленьких девочек вместе с матерью Софией.


В западном искусстве Веру, Надежду и Любовь принято изображать как взрослых женщин, символизирующих христианские добродетели. Вера часто изображается с крестом, Надежда - с якорем, а Любовь - в окружении детей. Когда Вера, Надежда и Любовь изображаются рядом, то Любовь всегда находится в центре.

УРОКИ ИЗ ЖИЗНИ СВЯТОЙ СЕМЬИ

Святые дети Вера, Надежда и Любовь удостоились мученического венца и несказанного блаженства в райских чертогах Господа Бога. Они имели в себе «столп веры, крылья надежды и огонь любви».

Святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, убеждала дочерей не дорожить своей цветущей юностью, своей временной жизнью ради приобретения жизни будущей и этим оказала им самую большую любовь.

Так же должны и мы смотреть на эту кратковременную, скоропреходящую жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни, которой не будет конца. Жизнь наша кратковременна и дана она нам для приготовления себя к вечности. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, - и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает - и нет более человека. А если так, то жертвовать временной жизнью ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего есть высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа есть мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит:

«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35) .

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28) .

«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32) .

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37) .

Таким образом, Господь требует от нас жертвенной любви к Нему, любви делом, подобно тому, как засвидетельствовали ее делом святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, принеся Ему свои жизни.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак, глас 1
Софии честныя священнейшия ветви, Вера и Надежда и Любовь, показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию, и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Молитва мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
О, святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. А минь.

Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь и их мать София (из цикла «Мульткалендарь»)